Организация работы предприятия быстрого питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.
Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями.

Файлы: 1 файл

Питание как.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

 

   Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.       

Сегодня конкуренция на рынке общественного  питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями.     

Современный ресторанный бизнес в России представлен  большим разнообразием типов заведений: это классический фаст-фуд, рестораны quick service (или QSR — ускоренное обслуживание); рестораны free flow (“свободное движение”), где часть технологических процессов вынесена на обозрение посетителей, которые сами выбирают себе различные виды блюд; “тиражируемые” рестораны — заведения среднего класса с высоким качеством традиционной кулинарии. Их отличают хорошим уровнем обслуживания официантами, различными дополнительными услугами, например, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос.     

Но, несмотря на столь большое разнообразие, сегодня одной из главных тенденций  является тенденция взаимодействия элитных ресторанов и демократических  кафе с уютной обстановкой и невысокими ценами. Эти заведения, в конечном счете, рассчитаны на средний класс.      

В целом сегодня в развитии ресторанного бизнеса в России прослеживаются и такие тенденции, как приверженность здоровому питанию, расширение ассортимента, развитие концепции быстрого обслуживания, удобство для семейных посещений, развитие «тиражируемых» ресторанов. Очевидны и преимущества работы в сетевом формате. Это и является актуальностью данной темы.     

Целью данной курсовой работы является изучение организации предприятий  быстрого питания.     

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:     

- изучить теоретические  аспекты организации предприятий  быстрого питания:     

- ознакомиться с организацией  хозяйственной деятельности организации;      

- рассчитать основные  показатели эффективности организации;      

- выявить недостатки организации;       

- разработать рекомендации  по совершенствованию деятельности  предприятия быстрого питания;      

- показать экономический эффект  применения предложенной методики   на практике.      

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и приложения.     

В первой главе отмечены существующие виды и организационно – правовые формы предприятий общественного  питания, а также рассмотрены  особенности их классификации. Кроме  того, отмечены основные услуги, предоставляемые  предприятиями общественного питания  и методы обслуживания на предприятиях быстрого питания.     

Во  второй главе проводится анализ организации предприятия быстрого питания на примере ООО «Смак». Дается общая характеристика, анализ экономических показателей, их интерпретация, выявляются проблемы в организации.     

В заключительной главе даются рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Смак», а так же их обоснование.  
  
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ  БЫСТРОГО ПИТАНИЯ

1.1 Понятие предприятий общественного  питания, виды и классификация      

Согласно  ГОСТу Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. [2]     

При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий  и кулинарных полуфабрикатов.     

Кулинарная  продукция должна соответствовать  требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и  вырабатываться по технологическим  инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.     

Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного  питания, как одним из видов предпринимательской  деятельности, занимается громадное  количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.     

Тип предприятия общественного  питания - это вид предприятия  с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых  потребителям услуг.     

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное  питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания: [2]

  • ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
  • бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
  • кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
  • столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
  • закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

 

      Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно  выделены следующие объекты сферы  общественного питания:

  • диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
  • столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;
  • буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

 

     То  есть, как видно из приведенного списка, классификация предприятий  общественного питания зависит  от таких факторов, как:

  • ассортимент реализуемой продукции и сложность ее приготовления;
  • техническая оснащенность предприятия общественного питания;
  • квалификация персонала;
  • качество и методы обслуживания;
  • виды предоставляемых услуг.

 

     Нужно отметить, что такие виды предприятий  общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. Обязательные требования по каждому классу предприятий см. приложение 1.     

Подтверждение соответствия предприятия общественного питания  выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке. [2]     

Классность  присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.      

Однако  помимо типов и классности предприятия  общественного питания могут  различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой  продукции, место нахождения и контингент посетителей.     

Так, например, кафе по ассортименту реализуемой  продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту  потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское  кафе.     

Бары  по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.     

Определенные  различия имеют и столовые. По ассортименту они могут быть представлены общего типа или диетическими, по месту  расположения – общедоступными или закрытого типа, например, столовая на территории завода, предназначенная для организации питания только своих сотрудников. Кроме того, столовые можно условно разделить на столовые, изготавливающие и реализующие продукцию собственного изготовления и раздаточные столовые, реализующие готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания.     

Услуги, предоставляемые потребителям организациями  общественного питания, можно подразделить на:

    • услуги питания;
    • услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
    • услуги по организации потребления и обслуживания;
    • услуги по реализации продукции;
    • услуги по организации досуга;
    • информационно-консультационные услуги;
    • прочие услуги.

 

     Так под услугами питания следует  понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на: [2]

    • услуги питания ресторанов;
    • услуги питания баров;
    • услуги питания кафе;
    • услуги питания столовых;
    • услуги питания закусочных.

 

     К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий  относятся такие виды услуг как:

    • изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;
    • изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
    • изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.

 

     Услуги  по организации потребления и  обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

    • организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
    • организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
    • доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
    • услуги официанта на дому;
    • доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
    • организация комплексного питания и прочие.

 

     К услугам по реализации продукции  в общественном питании относятся:

    • реализация продукции и изделий кухни через магазины - кулинарии и буфеты;
    • отпуск обедов на дом.

 

     Услуги  по организации досуга включают в  себя:

    • организацию музыкального обслуживания;
    • проведение концертов и других подобных мероприятий;
    • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

 

     Предприятия общественного питания  могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать  правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.     

Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее.     

То  есть, как видим, количество видов  услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего. [2]     

Различные виды предприятий  общественного питания позволяют  предоставлять услуги по организации  питания в весьма широком диапазоне  обслуживания, ассортимента реализуемой  кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.      

1. При обслуживании организованных  туристских групп по безналичному  расчету рекомендуется на завтрак,  обед и ужин предлагать скомплектованные рационы питания, составленные с учетом возрастного и национального состава туристской группы, энергетических затрат на маршруте. Повторяемость рациона питания для данной группы допускается не раньше чем через 10 дней, а блюд, включаемых в рационы, не менее чем через 4 дня. Меню скомплектованных рационов питания должно быть согласовано с руководителем группы;      

Информация о работе Организация работы предприятия быстрого питания