Понятие зависимости, закономерности и закона. Организационные законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:45, лекция

Описание работы

Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между входным воздействием и результатом его преобразования. Зависимости делятся на объективные (формируется независимо от воли и сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами для реализации каких-либо целей). Зависимости могут быть кратковременными и долговременными.

Файлы: 1 файл

Понятие зависимости.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Понятие зависимости, закономерности и закона. Организационные законы.      

  В процессе  функционирования организаций возникает  большое количество самых разнообразных  устойчивых и неустойчивых связей. В подавляющем большинстве эти  связи подчинены социальным законам и закономерностям.

  Зависимость  – основа формирования закона, показывающая связь между входным  воздействием и результатом его  преобразования. Зависимости делятся  на объективные (формируется независимо  от воли и сознания людей)  и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами для реализации каких-либо целей). Зависимости могут быть кратковременными и долговременными.

  Также  зависимости можно разделить  на моральные (связаны с соблюдением  в обществе норм поведения)  и аморальные (связаны с обычаями, которые нарушают международные права человека);  на общие и частные; детерминированные и вероятностные.

  Зависимости  определяют практически все решения  и поступки  человека. Разновидностью  зависимости является закон.

  Закон  — это зависимость, обладающая одной из следующих характеристик:

  - закреплена  законодательно (в различных нормативно-правовых  актах);

  - является  общепринятой  нормой  для   большой  группы  людей  и   организаций (нормы Библии, Корана, Талмуда и т.д.);

  - признается  авторитетными  учеными (синергия,  пропорциональность  и композиция и т.д.).

  Любой  закон (закономерность) имеет механизм  действия и механизм использования.  Механизм действия — это формирование  зависимости выходных параметров  от входных, определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования понимается  как набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с  указанием перечня его прав и ответственности.

  Применительно  к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях.

  Выделяют  следующие виды законов:

  - Законы  строения организаций: целостности,  пропорциональности и композиции, иерархичности.

  - Законы  функционирования и развития  организаций: необходимого разнообразия, самоорганизации, самосохранения, синергии, информированности-упорядоченности,  развития.

  - Законы, регламентирующие функционирование  социальных организаций: социальной гармонии, оптимальной загрузки, эффективного восприятия и осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации и др.

  Законы  организации по А.А. Беляеву  и Э.М. Короткову:

  1. Общие  (основные) – действуют во всех  материальных системах.

  - Закон  синергии. 1.  Потенциал  и возможности  организации как единого целого  превышают сумму потенциала и  возможностей ее отдельных элементов,  что обусловлено их взаимной  поддержкой и дополнением 2. Совокупность   элементов организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов включенных в нее элементов по отдельности. 3. Сумма свойств (потенциалов, энергии, качеств) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из входящих в состав целого элементов в отдельности.

  - Закон  самосохранения. 1. Каждая материальная  система стремится сохранить  себя  (выжить)  и использует  для достижения этого весь  свой потенциал (ресурс) 2. Срок  жизни организации ограничен  временем, в течение которого  она располагает энергией для воспроизводства и замещения выбывающих элементов и для поддержания связей между всеми образующими ее элементами 3. Любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий (например, недопущение серьезных потрясений, конфликтов, изменения границ, рангов ключевых фигур, экономию и рациональное использование ресурсов, расширение сферы деятельности и т. п.)

  - Закон  развития. 1. Развитие – это необратимое,  направленное, закономерное изменение производства, бизнеса и менеджмента организации. 2. Каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

  - Закон  информированности-упорядоченности. 1. В организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. 2. Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.  Следствие  закона:  «Информированность работника после достижения критического уровня переходит в компетентность» 3.  Степень  организованности может быть выше тогда, когда имеется новая (дополнительная) информация и когда эта информация использована.

  - Закон  единства анализа и синтеза. 1. Дополнение внутриорганизационных  процессов  и функций противоположно  направленными позволяет одновременно  использовать их выгоды и существенно  увеличить общий организационный  потенциал (разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией,  дифференциация  -  интеграцией и наоборот). 2. Декомпозиция и агрегирование организации производится с реальной пользой в целом для организации. 3. Каждая материальная система (живой организм,   социальная  организация)  стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций.

  - Закон  пропорциональности-композиции. 1. Сохранение  пропорциональности между организацией  и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. 2. Совокупность элементов организованна, если между каждым входящим в нее видом элементов, между самими элементами и между характеристиками элементов существуют определенные количественные соотношения. 3. Каждая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной пропорции. 4. Функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями. 5. Совокупность элементов организованна, если включает только необходимые,  и  при этом все необходимые элементы. 6. Конечное множество элементов, объединенных динамическими и статическими отношениями в систему, обеспечивает с необходимостью и достаточностью достижение общей цели и предназначение организации.

  2. Частные  – действуют в какой-либо организации.

  - Закон  непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов.

  - Закон  соответствия разнообразия управляющей  подсистемы разнообразию управляемой  подсистемы – разнообразие поведения  управляемого объекта может быть  уменьшено за счёт соответствующего  увеличения форм воздействия.

  - Закон  приоритета целого над частью  – во взаимодействии системы  и подсистемведущей стороной  является целое, которое влияет  на части, при этом целое  и часть едины и не существуют  друг без друга.

  - Закон  учёта потребностей (индивидуальных, групповых, организационных и общественных).

  - Закон  состоятельности кадров управления  – каждая социально-экономическая  система должна иметь чёткий  механизм оценки и отбора управленческих  кадров в соответствии с их  реальными способностями.

  - Закон дифференциации и  универсализации функций – в  организациях действуют противоположные  процессы: специализация функций  и их универсализация.

  3. Специфические – действуют  в конкретных ситуациях.

  - Закон своеобразия – для  каждой организации существует наилучшая специфика и только ей присущая структура производства и управления.

  - Закон эффективного восприятия  и запоминания информации –  эти процессы реализуются наиболее  эффективно, если наиболее приближены  к мышлению работника.

  - Закон социальной гармонии – в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счёт повышения эмоционального уровня работников и активации их трудовой деятельности.

  - Закон социальной нагрузки  – для каждого работника существует  объём оптимально загрузки работ, при котором в полной мере могут раскрыться его возможности и способности.

  - Закон доходчивости информации  – доходчивость сообщений для  работника будет выше при одновременном  использовании нескольких форм  её подачи.

  - Закон эффективного осмысления – это возможно при наличии у работника большого объёма знаний или информации по данной теме.

  - Закон установки – любой  работник наиболее полно воспринимает  ту информацию, на которую он  настроился и к которой приготовился.

  - Закон устойчивости информации – первая информация, поступившая о событии работнику наиболее устойчива, чем повторная.

 

 

 

 

.1. Общие понятия  о зависимостях, законах и закономерностях

 

Существуют  разные подходы к изучению принципов  и закономерностей организации  на теоретическом уровне.

 

Один подход ограничивает свою сферу только или  преимущественно организациями  людей в различных областях практической деятельности. Этот подход больше уклоняется в сторону теории управления. Он имеет хорошо выраженную прагматическую или даже рекомендательную направленность и носит характер прикладной теории гуманитарного плана.

 

Другой подход тяготеет к фундаментальным универсалиям, опираясь на теорию систем, теорию управления, на системологию и даже на философию, он пытается прийти к обоснованию практических приложений, исходя из общей теории организации, относящейся ко всем уровням организации материального мира. Этот подход в большой степени использует современные достижения естествознания и поэтому имеет внушительную теоретическую базу.

 

Существует  две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого  общества, и законы, придуманные  людьми.

 

Жизнь современного общества определяется не только в  рамках законов, но и многочисленных кодексов, деклараций, инструкций. Как правило, такие законы объясняют, чего не следует делать, но не могут помочь ответить на вопросы, как устроена сложная система и как избежать очередного кризиса. Сложная динамическая система всегда остается в значительной степени "черным ящиком". Исследования таких систем нацелено на выявление важнейших связей, зависимостей, законов, т.е. цель любого исследования - это попытка заглянуть в "черный ящик" и попытаться превратить его в "белый": определить закономерности поведения.

 

Каждый менеджер должен постоянно помнить, что любая орга-низация действует в поле единых законов природы и общества.

 

Закон - это  объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся  связь между явлениями в природе  и обществе.

 

На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Познать закон означает раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого предмета, явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации. Применительно к организации закон - это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

 

Понятие закона близко к  понятию закономерности, которая  может рассматриваться как некоторое "расширение закона" или "совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность изменений системы".

 

Между этими категориями  существует постоянная взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности, в свою очередь, служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.

 

Выявление законов и  закономерностей развития организационных  систем может идти, в основном, двумя  путями: а) анализ большого количества конкретных организационных систем (исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование законо-мерностей развития на основании статистической обработки полученного материала, апробация полученных закономерностей на вновь выбранных системах); б) перенос закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем. Такой перенос должен производиться не механически, а в результате серьезной работы по сопоставлению, выявлению факторов общности и различия, проверке действенности переносимых закономерностей, их корректировки.

 

На протяжении многих веков  и тысячелетий человечество стремилось разгадать наиболее общие закономерности, которые лежат в основе создания и развития Универсума, ибо, не познав целого, нельзя познать сути его  частей.

 

Первая попытка создать универсальную методологию развития при-надлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считают три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. По мнению А.А.Богданова, в своей диалектике Гегель думал найти всеобщий мировой метод, причем понимал его не как метод организации, а более неопределенно и абстрактно, как метод "развития". Уже этой неясностью и отвлеченностью исключался объективный успех попытки, но помимо того, как метод, взятый из специальной, идеологической области, из сферы мышленья, диалектика и по существу не была достаточно универсальна. Тем не менее систематизация опыта, выполненная Гегелем с помощью диалектики, превосходила своей грандиозностью все, когда-либо сделанное философией, и имела огромное влияние на дальнейший прогресс организующей мысли.

Информация о работе Понятие зависимости, закономерности и закона. Организационные законы