Миссия и цели организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- изучить миссии и цели на примере Сбербанка России;
- выявить мероприятия, направленные на улучшение миссии и целей организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства……………………………………………..……..4
Роль миссии в стратегическом управлении…………………………….4
Цели формулирования миссии…………………………………………..9
Цели организации………………………………………………………..12
Глава 2. Изучение миссии и целей организации на примере Сбербанка России…………………………………………………………………………...19
2.1. Краткая характеристика организации……………………………………19
2.2. Анализ эффективности целей организации……………………………...21
2.3. Выявление значения миссии внутри организации…………………........30
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности миссии и целей Сбербанка России………….……………………………………………….......32
3.1. Совершенствование формулировки миссии Сбербанка…………….......32
3.2. Мероприятия, направленные на совершенствование целей Сбербанка..33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Миссия и цели организации.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н. И. Лобачевского

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Финансовый факультет

 

 

Кафедра «Антикризисное управление»

 

                                                                                         

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  организации»

на тему:

«Миссия и цели организации»

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. 13108М 

                                                     дневного отделения Ф.И.О.

Ахметшина Анжела Раушановна                 

Научный руководитель: Фенина В.А.

________________________________

 

 

Нижний Новгород, 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2 
Глава 1. Понятие миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства……………………………………………..……..4

    1. Роль миссии в стратегическом управлении…………………………….4
    2. Цели формулирования миссии…………………………………………..9
    3. Цели организации………………………………………………………..12

Глава 2. Изучение миссии и целей организации на примере  Сбербанка России…………………………………………………………………………...19

2.1. Краткая характеристика  организации……………………………………19

2.2. Анализ эффективности  целей организации……………………………...21

2.3. Выявление значения  миссии внутри организации…………………........30

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности миссии и целей Сбербанка России………….……………………………………………….......32

3.1. Совершенствование  формулировки миссии Сбербанка…………….......32

3.2. Мероприятия, направленные  на совершенствование целей Сбербанка..33

Заключение……………………………………………………………………...37

Список литературы……………………………………………………………..40

Приложение……………………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия и цели. Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей.

Миссия организации  является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает новые товары и завоевывает новые рынки.

Во многих компаниях  разрабатываются официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это  формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании.

Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей.

Объектом исследования является Сбербанк России - крупнейший банк Российской Федерации и СНГ. 

Предметом данной работы является разработка миссии и целей  организации.

Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

- дать определение  миссии и определить ее роль  в стратегическом управлении  предприятием;

- изучить цели организации, их классификацию;

- рассмотреть свойства  и требования, предъявляемые к  целям организации, определить  их свойства;

- изучить миссии и  цели на примере Сбербанка  России;

- выявить мероприятия,  направленные на улучшение миссии  и целей организаций.

 

 

 

Глава 1. Понятие  миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства.

1.1. Роль миссии  в стратегическом управлении.

 

Одной из главных задач  менеджмента любой компании является установление целей, ради достижения которых  собственно и формируется, функционирует и развивается данная организация.

Каждая организация  начинает свой «жизненный цикл» со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки  потребителей продукции или услуг и т.д.

Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей  осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и  осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

Целевая функция начинается с установления миссии – общей  цели предприятия, выражающей причину  его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются  принципы его работы, заявления и  действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

Наукой менеджмента  не выработаны какие-либо универсальные  правила или беспроигрышные рецепты, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество  самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной  цели организации.

На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии транспортной компании «Аэрофлот» - наиболее полное и безопасное обеспечение одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения. В ней обозначена область деятельности компании – транспорт, обеспечивающий свободу передвижения, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг с упором на обеспечение максимальной безопасности потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Поэтому в миссии не принято  указывать в качестве главной  цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации.

Но прибыль, как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей  и направлений развития и, в конечном счете может привести к неэффективной  работе. Прежде чем разрабатывать стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.

С теоретической точки  зрения, данные задачи кажутся абсолютно  простыми и доступными любому менеджеру  низшего звена, но если обратиться к  практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией. [1]

Миссии часто можно  найти в годовых отчетах, а  также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся  выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации.

Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:

- сосредоточить сотрудников  организации на общей цели;

- сформулировать основу  или стандарт для распределения  ресурсов;

- создать или изменить  климат, или культуру организации;

- обеспечить трансформацию  целей организации в рабочую структуру;

- ввести систему формального  планирования в организации.

Поскольку степень детализации  миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где  она работает, эксперты рекомендуют  при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:

  1. Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.
  2. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.
  3. Организационная (административно - территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация.
  4. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.

Особенно активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в которых эти компании работают, и сопряжена с нанесением вреда окружающей среде.

Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также  целевых групп, перед которыми эта  ответственность возникает.

Таким образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты своей деятельности они готовы отвечать собственной репутацией и потенциальным доходом.

Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий «Сбербанка», «Альфа-Банка», «Газпрома», «Сибнефти».

 «Сбербанк» - общественная цель.

- ведущий банк, опора  финансовой системы страны, основа  ее роста и благополучия

- активный участник экономического и социального развития каждого региона и города

- российский банк, активно  участвующий в развитии мировой  финансовой системы

- ответственный банк, осознающий последствия своих  решений и активно инвестирующий  в рост финансовой грамотности и культуры

- банк, в котором работают  люди, с активной жизненной позицией.

«Альфа-Банк»  – клиентская цель.

- мы видим своей  основной целью предоставление  каждому клиенту полного комплекса  самых современных банковских  продуктов и услуг при постоянном внедрении новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес-процессов и повышении уровня сервиса.

- все клиенты банка  - как частные лица, так и крупнейшие  корпорации - могут всегда рассчитывать  на получение первоклассных банковских услуг.

- дорожа безупречной  деловой репутацией, мы будем  и впредь выполнять все обязательства  перед своими клиентами.

«Газпром» - организационная  цель.

Высшей целью экономической  стратегии ОАО «Газпром» является повышение капитализации Общества. Предполагается реализовать эту стратегию через совершенствование законодательства Российской Федерации, либерализацию рынка акций ОАО «Газпром», сближение уровня цен на акции в России и за рубежом, предоставление возможности увеличения иностранного участия в уставном капитале Общества до 20%, облегчение процедуры купли-продажи акций. Этому будет способствовать также совершенствование корпоративного управления посредством разработки нормативных документов Общества, регламентирующих процедуры принятия управленческих решений и взаимоотношения с различными социальными группами.

Информация о работе Миссия и цели организации