Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является установление наличия или отсутствия норм труда на предприятии "Айкай" на примере магазина №56, рассмотрение и анализ организации труда персонала на примере товароведа и менеджера торгового зала. По результатам проведенной работы даны предложения по совершенствованию организации труда данных категорий персонала.

Файлы: 1 файл

нормир труда курсовая.doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 9

Фактический баланс рабочего времени

 №№

 Индекс

Виды работ

Повторяе-мость за смену

Общая продолжитель-ность, мин

Подготовительно-заключительные работы

2.

ПЗ

Уход с работы

1

6

Итого, мин

   

6

Оперативное время

1.

ОП

Проверка сроков годности на своей группе

1

36

2.

ОП

Выкладка нового товара, замена ценников

1

78

3.

ОП

Фасовка товара

5

123

4.

ОП

Выставление товара

6

136

5.

ОП

Разговор с товароведом

1

2

6.

ОП

Контроль в торговом зале

5

141

7.

ОП

Фасовка товара, выкладка на прилавки

1

44

8.

ОП

Проверка сроков

1

35

Итого, мин

   

595

Время на обслуживание рабочего места

1.

ОБС

Уборка рабочего места

1

26

Итого, мин

   

26

Время на личные надобности

1.

ОТЛ

Уход с рабочего места

2

12

Итого, мин

   

12

Потери рабочего времени по вине работника

1.

ПНД

Разговор с менеджером

1

3

2.

ПНД

Уход с рабочего места

1

9

3

ПНД

Разговор по телефону

1

2

Итого, мин

   

14

Потери рабочего времени из-за неполадок в организации

1.

ПНТ

Простой (ждет, пока выгрузят новый товар)

1

8

Итого, мин

 

8


 

Тсм= 720 мин.

Коэффициент использования рабочего времени:

К= (Тфпз+ Тфоп+ Тфотлобс) / Тсм = 6+595+12+26/510=693/720=0,89

Тпз=Тфпзсм∙100%=6/720∙100%=0,83%

Коэффициент использования рабочего времени:

Копфопсм∙100%=595/720∙100%=82,64%

Коэффициент потерь рабочего времени из-за расходования времени работником на личные надобности:

Котл=Тфотлсм∙100%=12/720∙100%=1,67%

Коэффициенты прямых потерь:

Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины:

Кпндфпндсм∙100%=14/720∙100%=1,94%

Коэффициент потерь рабочего времени из-за перерывов, связанных с нарушением технологического процесса:

Кпнтфпнтсм∙100%=8/720∙100%=1,11%

Процент производительности труда при устранении прямых потерь:

∆ПрТ=Тпнтпндоп.0,5= 8+14/595.0,5=0,074

ФРВ №2 (день второй)

№ п/п

Затраты времени

Текущее время, ч-мин

Продолжи - тельность, мин

Индекс

0.

Начало наблюдения

8: 00

-

-

1.

Проверка сроков годности на своей группе

8: 44

44

ОП

2.

Выкладка нового товара, замена ценников

10: 12

88

ОП

3.

Фасовка товара

11: 33

81

ОП

4.

Уход с рабочего места

11: 40

7

ПНД

5.

Фасовка товара

12: 15

35

ОП

6.

Обед

12: 45

30

-

7.

Выставление товара

13: 26

41

ОП

8.

Разговор по телефону

13: 27

1

ПНД

9.

Выставление товара

13: 57

30

ОП

10.

Консультация покупателя

13: 59

2

ОП

11.

Выставление товара

14: 38

39

ОП

12.

Разговор с менеджером на личную тему

14: 39

1

ПНД

13.

Выставление товара

14: 49

10

ОП

14.

Уход с рабочего места

14: 57

8

ОТЛ

15.

Мытье лотков

15: 16

19

ОП

16.

Разговор с администратором

15: 17

1

ОП

17.

Работа за кассой

16: 31

74

ОП

18.

Перерыв на чай (отдых)

16: 47

16

-

19.

Контроль в торговом зале

17: 22

35

ОП

20.

Уход с рабочего места

17: 26

4

ОТЛ

21.

Контроль в торговом зале

18: 44

78

ОП

22.

Фасовка товара, выкладка на прилавки

19: 10

26

ОП

23.

Перерыв на отдых, чай

19: 25

15

-

24.

Уборка рабочего места

19: 45

20

ОБС

25.

Контроль в торговом зале

20: 00

15

ОП

26.

Уход с работы

20: 05

5

ПЗ


 

Таблица 10

Фактический баланс рабочего времени

 №№

 Индекс

Виды работ

Повторяемость за смену

Общая продолжительность, мин

Подготовительно-заключительные работы

2.

ПЗ

Уход с работы

1

5

Итого, мин

   

5

Оперативное время

1.

ОП

Проверка сроков годности на своей группе

1

44

2.

ОП

Выкладка нового товара, замена ценников

1

88

3.

ОП

Фасовка товара

2

116

4.

ОП

Выставление товара

4

120

5.

ОП

Консультация покупателя

1

2

6.

ОП

Разговор с администратором

1

1

7.

ОП

Работа за кассой

1

74

8.

ОП

Контроль в торговом зале

3

128

9.

ОП

Фасовка товара, выкладка на прилавки

1

26

Итого, мин

   

599

Время на обслуживание рабочего места

1.

ОБС

Уборка рабочего места

1

20

2.

ОБС

Мытье лотков

1

19

Итого, мин

   

39

Время на личные надобности

1.

ОТЛ

Уход с рабочего места

2

12

Итого, мин

   

12

Потери рабочего времени по вине работника

1.

ПНД

Разговор с менеджером

1

1

2.

ПНД

Уход с рабочего места

1

7

3

ПНД

Разговор по телефону

1

1

Итого, мин

   

9


 

Тсм= 720 мин. Коэффициент использования рабочего времени:

К= (Тфпз+ Тфоп+ Тфотлобс) / Тсм = 5+599+12+39/720=655/720=0,9

Тпз=Тфпзсм∙100%=5/720∙100%=0,69%

Коэффициент использования рабочего времени:

Копфопсм∙100%=599/720∙100%=83, 19%

Коэффициент потерь рабочего времени из-за расходования времени работником на личные надобности:

Котл=Тфотлсм∙100%=12/720∙100%=1,67%

Коэффициенты прямых потерь:

Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины:

Кпндфпндсм∙100%=9/720∙100%=1,25%

Процент производительности труда при устранении прямых потерь:

∆ПрТ=Тпнтпндоп.0,5= 0+9/599.0,5=0,03

Как мы видим из этих двух фотографий рабочего времени, коэффициент использования рабочего времени довольно высок.

В данной сфере (торговле) отсутствуют строго разработанные нормы времени на те или иные действия работников. Поэтому мы не можем рассчитать по формуле возможное повышение производительности труда за счет устранения организационно-технических неполадок и потерь, зависящих от рабочего.

Но мы можем увидеть, что в целом рабочее время используется эффективно, потери времени по вине работников незначительные, по организационно-техническим причинам - тоже. Напротив, имеется большая загруженность работой как товароведа, так и менеджера торгового зала. Это происходит по причине того, что не хватает персонала на такой большой магазин (товарооборот более 10 млн р).

Менеджеру торгового зала иногда приходится работать за кассой, если в магазине много покупателей, а кассиров не хватает. Также он может подменять менеджера на другой группе товаров, если тот отстуствует. Вообще для работы персонала магазинов сети "Айкай" характерна взаимозаменяемость. Кассир может заменить менеджера, менеджер обязан знать кассу, товаровед может фасовать продукты и заменять директора магазина. С моей точки зрения это, конечно, полезно, но это не должно быть нормой. Каждый должен заниматься своим делом. Вообще, я думаю, что такое происходит, когда экономят на работниках, на стоимости их труда. Поэтому часто работнику приходится задерживаться после окончания рабочего дня. Да качество работы значительно снижается при необходимости выполнять несколько операций, часто не связанных между собой. Ухудшается внимание, увеличивается время на выполнение одного вида работ и время на переход с одной на другую работы (например, товаровед должен выйти в торговый зал, в подсобное помещение). Также вынужденная частая смена видов работ не положительно сказывается на психологическом состоянии человека.

3.3 Предложения по совершенствованию организации труда

В первую очередь, я думаю, необходимо улучшить условия труда работников. Что касается менеджера торгового зала, то здесь в улучшении нуждается разве что климат на рабочем месте - необходимо поставить кондиционеры в торговом зале.

Остальные факторы, на мой взгляд, улучшить нельзя - такова специфика работы.

Но для товароведа, я считаю, в соответствии с табл.4 на стр.25 нужно рационализировать либо ликвидировать рабочее место:

поменять компьютер на более скоростной и менее шумный, большим объемом оперативной памяти

поменять монитор на жидко-кристаллический (TFT, LCD-монитор)

выдать специальные очки для компьютера

поменять стул на удобное вращающееся кресло

установить кондиционер

решить вопрос с низкой температурой зимой в кабинете, утеплить его либо переместить специалистов в другое помещение

нужно четко решить вопрос с поставщиками о времени, когда они могут приходить.

Также, я считаю, недопустимо, чтобы товаровед выполнял работу за других людей - это второй человек в магазине после директора, на нем лежит большая ответственность, большая нагрузка, а если он будет подменять на кассе, на фасовке, как это происходит иногда, качество работы будет страдать.

Может быть, нужно уменьшить нагрузку на товароведа путем принятия в магазин еще одного, чтобы снизить интенсивность, скорость, а следовательно, и стрессовость работы. Но в таком случае снизится и зарплата, что, конечно, повлечет недовольство данных работников.

Внедрение данных решений позволит повысить эффективность использования трудового потенциала не только самого товароведа, но и увеличит общую продуктивность и эффективность работы фирмы. Ведь четкая организация труда данного специалиста, сбалансированный режим труда и отдыха, наличие времени, свободного от "текучки", позволяют ему разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности, производительности труда и снижению издержек.

 

Заключение

Как мы выяснили, большинство проблем в организации работы магазина №56 "ГРОШель" происходит вследствие неукомплектованности кадрами. Вообще, для сети "Айкай" текучесть кадров - это актуальная проблема. В настоящее время профессия продавца и вообще работника магазина не пользуется популярностью. По словам Олимских Нины Николаевны, кандидата экономических наук, заведующей кафедрой "Экономика и социология труда" Института экономики и управления УдГУ, учеными Удмуртского государственного университета было проведено научное исследование, целью которого стал анализ соответствия подготовки кадров и будущих потребностей в специалистах на региональном рынке труда в ближайшие 10 лет. Потребность в рабочих руках будет неуклонно расти в сфере транспорта, строительстве, торговле и общественном питании. […] В связи с развитием торговли существенно вырастет потребность в продавцах и контроллерах-кассирах.

Как известно, сегодня рабочие специальности являются непрестижными среди молодежи. В магазине работает много студентов, которые покидают его после завершения учебы. Многих не устраивает размер заработной платы, который за последние полтора года существенно снизился в связи с экономической ситуацией в стране. К счастью, в данный момент имеет место тенденция к повышению зарплаты, что должно увеличить число желающих работать в магазинах "Айкай". Персоналу магазина часто приходится подменять друг друга, что тоже не способствует психологическому спокойствию и комфорту на работе. Получается замкнутый круг: людей в магазине мало, много недовольных такими условиями работы, увольняются, приходят другие, опять нужно работать "за двоих", снова уходят.

Информация о работе Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай"