Основные принципы административной школы. Административная теория Анри Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля
1.1 Создание административной доктрины Файоля
1.2 Цели и функции административной доктрины Анри Файоля
1.3 Принципы административной доктрины Анри Файоля
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля
2.1 Элементы процесса управления
2.2 Личные качества руководителя и его функции
2.3 Применение идей Анри Файоля в практике ОАО "РЖД"
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

управление файоль доктрина руководитель

Введение

Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля

1.1 Создание административной доктрины  Файоля

1.2 Цели и функции административной  доктрины Анри Файоля

1.3 Принципы административной доктрины  Анри Файоля

Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля

2.1 Элементы процесса управления

2.2 Личные качества руководителя  и его функции

2.3 Применение идей Анри Файоля  в практике ОАО "РЖД"

Список использованной литературы

Введение

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления.

Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации. С каждым столетием менеджмент развивается все быстрее и быстрее. Каждая управленческая революция внесла определенный вклад в развитие менеджмента.

С развитием капитализма и социально рыночного хозяйства в конце XIX, начале XX века менеджмент стал самостоятельной областью знаний, то есть наукой. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, руководителю нужно уметь правильно овладевать научными знаниями. Знания помогают определить нужную стратегию и принять правильное решение в области организации и управления.

Чтобы правильно управлять в начале XX века были сформулированы основные теории управления. Выделяют следующие школы научного управления: Школа научного управления, Административная школа, Школа человеческих отношений, Школа поведенческих наук, Школа науки управления

Каждая из этих школ внесла определенный вклад в становление управленческой мысли. На каждом этапе были открыты новые идеи. Человек стал главной целью изучения в области управления и организации. В самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс предприятия в целом.

Управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности.

В 1920 году Анри Файоль создал административную школу менеджмента. Целью создания этой школы являлось создание универсальных принципов управления.

Данной работа заключается в том, что в наше время от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы, таким образом, руководитель должен быстро и правильно управлять.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А. Файоля в практике ОАО "РДЖ"

Поставленная цель изучения требует ряда задач:

· Дать характеристику вклада А. Файоля в науку управления

· Выявить личные качества руководителя

· Проанализировать основные концепции административной доктрины

· Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины

· Рассмотреть элементы управления

· Рассмотреть принципы А. Файоля в практике ОАО "РЖД"

· Выявить основные нормы и ценности организации ОАО "РЖД"

Объектом исследования данной работы является теория управления административной доктрины менеджмента в управлении. Предметом исследования, положенной административной школой, а именно: функции, элементы предприятия, принципы, личные качества руководителя, которые сформулировал Анри Файоль.

Поставленная цель изучение исследования предопределяет следующую структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены цели, функции и принципы административной доктрины А. Файоля. Вторая глава состоит из трех параграфов, она раскрывает основные положения, которые разрабатывались школой административного управления. Это элементы и процессы управления, личные качества руководителя и его функции, а также применение идей А. Файоля в практической деятельность организации ОАО "РЖД". В заключении подводится итог и обосновывается значение административной доктрины Файоля в области управления.

Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля

1.1 Создание административной доктрины Файоля

В конце XIX начале XX века начала зарождаться современная наука управления, связанная с появлением школы научного управления. Основные идеи школы научного управления заключались в том, что любое управление должно строиться на научных доктринах, опираться на различные эксперименты, такие как: экономический, технический и социальный эксперименты. Представители данной школы использовали определенный метод исследования как научный анализ управленческих процессов. Они говорили, что в организации должна существовать определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование деятельности её членов. Каждому работнику следует занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, и он должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности работы в организации. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальном вознаграждении не должна сказываться личная жизнь работников, в организации должна действовать четкая система контроля и санкций. Также нужно было разработать такие концепции, которые применялись бы не только в теории управления, но и на практике. Сконцентрировав свое внимание на производственном процессе, школа науки управления затронула некоторые проблемы, касающиеся управления и требующая совершенствования. Вследствие этого ответом на эту потребность практики стали рассматривать работы Анри Файоля. Он предложил несколько принципов организации, которые были необходимы для эффективного управления компанией. [15]

Анри Файоль - один из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX века. Его исследования являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента. А. Файоля по праву можно назвать автором первой полной теории менеджмента. С его именем связана возникновение административной (классической) школы управления, которая была создана в 1920 году.

А. Файоль родился в 1841 г. во Франции. Он был самым молодым студентом среди выпускников Горного института Франции. Файолю было всего 19 лет, когда он стал работать инженером на шахте крупной французской горнодобывающей и металлургической компании "Commentary Fourchambault" ("Камамболь"). В 1888 г. Файоль принял руководство этой компанией, находившейся в то время на грани банкротства, и за 30 лет. [10, с.336] вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий. С этой фирмой он связал всю свою профессиональную карьеру, а после ухода в отставку в 1918 г. продолжал сохранять пост генерального управляющего президента компании до конца жизни.[12; 23]

Обобщив свои многолетние наблюдения, Файоль создал "теорию администрации" и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Главный труд Файоля "Общее и промышленное управление" был опубликован лишь тогда, когда автору исполнилось 75 лет, в 1916 году. Этот труд - основной вклад Анри Файоля в науку управления.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что в отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. К тому же существует только единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес для классической школы. Также, представители административной школы, работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

1.2 Цели и функции административной доктрины Анри Файоля

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. [2]

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте -- структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции -- несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. [13, с.13]

Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Он подчеркивал, что управление не является исключительной привилегий директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается всех работающих.[7, с.18]

Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:[3]

· техническая деятельность (производство);

Это разнообразные технические операции (производство, выделка, обработка). Файоль отмечает, что "число, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кончая интеллектуальным; почти исключительно техническое образование наших профессиональных школ; широкие возможности, предоставленные техникам - все это выдвигает на первый план техническую функцию, а, следовательно, и технические навыки работников, оставляя на втором плане другие навыки, не менее, а иногда и более полезные для развития и процветания предприятий". [24] Он также указывает на то, что не всегда именно техническая функция является наиболее важной, ведь "даже в промышленных предприятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая".

· коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

К данной функции относятся такие операции, как покупка, продажа, обмен. Она имеет не менее важное значение, чем техническая функция, так как, если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен. "Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить". Для успешного выполнения этой функции необходимы чуткость, решительность, глубокое знание рынка и сил конкурентов, далекое предвидение и практика соглашений.

· финансовая деятельность (поиск и оптимальное использованиекапитала);

Это привлечение средств и распоряжение ими. "Ничто не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на улучшения, на непредвиденные расходы и т.д. Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, чтобы извлечь возможно большую выгоду из имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных займов под залог. ...Существенное условие успеха - всегда иметь перед глазами финансовое положение предприятия."

· деятельность безопасности (защита собственности людей);

В данном случае имеются ввиду страхование и охрана имущества и людей. "В простейших предприятиях для этого достаточен глаз хозяина и сторожевой пес; в государстве сюда привлекаются и полиция и армия. Вообще же страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу - необходимое ему душевное спокойствие."

· эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

В основном, это бухгалтерский учет и статистика. Как пишет Файоль, "это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им достигнуты результаты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия."

· административная (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).

К этой функции относятся операции, которые затрагивают все остальные пять функций. Это выработка общей программы работы предприятия, подбор его рабочего состава, координирование усилий, гармонизация действий. Все эти операции образуют "особую функцию, которая обычно называется именем управления".

Итак, Файоль определяет управление следующим образом: "УПРАВЛЯТЬ значит: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

· предвидеть, то есть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий;

· организовывать, то есть - строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

· распоряжаться, то есть - заставлять персонал надлежаще работать;

· координировать, то есть - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

· контролировать, то есть - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленных правил и отданных распоряжений. [6;11]

При таком понимании, управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям."

При этом Файоль особое внимание обращает на то, что важно отличать управление от правление. "'Править, значит - вести предприятие к его цели, стремясь извлечь, возможно, большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит - обеспечить действие шести существенных функций. Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная." [24]

Определяя основные функции бизнеса, теоретики-"классики" были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.. [17, с.67]

Информация о работе Основные принципы административной школы. Административная теория Анри Файоля