Реализация государственной стратгии социально-экономического развития ДФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В истории становления российской государственности, в том числе и на современном этапе, одной из наиболее сложных и противоречивых проблем являлось формирование местного самоуправления. Это объяснялось многими причинами: спецификой историко-политическсго развития государства, его традиционным стремлением к централизации власти, экономическими и социокультурными факторами. Важное значение имело и разнообразие местных условий на огромных пространствах России, что в значительной степени порождало многообразие типов муниципальных образований, обусловленных их территориальной организацией.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие территориальных основ местного самоуправления 4
2 Территория и границы муниципальных образований 6
3 Изменение границ муниципального образования 10
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

2 территор орг-я местного самоуправления.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1 Понятие территориальных основ местного самоуправления 4

2 Территория и границы муниципальных образований 6

3 Изменение границ муниципального образования 10

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории становления  российской государственности, в том  числе и на современном этапе, одной из наиболее сложных и противоречивых проблем являлось формирование местного самоуправления. Это объяснялось  многими причинами: спецификой историко-политическсго развития государства, его традиционным стремлением к централизации власти, экономическими и социокультурными факторами. Важное значение имело и разнообразие местных условий на огромных пространствах России, что в значительной степени порождало многообразие типов муниципальных образований, обусловленных их территориальной организацией.

Проблема территории муниципального образования является актуальной и  для стран с более длительными  и устойчивыми традициями местного самоуправления. В зарубежных странах, как правило, проблема решается с  учетом региональных особенностей и  исторических традиций.

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положило начало очередной крупномасштабной реформе местного самоуправления. Одно из ключевых ее направлений - изменение  принципов территориальной организации  местного самоуправления, в том числе  формирование местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в  поселениях и муниципальных районах  с разграничением и закреплением за каждым уровнем собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

Актуальность исследования территориальной организации местного самоуправления обусловлена также  тем, что ее реформирование в соответствии с новым федеральным законом  вызвало принятие огромного массива  нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - РФ) и субъектов  Федерации, изменение действующих  законов, разработку новых муниципальных  правовых актов.

1 Понятие территориальных основ местного самоуправления

 

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны  с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов  власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые  делится территория государства. Такое  подразделение территории государства  именуется административно-территориальным  делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным  делением организуется государственная  власть на местах. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

- сельское поселение;

- городское поселение;

- муниципальный район;

- городской округ;

- внутригородская территория города федерального значения.1

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления, развивая конституционные нормы, закрепил территориально-поселенческий принцип  формирования муниципальных образований. В соответствии с нормами этого  Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации : в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В данных источниках законодатель исключает существование каких-либо поселений без местного самоуправления, доводит необходимость его существования до низовых поселенческих звеньев - сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Конституция Российской Федерации допускает изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий ( ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации ). Здесь определены общие подходы к формированию территориальных границ местного самоуправления.2

 

 

2 Территория и границы муниципальных образований

 

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности  и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

 Муниципальная территория  — это всегда и избирательная  территория, и территория проведения  местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в  территорию муниципального образования,  являются его муниципальными  землями. В состав территории  муниципального образования помимо  его собственных земель могут  входить земли государственные,  частные, земли других муниципальных  образований. В то же время  земли муниципального образования  могут находиться и за пределами  его территории. Муниципальная территория  — объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные  земли — объект гражданского  и земельного права.3

Закрепление границ муниципальных  образований удобнее проводить  опорой на три основных правила: 1) в  случае, если муниципальное образование  наделяется территорией, совпадающей  с территорией административно-территориальной  единицы (населенного пункта), его  граница определяется по границам соответствующей  административно-территориальной единицы  (населенного пункта); 2) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

Границы муниципальных образований  устанавливаются и изменяются в  соответствии со следующими требованиями :

1) территория субъекта  Российской Федерации разграничивается  между поселениями. Территории  с низкой плотностью сельского  населения могут не включаться  в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений,  за исключением территорий городских  округов, а также возникающие  на территориях с низкой плотностью  населения межселенные территории  входят в состав муниципальных  районов;

3) территорию поселения  составляют исторически сложившиеся  земли населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования,  территории традиционного природопользования  населения соответствующего поселения,  рекреационные земли, земли для  развития поселения;

4) в состав территории  поселения входят земли независимо  от форм собственности и целевого  назначения;

5) в состав территории  городского поселения могут входить  один город или один поселок,  а также в соответствии с  генеральным планом городского  поселения территории, предназначенные  для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков  и сельских населенных пунктов,  не являющихся муниципальными  образованиями);

6) в состав территории  сельского поселения могут входить,  как правило, один сельский  населенный пункт или поселок  с численностью населения более  1000 человек (для территории с  высокой плотностью населения  – более 3000 человек) и (или)  объединенные общей территорией  несколько сельских населенных  пунктов с численностью населения  менее 1000 человек каждый (для территории  с высокой плотностью населения  – менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный  пункт с численностью населения  менее 1000 человек, как правило,  входит в состав сельского  поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой  плотностью населения и в труднодоступных  местностях сельский населенный  пункт с численностью населения  менее 100 человек может не наделяться  статусом поселения и данный  населенный пункт может не  входить в состав поселения,  если такое решение принято  на сходе граждан, проживающих  в соответствующем населенном  пункте;

10) административным центром  муниципального района может  считаться город (поселок), имеющий  статус городского округа и  расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения,  в состав которого входят два  и более населенных пункта, как  правило, устанавливаются с учетом  пешеходной доступности до его  административного центра и обратно  в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного  пункта должна полностью входить  в состав территории поселения;

13) территория поселения  не может входить в состав  территории другого поселения;

14) территория городского  округа не входит в состав  территории муниципального района;

15) границы муниципального  района устанавливаются с учетом  необходимости создания условий  для решения вопросов местного  значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения  должна полностью входить в  состав территории муниципального  района.4

 

 

 

3 Изменение границ муниципального образования

 

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом  субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти в соответствии с Федеральным  законом. Инициатива населения об изменении  границ муниципального образования  реализуется в порядке, установленном  федеральным законом и принимаемым  в соответствии с ним законом  субъекта Российской Федерации для  выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной  власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями  соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной  власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в  силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Информация о работе Реализация государственной стратгии социально-экономического развития ДФО