Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии и расчет их экономической эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие качества продукции и его показатели…………………………….4
2.Механизм управления качеством продукции………………………………11
2.1.Общее руководство качеством и элементы системы управления качеством……………………………………………………………………….11
2.2.Стандартизация и сертификация качества продукции и систем управления качеством……………………………………………………………………….20
2.3.Технический контроль качества и функции отдела ТК…………………26
3.Разработка систем управления качеством технологической продукции УКТП) в соответствии с требованиями международных стандартов……………………………………………………………….……...29
4.Меры по повышению качества продукции и расчет их экономической эффективности……………………………………………………………….....33
4.1Расчет эффективности разработанных предложений………………….…36
Заключение………………………………………………………………….......40
Используемая литратура…………………………………….……………….....42

Файлы: 1 файл

kursovaiaпервверсия.doc

— 833.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра организации  и стратегии развития промышленных предприятий

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине «Основы производства на предприятии».

Тема: «Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии и расчет их экономической эффективности».

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса ИЭУП

групп ЭиУП (маш.)

Сунгатуллин Р.Р.

       Проверил: к.э.н., профессор,

Чечин Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1.Понятие качества продукции и его показатели…………………………….4

2.Механизм управления качеством продукции………………………………11

 2.1.Общее руководство качеством и элементы системы управления качеством……………………………………………………………………….11

2.2.Стандартизация и сертификация качества продукции и систем управления качеством……………………………………………………………………….20

2.3.Технический контроль качества и функции отдела ТК…………………26

3.Разработка систем управления качеством технологической продукции УКТП) в соответствии с требованиями международных стандартов……………………………………………………………….……...29

4.Меры по повышению качества продукции и расчет их экономической эффективности……………………………………………………………….....33

4.1Расчет эффективности разработанных предложений………………….…36

Заключение………………………………………………………………….......40

Используемая  литратура…………………………………….……………….....42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В развитых странах  мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении  конкурентоспособности продукции  и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках. Исторический опыт США, Японии, Германии, Южной Кореи и ряда других стран показывает, что обеспечение прогресса в области качества путем применения эффективных систем управления качеством является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке. При этом наибольшего успеха достигали страны, в которых решение проблем качества становилось национальной идеей, носило всеобщий характер за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев общества от рядового работника до руководителя любого уровня.

Актуальность данной темы заключается в том, что качество является основополагающим элементом  любого производства, именно оно способствует росту прибыли, привлечения инвесторов, формированию бренда предприятия и т.п.

Данная курсовая состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие качества продукции и его показатели

Качество – емкая, сложная и  универсальная категория, имеющая  множество особенностей и различных  аспектов. Качество – определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.1

Оно определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а определяется потребителем. В основе качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использования услуги. Оно измеряется по отношению к его требованиям, обусловленным или не обусловленным, сознательным или просто ощущаемым, технически выполнимым или полностью субъективным, но всегда претерпевающим изменения.

Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.

Слово «качество» в любом абстрактном  смысле не является общераспространенным синонимом слова «лучший». Слово «качество» используется в значении наиболее полного удовлетворения требований потребителя, будь-то сфера материального производства (автомобиль, холодильник, микроволновая печь) или сфера нематериального производства (составление расписания движения автобусов, обслуживание в ресторане, больничный уход).

Проверки качества должны проводиться лицами, которые  не несут непосредственной ответственности  за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие проверяющих с персоналом проверяющих участков. Одной из целей проверки качества является оценка необходимости осуществления улучшающих или корректирующих мероприятий.

Для обеспечения высоких показателей  качества продукции и услуг разрабатывается  система обеспечения и управления качеством, предусматривающая определенную организационную структуру. Существуют внутренние и внешние цели обеспечения качества. К внутренним целям обеспечения качества относятся:

  • Управление качеством, предусматривающее разработку политики в области качества;
  • Методы и виды деятельности оперативного характера, базирующиеся на ответственности исполнителей;
  • Планирование и систематическое осуществление всех мероприятий по повышению качества;

Внешние цели обеспечения  качества в существенной степени  определяются качеством контрактных отношений, создающих уверенность потребителей.

Исходя из понимания, что качество является совокупностью  характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, сформируем группы показателей качества, наличие которых необходимо как для периодического анализа требований к качеству существующих объектов, так и для разработки новых объектов.

Рассмотрим  основные группы показателей качества, применимые во всем объеме в большей  степени категории оборудования и в меньшей степени – к некоторым другим категориям продукции.

В зависимости  от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам.

Помимо приведенных  в Таблице 1 основных признаков классификации  и групп показателей качества, используются и такие, как однородность характеризуемых свойств (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные), и форма предоставления характеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удельные).

Таблица 1 - Классификация  показателей качества продукции2

Признак классификации  показателей

Группы показателей  качества продукции

По количеству характеризуемых свойств

Единичные 

Комплексные (групповые, интегральные, обощенные)

По характеризуемым  свойствам

Назначения (производительность, подача, установленная мощность и т.п)

Надежности (вероятность  безотказной работы, средняя наработка  на отказ и т.п.)

Экономичности (КПД, удельное материалопотребление)

Эргономические (соответствие изделия эргономическим требованиям к рабочей позе, зонам достигаемости, хватке руки)

Эстетические (информационная выразительность)

Технологичности (трудоемкость выполнения работ)

Стандартизации  и унификации (коэффициент применяемости)

Патентно-правовые (патентной защиты)

Экологические (содержание вредных примесей)

Безопасности (вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени)

Транспортабельности (средняя трудоемкость подготовки изделия к транспортированию)

По способу  выражения

В натуральных  единицах (кг, мм., баллы и др.)

В стоимости  выражения

В безразмерных ед.

По стадии определения  значений показателей

Прогнозные

Проектные

Производственные

Эксплуатационные


 

  1. Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и совокупности единиц однородной продукции.
  2. Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых.

Деление показателей  на единичные и комплексные является условным из-за условности деления  свойств продукции на простые  и сложные.

  1. Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.
  2. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они подразделяются на показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).
  3. Показатели надежности характеризуется следующими свойствами: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Все указанные свойства имеют определенные статистические и временные количественные показатели, которым должна соответствовать продукция.

Безотказность - показывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы , средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Долговечность – это свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.

Ремонтопригодности - это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления.

Сохраняемость – это свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояния в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

  1. Эргономические показатели характеризуют систему «человек-изделие-среда использования», определяющая эргономические свойства человека, в существенной степени влияет на конструкционную группу, ставя решение ряда конструкционных задач в зависимость от эргономических свойств человека. К таким свойствам относятся: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические. Все они характеризуются определенными показателями.

Гигиенические показатели качества продукции (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум) определяют гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с продукцией и окружающей средой.

Антропометрические  показатели качества продукции (соответствие конструкции изделия размерам и  форме тела человека, соответствие распределению веса человека) определяют соответствие геометрических размеров продукции и ее элементов антропометрическим свойствам человека.

Физиологические показатели качества (соответствие конструкции  изделия силовым и скоростным возможностям человека) определяют соответствие продукции физиологическим свойствам человека. Психофизиологические определяют соответствие продукции особенностям функционирования органов чувств.

Психологические показатели качества продукции (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации) определяют соответствие продукции психологическим особенностям человека.

  1. Показатели экономичности предусматривают оценку эффективности самой системы качества с точки зрения экономических последствий, влияющих на прибыль и потери, издержки. Экономическая эффективность производства характеризует расходы на изготовление продукции определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов, обеспечивающих максимальное достижение наибольшего объема выпуска продукции. Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.
  2. Эстетические показатели предусматривают оценку: соответствия внешнего вида продукции современному стилю, моде, колористическому оформлению, отделке и силуэту, гармоничности. Характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).
  3. Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности – удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.
  4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.
  5. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
  6. Экологические показатели определяют степень безопасности продукции и производства для человека и окружающей среды. Показатели данной группы зависят от используемых в конструкциях изделий материалов, от возможности утилизации изделий по окончании срока годности или срока службы, от технологических процессов производства продукции и от переработки сырья. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации. Таким образом, экологическая опасность зависит от используемых в изделиях материалов, от газообразных и жидких выбросов, твердых отходов, уровня излучений и шумов и ряда других факторов.
  7. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.
  8. Обобщающие показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.
  9. Технико-эксплуатационные показатели качества характеризуются показателями назначения продукции и ее свойствами, определяющими функциональную и эксплуатационную пригодность.
  10. Конструкционные показатели включают такие специфические и иногда взаимоисключающие показатели качества как унификация, взаимозаменяемость, совместимость и ряд других. Очевидно, что в условиях рыночной системы, когда одним из путей завоевания рынка является конкуренция, реализация некоторых из указанных показателей является неоправданной.

Информация о работе Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии и расчет их экономической эффективности