Принципы осуществления функции организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выделить основные принципы осуществления функции организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.........................4
1.1 Определение понятия «Организация как функция управления».........................................................................................................4
1.2 Этапы осуществления функции организации .................................8
1.3 Принципы осуществления функции организации..........................15
Глава 2. ДЕЛИГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ..............................................17
2.1 Определение понятия делегирования...............................................17
2.2 Концепции делегирования полномочий...........................................19
2.3 Типы полномочий...............................................................................20
2.4 Принципы делегирования полномочий............................................22
2.5 Этапы делегирования.........................................................................23
2.6 Причины, препятствующие делегированию полномочий..............25
2.7 Пути преодоления препятствий........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая(вроде нормальная).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ     АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет менеджмента

 

Кафедра Государственного и муниципального управления

Дисциплина «Теория управления»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Принципы  осуществления функции организации»

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса, дневного отделения,

Группа № 15 11/2-2

Мякишев Максим Сергеевич

 

Руководитель:

Паршин Валерий Иванович

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.........................4

 1.1 Определение понятия «Организация как функция управления».........................................................................................................4

1.2 Этапы осуществления функции организации .................................8

 

1.3 Принципы осуществления функции организации..........................15

Глава 2. ДЕЛИГИРОВАНИЕ  ПОЛНОМОЧИЙ..............................................17

    1. Определение понятия делегирования...............................................17
    2. Концепции делегирования полномочий...........................................19
    3. Типы полномочий...............................................................................20
    4. Принципы делегирования полномочий............................................22
    5. Этапы делегирования.........................................................................23
    6. Причины, препятствующие делегированию полномочий..............25
    7. Пути преодоления препятствий........................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития функции организации структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Реализуя функцию организации (то есть организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд  задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации и создать подразделения в созданных подразделениях менеджер задает режимы функционирования и определяет взаимоотношения, а затем обеспечивает деятельность подразделений ресурсами. Помимо этого, перед менеджером стоит задача формирования внутренней культуры, которая определяет атмосферу взаимоотношений внутри коллектива. Данные задачи выполняются на различных этапах осуществления функции «организации», основными из которых являются: формирование структуры и установление взаимосвязей, обеспечение функционирования сформированной структуры распорядительством и контролем. Однако при реализации данных этапов возможно появление препятствий, как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненного. Для устранения этих препятствий необходимо рассмотреть причины их возникновения и наметить возможные пути преодоления.

Целью данной работы является выделить основные принципы осуществления функции организации.

 

 

Глава 1.  1.1 Определение понятия «Организация как

функция управления»

 

Значение функции организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей. Функция организации – это те задачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть:

  • формирование, или уточнение структуры организации;
  • определение способов управления;
  • установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними;
  • обеспечение организации необходимыми ресурсами;
  • создание внутренней культуры.

Структуру организации  можно изобразить в виде схемы, которая  отображает подразделения, их группировку  и координацию и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации.1

Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую.

При формировании структуры учитываются размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии (поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и персонал (очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.

Формирование структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы – блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более крупные единицы. Такой процесс называется департаментализацией.2

Вообще, делить организацию  на блоки можно различными способами. Во-первых, по выполняемым функциям, когда за каждым блоком четко определены его задачи и обязанности – такой процесс будет называться функциональной департаментализацией.

Во-вторых, можно выстраивать  блоки организации вокруг видов  выпускаемой продукции – продуктовая департаментализация. Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.

В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по территориальному признаку – географическая департаментализация.

В-четвертых, формирование блоков организации может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребителей. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения  – департаментализация по клиентам.

В-пятых, способ деления  может состоять в формировании команд людей, специалистов в различных  отраслях. Цели данных команд могут  быть различными – от разработки нового вида продукции до формирования долгосрочной стратегии развития организации – командная департаментализация.

Большое влияние на структуру  организации оказывает избранный  способ управления. Именно он определяет ее топологию.

Способы управления подразделяются на единовластный и соучастный.

Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.

Соучастие (партисипативное управление) призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.3

В созданной структуре организации следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоотношения между ними.

Для нормального функционирования созданной структуры необходимо обеспечить ее деятельность ресурсами.

Поскольку организация – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал, а также материалы, оборудование, здания, денежные средства и др., в том числе информационные и временные ресурсы. Заметим, что организационная структура должна обеспечивать условия для наиболее рационального использования каждого ресурса.4

Особо следует выделить необходимость формирования внутренней культуры предприятия, которая представляет собой систему ценностей, убеждений  и норм поведения, сложившихся в  организации, и проявляется в  отношениях между работающими, с  организацией и с внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техническому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этапы осуществления функции организации

 

Рассмотренные в предыдущем параграфе задачи менеджер реализует  поэтапно: сначала формируется структура  организации, затем устанавливаются  взаимосвязи между элементами этой структуры, обеспечивающие взаимодействие подразделений.

Поскольку выполнение функции  организации включает в себя решение  несколько различных задач, действия менеджера целесообразно разделить  на следующие этапы:5

    1. Формирование или корректировка организационной структуры;
    2. Установление взаимосвязей между подразделениями в организационной структуре;
    3. Обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри подразделений и организации путем контроля и регулирования (распорядительства) их деятельности.

На первом этапе в  организации следует выделить подразделения и определить их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции. Таким образом, под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются  службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи:

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем. Они имеют ряд важных преимуществ: экономят время, повышают качество взаимодействия, развивают у руководителей самостоятельность, инициативность, мотивированность. Они обычно не формализуются в ходе проектирования организации и устанавливаются чаще всего на неформальной основе при использовании метода установления прямых контактов между теми, кто имеет отношение к проблеме.

Вертикальные связи  – это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. Но при этом замедляется коммуникационный процесс, возникает опасность искажения информации и замедления процессов принятия управленческих решений.

Линейные связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи – отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; эти связи идут в иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения (рис. 1).6

Рисунок 1. Соотношение линейных и функциональных связей

с отдельными аспектами  деятельности строительных организаций

Аспекты деятельности организации

Линейные связи

Функциональные связи

Подразделения, ассоциируемые со связями

Снабжение

Производство

Сбыт

Продажи

НИОКР

Кадры

Бухгалтерия

Финансы

Задачи, решаемые посредством связей

Достижение организационных целей

Поддержка, помощь руководству в  достижении организационных целей

Формы осуществления связей

Приказ, указание, распоряжение, задание

Совет, рекомендация, информация для  решения, альтернативное решение

Основа  прав, реализуемых в связи

Иерархическая власть

Применение «ноу-хау»

Этапы решения, реализуемые в связи

Принятие и выполнение решения

Разработка и подготовка решения, оценка решения


 

 

Таким образом, на сегодняшний  день выделяют следующие виды организационных структур (ОС):

Информация о работе Принципы осуществления функции организации