Основные направления развития лидерства, и управление лидерством организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие лидерства вообще и лидерства в организации.
Предмет исследования – понятие лидерства
Объект исследования – лидерство в организации.

Содержание работы

Введение
1. Лидерство как процесс и как ресурс организации.
2. Исследование процессов лидерства и его влияние на эффективность деятельности организации.
2.1. Организационная экономическая характеристика объема исследования.
2.2 Анализ социально-экономических аспектов лидерства в организации
3. Основные направления развития лидерства, и управление лидерством организации.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kursovaya_3.docx

— 127.38 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Лидерство как процесс  и как ресурс организации.

2. Исследование процессов  лидерства и его влияние на  эффективность деятельности организации.

2.1. Организационная экономическая  характеристика объема исследования.

2.2 Анализ социально-экономических аспектов лидерства в организации

3. Основные направления  развития лидерства, и управление  лидерством организации.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования в 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа[2].

    До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства, необходимых для выработки методов эффективного руководства[1]. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с переходом от командно - административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима к демократическому обществу.

    Обеспечение соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля деятельности ожиданиям трудового коллектива – одно из условий этого перехода и создания положительного морально – психологического климата. Роль морально – психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь – морального, его работоспособности, производительности труда[38].

    Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура[4]. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание[3]. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально – психологического климата[17].

    Чаще всего выделяются: a) Интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, а скорее со склонностью к решению сложных абстрактных проблем; б) Инициативность, самостоятельность, находчивость; в) Уверенность в себе, высокий уровень притязаний. К ним ещё добавляют способность подниматься над деталями и воспринимать ситуацию в целом, в связи с окружающей обстановкой, так называемый «фактор геликоптера»[6].

    Однако другие исследователи выделяют другие черты. А, главное, оказалось, что наличие у человека тех или иных «важнейших» качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально – психологического климата.

    Цель данной  курсовой работы:  раскрыть понятие  лидерства вообще и лидерства  в организации.

     Предмет исследования – понятие лидерства

    Объект исследования  – лидерство в организации.

 

 

 

 

 

 

    1. Лидерство как  процесс и как ресурс организации.

    Лидер - это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать  на себя наиболее ответственные  решения, затрагивающие их интересы  и определяющие направление и  характер деятельности всей группы[20].

    Он может быть  назначен официально, а может  и не занимать никакого официального  положения, но фактически руководить  коллективом в силу своих организаторских  способностей. Руководитель назначен  официально, извне, а лидер выдвигается  «снизу»[37]. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

    Лидеру присущи  следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и  гибкий ум, компетентность как  доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности  психологии людей, организаторские  способности[18]. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером[39]. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера[7].

    В исследованиях  Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер)[23].

    Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен  привести группу к разрешению  тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе  наиболее важные для этой группы  личностные черты, кто несет в  себе и разделяет те ценности, которые присущи группе[19]. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно ста-нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру[5]

    С точки зрения  масштабности решаемых задач  выделяют[33]:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

    Существует несомненная  связь между судьбой лидера  бытового, лидера социального и  лидера политического. Первый всегда  имеет возможность выдвинуться  в лидеры другого типа[9].

    Лидер с организаторскими  способностями в состоянии быстро  и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в  первоочередной реализации, отличать  осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач[20]. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу[8]. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

    Талант руководства  людьми основывается на целом  комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль  играет доверие и любовь масс к своему лидеру[21]. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером[24].

    Структура механизмов  воздействия лидеров на массу  зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей  зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует  от реального лидера, с одной  стороны, соответствия ей, а с  другой от лидера требуется  способность выражать интересы  группы. Только при соблюдении  этого условия последователи  не просто идут за своим  лидером, но и желают идти за  ним[22].

    В соответствии  со свойствами последователей  лидером выстраиваются структуры  воздействия на них. Эти структуры  призваны обеспечить, во-первых, инициирование  активности, координацию действий  группы и обеспечение ее внешних  связей и престижа. Во-вторых, для  этого надо отрегулировать межличностные  отношения в группе, обеспечить  личностную поддержку членам  группы[10].

    Лидерство - это  процесс социальной организации  и управления. Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных  организациях самых разных уровней  и масштаба - от государства и  даже группы государств до  правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют[40].

    Типы подходов  к изучению лидерства[26].

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

    В общественной  жизни, лидера, как центральную, наиболее  авторитетную фигуру в конкретной  группе лиц, можно выделить практически  в каждом виде деятельности, и  в любой исторический период.

    Термин «лидер»  имеет два значения: индивид, обладающий  наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового  интереса) качествами, благодаря которым  его деятельность оказывается  наиболее продуктивной. Такой лидер  служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому  должны, с точки зрения групповых  ценностей, примыкать другие члены  группы[31]. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы) лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса[32].

    Авторитет этого  лидера основан на способности  сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их[11].

    Понятие лидерства  широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде  других наук о человеке и  обществе. Этому феномену посвящены  обширные теоретические и эмпирические  исследования[29].

    Изучение лидерства  имеет непосредственную прагматическую  направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов  эффективного руководства, а также  отбора лидеров[15]. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

    Очевидно, что  лидерство как явление, основывается  на определенных объективных  потребностях сложно организованных  систем. К ним относятся, прежде  всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее жизненной и  функциональной способности[12]. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью[28].

    В системах  с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных  уровней организации и свободы  отдельных элементов, функции лидера  развиты слабо[14]. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются[27].

    Лидерство можно  назвать одним из уникальных  феноменов политической и общественной  жизни, связанным с осуществлением  властных функций[34]. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности[13].

    Концепции лидерства  могут быть разделены в зависимости  от их теоретических оснований  на три группы: Политология. Энциклопедический  словарь. - М., 1994

Информация о работе Основные направления развития лидерства, и управление лидерством организации