Принципы развития и закономерности функционирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:47, лекция

Описание работы

Бурное и повсеместное применение общей теории систем как в технических, биологических, так и в социальных областях связано с возможностью использования общесистемных свойств, принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов. Эти общесистемные свойства, принципы и законы в полной мере применимы и к социальным организациям, являющимися по терминологии общей теории систем открытыми системами.

Содержание работы

1. Основные свойства организации, как открытой системы и их значение для неё.
2. Объективные законы организации.
3. Специфические законы организации.
4. Принципы статической и динамической организаций.

Файлы: 1 файл

3.Законы организации.docx

— 300.61 Кб (Скачать файл)

 

Глава 9. Принципы развития и закономерности                             функционирования организации

В результате изучения главы необходимо

ЗНАТЬ

1. Основные свойства организации,  как открытой системы и их значение для неё.

2. Объективные законы  организации.

3. Специфические законы  организации.

4. Принципы статической  и динамической организаций.

УМЕТЬ

1. Применять законы организаций для повышения их эффективности и устойчивости на каждой стадии жизненного цикла.

ВЛАДЕТЬ

1. Методами диагностики по определению стадии жизненного цикла, на котором находится организация.

2. Способами достижения  синергетических эффектов в деятельности  организаций.

9.1. Организация  как открытая система

Система в переводе с греческого означает «совмещать».

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных  элементов, образующих определённую целостность, некоторое единство.

Основы теории систем были заложены российским ученым-революционером Александром Богдановым (1873-1928гг.), которые он опубликовал ещё в начале 1913г. в своей книге «Всеобщая организационная наука (тектология)». Впоследствии она была издана в Берлине в 1926 и 1928гг. Однако по идеологическим соображениям в нашей стране это направление не получило развития, т.к. не соответствовало господствующей тогда марксистко-ленинской теории.

Общепризнанным основоположником теории открытых систем и общей теории систем считается австрийский профессор-биолог Людвиг фон Берталанфи (1901-1972гг.). Проводя исследования в области биологии он разработал и применил теорию открытых систем для описания функционирования живых организмов. В 1954 году, находясь на симпозиуме в Центре передовых исследований в Пало Альто (Калифорния), он совместно с тремя другими учеными,- Кеннетом Боулингом (экономист), Ральфом Джерардом (физиолог) и Анатолем Раппопортом (математик и биолог) заложил основы общей теории систем, впоследствии опубликованные им в работе «Общая теория систем» (1969г.). Эта идея пришла им за чашкой кофе во время перерыва в работе (своего рода синергетический эффект совместной работы).

С целью её развития  было создано Общество развития общей  теории систем, переименованное в 1957г. на Общество исследования общих систем, а с 1977г. в Международное общество системных наук. Кроме того, в 1980г. была создана Международная федерация системных исследований со штаб-квартирой в Австрии.

Бурное и повсеместное применение общей теории систем как  в технических, биологических, так  и в социальных областях связано  с возможностью использования общесистемных  свойств, принципов и законов  поведения систем независимо от природы составляющих их элементов.

Эти общесистемные свойства, принципы и законы в полной мере применимы и к социальным организациям, являющимися по терминологии общей теории систем открытыми системами.

Рис.9.1. Организация как  открытая система

На вход организации из внешней среды поступают трудовые ресурсы, материалы, информация, финансы. Внутри организации с помощью бизнес-процессов они преобразуются в товары и услуги. На выходе,- поставляются потребителям во внешнюю среду.

Рассмотрим основные определения, характеристики и свойства организации, как открытой системы.

Основными признаками и свойствами организации как открытой системы являются:

    1. Наличие структуры,- определённое взаимное расположение элементов во времени и пространстве .
    2. Обособленность от среды границами.
    3. Целевая ориентация (цель).
    4. Упорядоченность и организованность, которая достигается в процессе естественной самоорганизации и в результате целенаправленной деятельности людей.
    5. Целостность,- устойчивое единство элементов системы, возникающее в результате их взаимодействия между собой и со средой.
    6. Взаимодействие со средой и развитие под её влиянием.
    7. Эмерджентность.
    8. Синергизм.
    9. Мультипликативность.

Более подробно остановимся  на трех последних свойствах, поскольку  от них во многом зависит  эффективность организации и возможность формирования её конкурентных преимуществ.

Эмерджентность в переводе с английского означает «внезапно возникающий».

Эмерджентность- свойства системы , которые не присущи её элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.

Пример1. Отдельно стоящее дерево, - не лес.

Пример 2. В консалтинговой фирме, занимающейся реинжинирингом , формируются проектные группы, включающие специалистов в областях IT-технологий, менеджмента, финансов, маркетинга и т.д. Каждый из них по отдельности не в состоянии выполнить проекты по реинжинирингу бизнес-процессов организаций. Лишь при объединении их усилий появляется новое свойство, присущее проектной группе в целом (эмерджентность), позволяющее квалифицированно решать поставленные задачи.

Появление эмерджентности в организации как нового свойства, создающего для неё уникальные конкурентные рыночные преимущества, является случайным процессом. Вероятность его появления возрастает при наличии в организации таких условий, как:

  1. Связанность между сотрудниками, командами и другими организациями.
  2. Разнообразие во всех видах,- культуре, интеллекте, эмоциональности персонала. Однако слишком большое разнообразие может привести к анархии и хаосу.
  3. Открытость в обмене информацией с окружающей средой и сотрудниками.
  4. Вовлеченность персонала в процесс развития компании
  5. Отсутствие тревожности у сотрудников по поводу возможных организационных изменений.

Синергия в переводе с греческого означает  «совместно действующий».

Синергия,- это свойство системы, заключающееся  в существенном усилении суммарного эффекта целенаправленного взаимодействия входящих в неё элементов по сравнению  с простой суммой их эффектов.

«Целое  больше простой суммы своих частей»  Аристотель.

Усиление эффективности   или синергетический эффект имеет место, если все структурные подразделения и сотрудники организации ориентированы на достижение общей цели.

Синергетический эффект организации, как эффект командной работы объясняется тем, что индивидуальные возможности людей, входящих в команду, дополняют друг друга. Слабые стороны одного человека компенсируются сильными сторонами другого.

Свойство синергии по существу является главным ключевым организационным эффектом, поскольку при умелом использовании командной работы даёт возможность многократного усиления эффективности и доходности организации.

Пример. Сочетание  таких факторов, как приглашение  в футбольные клубы известных  и успешных тренеров, набор в команду  опытных и талантливых футболистов, а также наличие объединяющей спортивной культуры и традиций обеспечивает им синергетический эффект в виде значительных побед в футбольных турнирах.

Мультипликативность заключается в том, что и позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения.

Это объясняется тем, что  в организации идет как бы «цепная  реакция», вызванная наличием структурных  коммуникационных связей организации,- и позитивные и негативные эффекты «размножаются» по цепочкам коммуникаций.

Кроме свойств, принципов  и законов Общая теория систем дает организациям  инструмент принятия  управленческих решений в виде системного подхода. Он основан на представлении всех  объектов и явлений в виде общей системы.

Основными принципами системного подхода являются следующие:

1.  Целостность. Система рассматривается как единое целое и в тоже  время как подсистема для вышестоящих уровней.

Например, производственное предприятие рассматривается как  единое целое, но в тоже время как  часть холдинга, а холдинг  как  часть отраслевого рынка.

2.  Иерархичность. Расположение элементов системы по принципу подчинения элементов низшего уровня высшим.

3.  Структуризация.  Установление взаимосвязей между элементами системы.

4.  Множественность. Этот принцип известен, как закон Людвига фон Берталанфи,- « Для получения одного и того же результата существует множество различных путей».

Ярким примером использования  системного подхода является SWOT – анализ.

Системный подход при принятии управленческих решений позволяет снизить неопределенность внутренней и внешней сред  организации и связанные с ней риски возможных потерь.

9.2.  Законы организации

Dura lex, sed lex, - суров закон, но это закон.

Для организаций существует следующее определение закона.

Закон – устойчивая, объективная связь  явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и  обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях.

Последняя фраза «неизбежная повторяемость в сходных условиях» является ключевой в данном определении.

Рис.9.2  Объективные и  специфические законы организации

Как уже отмечалось в параграфе 9.1. на организации, как открытые системы, распространяется действие общесистемных  законов, сформулированных в Общей  теории систем. Это так  называемые объективные  законы организации, - синергии, самосохранения, развития.  Кроме них организациям присущи специфические законы, - структурно-формирующие ,а также взаимосвязи и взаимодействия.

Принятая систематизация этих законов показана на рис. 9.2.

Знание механизмов проявления законов организации позволяет  правильно оценивать ситуацию и  принимать эффективные управленческие решения.

9.2.1. Закон синергии

Для любой  организации существует такой набор  элементов, при котором её потенциал  всегда будет либо существенно больше, либо существенно меньше простой  суммы потенциалов её элементов.

В упрощенном виде это значит, что в организации 2+2 всегда будет или больше или меньше 4. Здесь в концентрированном виде проявляется главное свойство организации, как системы,- синергия. Это свойство и наблюдается в виде синергетического эффекта, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Различают:

1.  Управленческий синергизм, зависящий от деятельности менеджеров.

2.  Организационный синергизм, зависящий от состава и свойств объединяемых в организации структурных элементов.

Основными ключевыми элементами,  определяющими  управленческий синергизм являются:

1.  Талант и квалификация руководителя. Его способность достигать целей организации с помощью умелого выполнения основных функций менеджмента (планирования, организации, мотивации и контроля).

2.  Квалификация и опыт персонала организации.

3.  Организационная культура, позволяющая объединить персонал в сплоченную команду за счет формирования в коллективе общих морально-этических принципов,- эталонов поведения,  обеспечивающих  стереотипность  действий сотрудников организации в сходных условиях.

Компании, достигшие мирового лидерства в своих отраслях экономики, не жалеют затрат на привлечение талантливых  менеджеров, лучшего персонала через  так называемые хендхантерские агентства и на формирование сильной организационной культуры.

В качестве примеров проявления закона  синергии наиболее показателен военный опыт.

Пример 1. На начальном  периоде Великой Отечественной  войны немецко-фашистская армия, уступая в численном составе вооружений и войск, нанесла ряд тяжелых поражений Красной Армии. За две недели войны были потеряны большинство тяжелого вооружения, войск и территорий (Прибалтика, Белоруссия, Украина и т.д.). Три ключевых показателя синергии, - опыт  и квалификация немецких военачальников, подготовка войск, имевших 3-х летний опыт участия в боевых действиях в Европе и нацистская идеология, сплотившая войска, явно превосходили два аналогичных показателя Красной Армии. Недавние репрессии 1937-38 г.г. затронули 90% высшего командного состава, а войска были только сформированы и развернуты на западной границе и не имели боевого опыта.

Пример 2. Разгром  японской армии в Манчжурии в  августе 1945г. По решению Верховного главного командования для участия  в боевых действиях с Японией  были  переброшены Советские войска из Европы. Высший командный состав обладал навыками успешного проведения операций, все войска имели боевой опыт, всех объединяла эффективная  марксистко-ленинская идеология. Сформированная группировка Советских войск, не имевшая численного перевеса, полностью разгромила противостоящую Квантунскую армию в течение двух недель. Три ключевых показателя синергии Советских войск явно превзошли аналогичные показатели японских.

В коммерческих организациях главным показателем достижения синергетического эффекта является получение  дополнительной прибыли при тех же самых ресурсах.

Степень успешности менеджера  определяется его способностью получать  положительный синергетический  эффект. Поэтому закон синергии можно  считать главным законом организации, поскольку он дает понимание каждому менеджеру возможности личного вклада в получение дополнительной прибыли организации, без привлечения дополнительных ресурсов.

             Организационная синергия проявляется при слияниях и поглощениях компаний. При этом желание получить синергетический эффект в виде дополнительной прибыли выступает основным мотивом этих глобальных процессов.

             Обычной практикой считается  получение синергетического эффекта  в виде 2…5% дополнительной прибыли  при успешном слиянии и поглощении  средних по размеру предприятий.

             Этот синергетический эффект  определяется:

1.  Синергизмом масштаба (эффект масштаба), - более крупное производство имеет более низкие  издержки выпускаемой единицы продукции за счет более эффективного использования производственных мощностей.  Так увеличение партии выпускаемой продукции в два раза снижает себестоимость единицы продукции в среднем на 15% .

Информация о работе Принципы развития и закономерности функционирования организации