Понятие и состав финансово-промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях постоянно меняющейся внешней среды, требующей новых идей, подходов, изменения систем и стратегий менеджмента и маркетинга.
Бизнес все время ускоряется, научно-техническая сфера разрабатывает новые материалы, технологии и оборудование, способные обеспечить в короткий срок выход на рынки новой продукции. В этих условиях, оставаясь «один на один» с рынком, ориентация на выпуск только традиционной продукции порождает косность системы управления производством, притупление интеллектуальных возможностей, руководства предприятия, что безусловно тормозит бизнес.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Определение понятия диверсификации…………………………………..…..4
1.1. Понятие диверсификации……………………………………………4
1.2. Мотивы и цели диверсификации……………………………………5
2. Формы диверсификации и их характеристика……………………………….8
3. Понятие и состав финансово-промышленных групп (ФПГ)…………… .10
3.1. Характеристика финансово-промышленных групп……………… .12
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

Формы диверсификации. ФПГ.docx

— 86.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Определение понятия диверсификации…………………………………..…..4

1.1. Понятие  диверсификации……………………………………………4

1.2. Мотивы  и цели диверсификации……………………………………5

2. Формы диверсификации и их  характеристика……………………………….8

3. Понятие и состав  финансово-промышленных групп (ФПГ)…………… .10

3.1. Характеристика финансово-промышленных групп……………… .12

Заключение…………………………………………………………………..… ..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях постоянно меняющейся внешней среды, требующей новых  идей, подходов, изменения систем и  стратегий менеджмента и маркетинга.

Бизнес все время ускоряется, научно-техническая сфера разрабатывает  новые материалы, технологии и оборудование, способные обеспечить в короткий срок выход на рынки новой продукции. В этих условиях, оставаясь «один  на один» с рынком, ориентация на выпуск только традиционной продукции  порождает косность системы управления производством, притупление интеллектуальных возможностей, руководства предприятия, что безусловно тормозит бизнес.

Предприятиям любой формы собственности, ориентированным на долговременный коммерческий успех своей деятельности, необходимо переориентировать свою деятельность на требования рынка.

В число распространенных методов  реагирования бизнесменов-предпринимателей и хозяйственных руководителей  и менеджеров на изменения рыночной конъюнктуры входит диверсификация – эффективный способ адаптации к требованиям рынка и изменяющимся потребностям общества, разумное применение которого в сложившихся условиях становится насущной необходимостью.

Диверсификация  производства как форма организации  производительных сил привлекла  внимание прежде всего практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции. Но отечественной  экономической наукой недостаточно изучены экономические, технологические  и социальные аспекты явления. Теория не смогла предсказать возникновение  многих трудностей, с которыми столкнулись  предприятия, получив свободу выбирать любой вид деятельности, не запрещенный  РФ.

Являясь инструментом устранения диспропорций производства и перераспределение  ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

 

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого  экономического роста, связана с  созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается  вопрос становления интегрированных  корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные  корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).

В форме финансово-промышленных групп  реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности  каждого из участников группы. В  процессе реализации основных задач  ФПГ должны стать основой системы  инвестирования экономики; они формируются  как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и  устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений  производства. В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и  структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени еe коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков.

Цель  данной работы - изучить основные направления  диверсификации: понятие, мотивы, формы; а также понятие, состав и характеристику финансово-промышленных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия диверсификации.

 

1.1. Понятие  диверсификации.

Диверсификация ( от лат. Diversificatio – изменение, разнообразие) – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производительных изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

Диверсификация  может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. Чаще, однако, приобретаются уже  существующие предприятия посредством  покупки их акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В их состав могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры. Диверсификация может осуществляться с целью перемещения капитала из традиционных или малоприбыльных отраслей в новые наукоемкие и перспективные или высокорентабельные отрасли; для выравнивания отраслевых сезонных колебаний и снижения рисков (например. фирма, производящая горнолыжный инвентарь, покупает предприятие по изготовлению прохладительных напитков); для помещения свободных денежных средств.

Предпосылки диверсификации;

  1. Неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития).
  2. Падение нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению).
  3. Развитие научно- технического процесса.

 

1.2. Мотивы  и цели диверсификации.

 

Мотивы  диверсификации:

    • Технико-технологические – желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологии, незанятость и неполное использование ресурсов.
    • Экономические – перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергетического эффекта, экономия на масштабах деятельности, экономическая ограниченность ресурсов, ресурсосберегающая политика.
    • Финансовые – распределение рисков между большим объемом производства, финансовая стабильность.
    • Социальные – сохранение рабочих кадров, создание новых рабочих мест, удовлетворение иных потребностей, инновационная политика менеджеров.
    • Стратегические – приспособление к конъюнктуре рынка, противодействие колебаниям конъюнктуры, страхование будущего предприятия, антимонопольное законодательство, слияние и поглощение, государственный заказ.

Цели диверсификации;

      1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость предприятия.
      2. Прибыль.
      3. Конкурентоспособность.

Б. Карлоф отмечал, что идея диверсификации имеет  многолетнюю историю. Она была модной в конце 1960-х – начале 1970-х годов, затем на смену ей пришли взгляды  о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили глобализации экономики  на масштабе производства. В последнее  время диверсификации снова стали  придавать первостепенное значение. Вызвано это существованием фирм, «которые располагают большими объектами  капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности  дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиции капиталов и уменьшения степени  риска». Но теперь говорят о необходимости  рационального характера диверсификации, предполагая, что в первую очередь  для предприятия важно выявлять направления, которые будут способствовать преодолению его слабых сторон.

Считается, что предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие  может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет диверсификации. Эти и другие причины  побуждают предприятие расширять  сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная новые  виды бизнеса. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются  в единый комплекс финансовых услуг. Происходит объединение разнообразных  услуг в рамках туристического бизнеса. Фирмы, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни  и имущества, по доставке корреспонденции, туристические услуги и т.д. В  производственной сфере предприятия  приобретают контроль над каналами сбыта продукции и над источниками  сырья, вкладывают средства в рекламный  бизнес, работают на финансовом рынке  и т. д.

Корпорации, которые занимаются бизнесом в динамическом окружении, должны постоянно расти, чтобы выжить. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим  двум причинам.

  • Растущая фирма более легко преодолевает ошибки управления, чем стабильная. Растущий поток доходов создает запас ресурсов, который может быть использован для решения проблем или стратегического маневра. Растущая корпорация с большей вероятностью получит финансовую поддержку в случае надвигающегося банкротства.
  • В растущей фирме у работников больше возможностей для интересной работы и продвижения, она также более привлекательна для инвесторов.

Диверсификация  связана с таким преимуществом  крупных предприятий, как эффект разнообразия. Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов  продукции на небольших специализированных предприятиях. Диверсификация деятельности предприятия является формой реализации корпоративной стратегии.

Критерии  для оценки диверсификации;

  • Критерий привлекательности. Отрасль, выбранная для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной с точки зрения получения хорошей прибыли с вложенных средств. Истинная привлекательность определяется наличием благоприятных условий для конкуренции и рыночной среды, способствующих обеспечению долгосрочной рентабельности. Такие показатели, как высокие темпы роста, или сверх ходовой товар не дают реального представления о привлекательности.
  • Критерий затраты на вхождение. Затраты на вхождение или новая отрасль, не должны быть слишком высоки, чтобы не нанести ущерб потенциалу для получения прибыли. Чем более привлекательна отрасль, тем дороже стоит проникновение в нее. Входные барьеры для новых компаний всегда высоки.
  • Критерий дополнительных выгод. Компании, осуществляющие диверсификацию, должны приложить определенные усилия для создания конкурентного преимущества в новые сферы деятельности, или новые виды деятельности или новые виды деятельности должны обеспечить определенный потенциал для поддержания количественного преимущества в текущих делах компании. Создание количественного преимущества там, где его ранее не существовало, приводит к появлению возможности дополнительной прибыли

Итак, значительную экономию дает многоцелевое использование  производственных мощностей предприятия. Издержки снижаются благодаря концентрации сбытовой сети. Диверсификация должна привести к лучшему использованию  материальных и нематериальных ресурсов предприятия. Она, с одной стороны, уменьшает риск за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка, но с другой стороны – увеличивает его, так  как появляется риск, присущий именно диверсификации.

 

          2. Формы диверсификации и их характеристика.

 

К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и  конгломератная (создание общих компаний).

Концентрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции.

Конгломератная  диверсификация – путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют  друг друга, реальное увеличение продукции  связано лишь с концентрической  диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой  только перераспределение имеющихся  капиталов.  
          Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, кроме того, в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране диверсификация способствует переливу капитала и преодолению монопольной структуры производства, формированию необходимой для рынка конкурентной среды. 

Причинами, побуждающими предприятия выпускать  новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть: 

    • стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за

счет выпуска более рентабельной продукции; 

    • стремление проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;

уменьшение риска не получения  прибыли. 

 

          Необходимость участия в диверсификации у конкретного предприятия возникает только тогда, когда на пути дальнейшего развития освоенной отрасли выстраивается барьер.

Такое препятствие  может возникнуть перед быстро развивающейся  компанией, которая функционирует  в медленно развивающейся отрасли, то есть возникает антагонизм между  темпами развития конкретного субъекта хозяйствования и отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии  средств из освоенного бизнеса для  финансирования диверсификационных мероприятий.

Информация о работе Понятие и состав финансово-промышленных групп