Проблемы взаимоувязки жизненных циклов и технической, технологической, организационной, экономической, социальной и кадровой подсистем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть жизненные циклы организации и разные подсистемы предприятия. Выявить проблемы взаимосвязи жизненного цикла и подсистем организации.
Поставленная цель определила следующие задачи работы:
1. Изучить научную и специальную работу по поставленной проблеме.
2. Рассмотреть понятие "жизненный цикл организации".
3. Рассмотреть сущность и классификацию подсистем предприятия.
4. Подвести итоги проделанной работе, сделать выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы понятий «Жизненного цикла» и различных
«подсистем организации»
1.1 Сущность и этапы жизненного цикла организации………………………..5
1.2 Понятие и представление подсистем организации…………….................10
1.3 Поведение подсистем на этапах жизненного цикла организации…….....13
2. Анализ проблем взаимосвязи жизненного цикла и подсистем предприятия на примере ОАО «ДальСпецБытМонтаж» .
2.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «ДальСпецБытМонтаж».
2.2 Выявление и анализирование проблем ОАО «ДальСпецБытМонтаж».
2.3 Рекомендации по развитию ОАО «ДальСпецБытМонтаж»
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория менеджмента: теория организации»

на тему: «Проблемы взаимоувязки жизненных циклов и технической, технологической, организационной, экономической, социальной и кадровой подсистем  предприятия».

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы 41Е

Ванчугов А.В.

 Руководитель 

Бондаренко Людмила Ивановна

 

 

 

 

 

г. Хабаровск 2013г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы понятий «Жизненного цикла» и различных

«подсистем  организации»

     1.1 Сущность и этапы жизненного цикла организации………………………..5

     1.2 Понятие и представление подсистем организации…………….................10

     1.3 Поведение подсистем на этапах жизненного цикла организации…….....13

2. Анализ проблем взаимосвязи жизненного цикла и подсистем предприятия на примере ОАО «ДальСпецБытМонтаж» .

2.1 Основные  этапы жизненного цикла ОАО «ДальСпецБытМонтаж».

2.2 Выявление  и анализирование проблем ОАО «ДальСпецБытМонтаж».

2.3 Рекомендации  по развитию ОАО «ДальСпецБытМонтаж»

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому актуально на сегодняшний день понятие жизненного цикла организации и проблем её взаимосвязи с различными подсистемами.

Рождение любой  организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового покупателя, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Субъектами мировой хозяйственной системы на микроуровне являются организации, различные по размерам, организационно-правовым формам, сферам деятельности.

В теории менеджмента  развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают  организацию как развивающийся  во времени объект, имеющий жизненный  цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций  может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

Цель работы - рассмотреть жизненные циклы  организации и разные подсистемы предприятия. Выявить проблемы взаимосвязи жизненного цикла и подсистем организации.

Поставленная  цель определила следующие задачи работы:

1. Изучить научную  и специальную работу по поставленной  проблеме.

2. Рассмотреть  понятие "жизненный цикл организации".

3. Рассмотреть  сущность и классификацию подсистем предприятия.

4. Подвести итоги  проделанной работе, сделать выводы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы понятий «Жизненного цикла»  и различных «подсистем организации».

1.1 Сущность  и этапы жизненного цикла организации.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через которые проходит организация  за период своего функционирования.

Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

1. Становление – организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели ещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих  процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для неё характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своём развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

На этом этапе организация  является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведёт себя как серая мышка — подбирает зёрнышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.

На этапе возникновения  фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия — приспособительная: задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

2. Рост (стадия развития, этап коллегиальности) – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации  на этом этапе зависит:

- от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

- от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

- от готовности членов организации реализовывать решения лидера;

- от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить  индивидуальные особенности, как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нём успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Осложняется тем, что создатели  компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьёзное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются, не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учёта и контроля. В целом стадия роста характеризуется:

- увеличением числа сотрудников;

- разделением труда и ростом специализации;

- более формальными и обезличенными коммуникациями;

- внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации являются – создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного. Ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание её взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

Для максимально разностороннего  и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

3. Зрелость (стадия зрелости, этап формализации деятельности) — период стабилизации роста (развития), формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность.

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает  лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой  продукции и комплекса предоставляемых  услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной  и иерархической. Формализуются  политика и распределение ответственности, усиливается централизация.

Зрелость организации  означает, что ей удаётся сохранять  устойчивое положение во внешней  среде; показывает, что остальные  процессы переработки опыта и  встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.

Эти артефакты  обеспечивают широкое распространение  парадигм организации среди её членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

4. Упадок (этап реструктуризации) – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Этап характеризуется резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают, и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных  проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.

 

 

1.2 Понятие и  представление подсистем организации

Организация представляет собой открытую систему, состоящую  из многочисленных взаимозависимых  частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Организация состоит из подсистем, при этом обладает внутренними и внешними характеристиками. Поведение и характеристики каждой из подсистем определяются в зависимости от способа разделения организации на подсистемы.

Информация о работе Проблемы взаимоувязки жизненных циклов и технической, технологической, организационной, экономической, социальной и кадровой подсистем