Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной курсовой работы являются: анализ разработки принятия решений в целом и на практическом исследовании, исследование организации как системы принятия решений, разработка схемы принятия решений и ее значимость на предприятии. Эти цели и задачи исследования имеют очень большую практическую значимость, так как принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….........................3
Глава 1. Понятие управленческого решения
Сущность и характерные особенности решений………………....................…..4
Классификация управленческих решений……………........................................8
Система управления как система принятия решений, роль принятия решений в системе управления………………………….....................................................11
Глава 2. Технология принятия управленческого решения
2.1. Принятие решений и ее значение для эффективного функционирования подразделения………………………………………………………......................…..19
2.2. Логическая схема разработки управленческих решений…….…......................21
Глава 3. Реализация управленческих решений на примере ОАО «Уют»
3.1. Анализ системы принятия решений в организации ОАО «Уют»............................................................................................................................................23
3.2. Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решения………………………………………………………….........................................…...25
Заключение……………………………………………………………........................……..….27
Список литературы……………………………………………….…………..............

Файлы: 1 файл

курсовая теория организации.docx

— 87.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Реализация управленческого решения на примере ОАО «Уют».

3.1. Анализ системы принятия  решений в организации ОАО  «Уют».

 

Основные особенности структуры и деятельности организации определяются характерными особенностями процесса решения проблем человеком и процесса разумного выбора. Мыслительные способности человека ограничены по сравнению со сложностью проблем, стоящих перед отдельной личностью и организацией. Поэтому для рационального поведения необходимо создавать упрощенные модели, которые воплотят в себе главные черты проблемы без всей ее сложности.

Практическое использование технологии принятия управленческого решения можно рассмотреть на примере ОАО "Уют".

ОАО "Уют" занимается несколькими видами деятельности: монтаж, ремонт и сервисное обслуживание отопительных котлов, а также оборудования для производства стройматериалов; сдача в аренду помещений и т.д.

На этом предприятии в одно время возникла необходимость повышения эффективности работы. Для увеличения получаемой предприятием прибыли необходимо снижать себестоимость продукции предприятия, т. е. вводить эффективный контроль над издержками.

Первым шагом на этом пути является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы управленческой отчетности.

Управленческая отчетность представляет собой проблему практически для всех руководителей предприятий из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных. Часть руководителей просто не знает, какие виды информации нужны им для более эффективного контроля работы подчиненных и более производительной работы предприятия. Часто решения принимаются на основе налоговой системы отчетности. На многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и практический, т. е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия.

Следствием такого подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна: на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности "снизу вверх" нарушается основной принцип построения информационной системы — ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью достоверности.

Для того чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, нужно строить систему отчётности "сверху вниз", формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение. Фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.

Важнейшими требованиями к системе управленческой отчетности являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия.

Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Использование технологии электронной системы учета сулило серьезные преимущества по скорости получения, обработки информации, а, следовательно, и серьезные преимущества по скорости принятия управленческих решений.

Принятие решения о создании системы отчетности возлагалось на отдел автоматизации, который был занят и другими проблемами.

Налицо – проблема, ее непонимание со стороны руководства и полное отсутствие готовых вариантов решения.

Отдел автоматизации выполнил первую стадию принятия управленческого решения: был осуществлен сбор всей информации, касающейся данной проблемы, а именно, были изучены имеющиеся на рынке специализированного программного обеспечения продукты, их недостатки и достоинства. Было разработано несколько вариантов собственной автоматизированной системы отчетности.

В результате, на стол руководителя легли несколько проектов. Он не стал принимать единоличное решение, а собрал всех специалистов отделов, работавших над данной проблемой. На совместном совещании было выработано приемлемое для всех решение, а именно, выбран один из проектов, и отдел автоматизации разработал необходимое программное обеспечение.

В данном примере четко прослеживаются все три стадии принятия управленческого решения: уяснение проблемы, составление плана решения (разработка альтернативных вариантов решения) и выполнение решения.

 

3.2. Предложения по совершенствованию  действующей схемы принятия решений.

 

Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

Методы оптимизации:

- анализ;

- прогнозирование;

- моделирование.

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.

Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

  • сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);
  • экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма "Боинг" проектирует новый самолет, "Ниссан" новый автомобиль, "Ай Би Эм" - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
  • ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты.

Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать вывод, что анализ и разработка схемы принятия решений не такой уж и легкий процесс, для составления такой схемы необходимо изучить все подробности теории разработки управленческих решений, включая понятие управленческих решений, методы, классификация, структуру разработки управленческих решений, и многое другое.

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности. 

В число проблемных факторов, влияющих на качество решений, можно отметить: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые позиции. Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надежности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. Не меньшее значение приобрела в теории организации и на практике проблема рациональности принимаемых решений и проблема выполнения принятых решений.

Наука и практика разработки и реализации управленческих решений всегда находится в стадии развития. Меняющиеся условия функционирования компаний, некоторые изменения, происходящие в мышлении и психике человека, формируют новые приоритеты в использовании технологии разработки и принятии управленческих решений. Однако базовые концепции управленческих решений будут меняться незначительно, поэтому схема принятия решений в организации будет полезна специалистам при разработке и реализации конкретных управленческих решений на длительное время.

Самостоятельное освоение премудростей разработки управленческих решений занимает у руководителя значительную часть его жизни. Многие осваивают их на практике методом проб и ошибок, рассчитывая свои силы и теряя время на постижение того, что уже разработано учеными и опробовано практиками в виде методов, технологий и приемов. Руководители могут использовать изученный материал и получать при этом быстрый и положительный эффект.

Данная тема очень широкая и спорная, и улучшение дальнейших перспектив разработки темы возможна, так как организации растут и совершенствуются, появляются все более новые варианты, методы руководства предприятием и схемы разработки и принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  • Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. - М: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 1456 с.: ил.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Издательство МГУ, 2005. - с. 309
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Издательство МГУ, 2000. - с. 309
  • Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 2008. - 175 с.
  • Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 407 с.
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
  • Мильнер Б.З. Теория организаций. - М: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
  • Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2009.-223с.
  • Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2009. - с.62
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - с. 203
  • Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2008. - с.63
  • Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с.67-68
  • Мильнер Б.З. Теория организаций. - М: ИНФРА-М, 2007. - с. 131-132
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:издательство МГУ,2008.-с.87-94
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:издательство МГУ,2008.-с.87-94
  • Основы менеджмента: Учеб.пособие/Н.И.Кабушкин. – 7-е изд., стериотип. – М.: Новое издание, 2009.-с. 52-55.
  • Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 2009.-с.205-211.
  • Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.:2005.-с.14.
  • Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. Киев: Политиздат. Украины, 2008.-с.23.
  • Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-с.108-111.
  • Саркисян С.А. и др. Теория прогнозмрования и принятия решений /под ред С.А. Саркисян. - М.: Высшая школа, 2006.- 355 с.
  • См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - с. 195
  • Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:"Акалис", 2006.-с.45.
  • Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений.- М.:ИНФРА, 2004.- 277 с.
  • Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2004.- 271 с.
  • Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:"Интел-Синтез", 2007.-с. 87.
  • Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Москва: "Интел-синтез",2002.-с.65
  • Ходеев Ф.П. Менеджмент/Серия "Учебники и учебные пособыя". Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 2002.-с.36
  • Цит. по: Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ,2005. - с.29
  • Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2001.-с.147
  • Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений /Пер. с англ.; Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: ЮНИТИ, Аудит, 2001.- 590 с.
  • Газета «Номер один», 11.12.2011 г.

 


Информация о работе Методы принятия управленческих решений