Особенности законов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 11:34, реферат

Описание работы

Каждую организацию можно рассматривать как суперпозицию (сложную сумму) более мелких подразделений. Механизм использования закона в организации также можно рассматривать как суперпозицию закона в низовых подразделениях; результат его выполнения — входное воздействие (аргумент) для выполнения закона следующей иерархии организации. Невыполнение закона в каком-либо подразделении или уровне иерархии может привести к срыву поставленных целей. Кроме того, в механизме использования могут быть предусмотрены ограничения на область применения (например, реализация закона только в определенных подразделениях организации).

Содержание работы

Вопрос № 1. Особенности законов организации
1.Основопологающие законы организации. Закон синергии
2. Закон самосохранения
3. Закон развития
4. Законы организации второго уровня

Вопрос № 2. Жизненный цикл организации
1. Понятие жизненного цикла организации;
2. Стадии жизненного цикла организации:
А) Стадия становления;
Б) Стадия развития;
В) Стадия зрелости;
Г) Стадия упадка.

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Вопрос № 1. Особенности законов организации

1.Основопологающие законы  организации. Закон синергии

2. Закон самосохранения

3. Закон развития

4. Законы организации  второго уровня

 

Вопрос № 2. Жизненный цикл организации

1. Понятие жизненного  цикла организации;

2. Стадии жизненного цикла  организации:

А) Стадия становления;

Б) Стадия развития;

В) Стадия зрелости;

Г) Стадия упадка.

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1. Особенности законов организации

Каждую организацию можно рассматривать как суперпозицию (сложную сумму) более мелких подразделений. Механизм использования закона в организации также можно рассматривать как суперпозицию закона в низовых подразделениях; результат его выполнения — входное воздействие (аргумент) для выполнения закона следующей иерархии организации. Невыполнение закона в каком-либо подразделении или уровне иерархии может привести к срыву поставленных целей. Кроме того, в механизме использования могут быть предусмотрены ограничения на область применения (например, реализация закона только в определенных подразделениях организации).

Законы организации содержат в своем составе общее и особенное. Общая часть закона содержит механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы. Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки и т.д.

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе:

•   образуют теоретический фундамент;

•   способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

•   позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

•   позволяют анализировать зарубежный опыт.

 

1. Закон синергии

Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж.

Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

 

2. Закон самосохранения

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.

Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

Σ Ri > Σ (V1i + V2i);

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

V1i – ресурс внешнего  разрушительного воздействия.

V2i – ресурс внутреннего  воздействия, стремящегося ликвидировать  организацию или нанести ей  ощутимый вред.

Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а правая – “энергией ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР= (У-Л / У) * 100%.

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.

Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидера).

3. Закон развития

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура  и др.)

- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)

- потребности и интересы  человека и общества (потребность  в самовыражении человека, потребность  в прибавочном продукте общества  и др.)

- старение и износ материальных  элементов (оборудования, человека, технологии)

- изменение экологии

- технический прогресс

- глобальное состояние  мировой цивилизации

Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

- инерции – изменение  потенциала (суммы ресурсов) системы  начинается спустя некоторое  время после начала воздействий  изменений во внешней или внутренней  среде и продолжается некоторое  время после их окончания;

- эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций;

- непрерывности - процесс  изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

- стабилизации - система  стремится к стабилизации диапазона  изменения потенциала системы.

4. Законы организации второго уровня.

Закон информированности-упорядоченности

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

 

 

Закон единства анализа и синтеза

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:


 

 

 

Закон композиции и пропорциональности.

Закон: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов:

- Принцип планирования: Каждая  организация должна иметь обоснованный  план деятельности и развития.

- Принцип координации: Каждая  организация должна следить за  стратегическими, тактическими и  оперативными изменениями и вносить  соответствующие коррективы в механизм выполнения.

 

 

Вопрос № 2. Жизненный цикл организации

1. Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

2. Стадии жизненного цикла организации

А) Становление.

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды.  Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: «нишевая», глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

Б) Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации на этом этапе зависит:

• от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

Информация о работе Особенности законов организации