Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:07, курсовая работа
Утверждение Президентом РФ в ноябре 2002 года федеральной программы реформирования государственной службы РФ свидетельствует о том, что протекающий процесс трансформации отечественной государственно-служебной практики приобретает вполне конкретные нормативные очертания . Нынешняя модернизация государственной службы является отражением общих модернизационных процессов, развернувшихся в российском обществе в постсоветское десятилетие. Последняя четверть 20 века и начало 21 века отмечена активными мероприятиями по реформированию государственной службы современных западных стран .
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Модернизация государственного управления на Западе: от “рациональной” к “реалистической” бюрократии…………………………………………………….4
2. «Новый менеджеризм» по-российски ………………………………………....10
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы ……………………………………………15
.
Однако не менее интересным представляется критический анализ воплощения идей “нового менеджеризма” со стороны “традиционалистов”, не разделяющих базовой посылки о государстве как производителе “общесоциальных услуг” и придерживающихся традиционных взглядов на государство как институт, отстаивающий правовой порядок.
С их точки зрения, превращение устоявшейся административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования нанесло ущерб репутации государства как идеального работодателя, а значит – репутации государства вообще.
Главный недостаток “нового менеджеризма” видится в размывании традиционно крепкой корпоративной этики, кодекса административной морали. Введение контрактной системы и приватизация части государственных функций негативно сказываются на моральном состоянии служащих.
“Новый менеджеризм”
в значительной мере отменяет
указанные гарантии, разрушает единую
структуру государственной
2.“Новый менеджеризм” по-российски: за и против
Концепции “нового менеджеризма”, будучи порождением информационной экономики и постмодернистской культуры, присущих позднеиндустриальному обществу, вследствие глобализации активно влияют на формирование концептуальных подходов к реформированию государственной службы в странах “второго эшелона модернизации”. Проводниками указанных концепций, как правило, выступают представители либеральных общественных и интеллектуальных течений.
В дискуссиях о путях реформирования российской государственной службы либеральный взгляд на характер модернизации отечественной служебной практики наиболее последовательно выражен в разработках ряда ведущих представителей Высшей школы экономики.
Последние разделяют парадигмальный взгляд на сущность государства как производителя общесоциально значимых услуг. Из этого концептуального положения вытекает подход к реформированию государственной службы. Он определяется как “экономический”, выдвигающий на первый план интересы государства как “работодателя” для государственных служащих. Но еще более важное значение несет следующее положение: “экономический” подход к функционированию государства и организации государственной службы уповает на “эффективность” как ключевую категорию в пику (это признается откровенно) нормативному подходу с его “преимущественным вниманием к упорядочению правовых норм”.
Установка на “экономический” подход к решению проблем российской государственной службы пронизывает всю концепцию и практические предложения представителей ВШЭ. Констатируется, что сближение государственного управления и управления корпорациями – повсеместная тенденция, и для российской практики следует найти “адекватную степень и механизмы рационализации”, при этом рационализация трактуется как синоним эффективности именно с точки зрения экономического подхода.
“Экономический” подход к реформе государственной службы обосновывается также практической невозможностью (по финансовым причинам) существенного увеличения денежного содержания государственных служащих в рамках “административной” модели государственной службы. Утверждается также, что российский государственный аппарат, не знавший фактически модели традиционной административной государственной службы, готов к быстрому усвоению “менеджеризации”, попытка же построить в России привилегированную, стабильную и относительно замкнутую чиновную корпорацию, по сути, “романтична”. В связи с этим, предлагаются, в частности, четкая и прозрачная структуризация функций государственных органов и их подразделений; внедрение системы рационального планирования деятельности на основе формализованных количественных и качественных критериев; предоставление руководителям государственных органов права в широких масштабах распределять ресурсы, выделяемые на содержание этих органов; внедрение в практику системы “управления по результатам” и “финансирования под результат”.
В сущности, предлагаемые меры вполне вписываются в концептуальный каркас “менеджеризации” и “маркетизации” государственной службы. Часть из них, безусловно, заслуживает внимания, особенно когда идет речь о структурной перестройке государственного аппарата с точки зрения оптимизации его функциональной составляющей. В то же время следует заметить, что активная “менеджеризация” происходит сегодня в странах “первого эшелона модернизации” с устоявшимися политико-правовыми системами и государственным аппаратом, построенным на началах “рациональной бюрократии”. Эффект “менеджеризации” государственного управления в странах “второго эшелона модернизации”, к которым принадлежит Россия, весьма неоднозначен, поэтому предлагаемые схемы в условиях, например, господства в государственном аппарате патронатно-клиентелистских отношений12, способны, скорее, еще в большей степени дезорганизовать государственное управление, отодвинув его дальше от идеалов рациональности, даже по сравнению с текущим состоянием. Предлагаемая концепция также полностью игнорирует особую роль государства в российском политическом и социальном пространстве.
Среди сторонников государственно-
Менеджеристская” концепция государственной службы неприемлема для современной российской служебной практики, считает Гришковец. Одним из результатов проводимой сегодня реформы, по его мнению, должно стать формирование постоянного контингента государственных служащих. Это, в частности, может быть достигнуто “поэтапным введением пожизненного назначения на государственные должности”. При такой схеме в случае реорганизации и ликвидации государственного органа будет упраздняться только структура государственного органа, а не государственные должности в его аппарате.
Следует сохранить и укрепить “классический” подход к оплате труда государственных служащих, основанный на принципе “компенсируемых ограничений”, когда средний уровень заработной платы компенсируется стабильностью и социальными гарантиями. И главное – рост денежного содержания должен сопровождаться повышением реальной роли конкурса при замещении государственных должностей.
Административная модель государственной службы с тенденцией к пожизненному назначению на государственные должности, созданию четкой рациональной системы служебной карьеры будет способствовать “милитаризации” государственной службы, считает Гришковец. Последняя в настоящий момент крайне необходима и должна выражаться, в том числе в усилении дисциплинарной ответственности государственных служащих.
В сочетании с укреплением конкурсного порядка замещения государственных должностей и повышением материального уровня государственных служащих предлагаемые меры будут способствовать активизации проводимых в России преобразований.
Заключение
Методология реформирования государственной службы России в условиях “догоняющей модернизации” предполагает одновременное решение двух разнопорядковых задач. С одной стороны, реформа государственной службы призвана создать в России институт профессионального чиновничества, построенного на принципах веберовской “рациональной” бюрократии, с другой — учитывать “вызовы” постиндустриальной экономики для государственного управления. Однако здесь важна именно иерархия приоритетов, задающая последовательность методологии реформировании.
Таким образом, необходим правильно методологически выстроенный синтез различных предложений в единую концепцию реформирования российской государственной службы.
Выстраивая современную российскую государственную службу в рационально-бюрократическом порядке, придавая ей единство и целостность, а также кадровую стабильность необходимо проводить эксперименты по внедрению практики программно-целевого планирования и финансирования деятельности отдельных государственных органов и гибкой контрактной системы.
Однако, во-первых, подобная практика возможна при жестком утверждении конкурса на замещение государственной должности как основного механизма подбора и расстановки кадров, что активно реализуется на всех уровнях государственной службы; во-вторых, необходима эффективно функционирующая “вертикаль” системы управления государственной службой в виде специального федерального органа исполнительной власти, его территориальных структур и функционально подчиненных им кадровых служб государственных органов. Без подобного структурно-институционального подкрепления все декларации о необходимости реформ и даже новеллы в нормативно-правовой базе не изменят доминирующей патронажной практики замещения должностей и господствующих патронатно-клиентелистских отношений в государственном аппарате.
Список используемой литературы
|
1. Концепция реформы государственной службы, подписанная Президентом РФ 15 августа 2001 года, Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 года “О федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации”. |
2.Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века. Модели государственной службы. М., 2002. |
3.Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. М., 1994. С. 59. |
4.Крозье М. Указ. соч. С. 62. |
5.Грэй Э., Дженкинс Б. От государственного управления к государственному менеджменту: переоценка поворота // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Выпуск восьмой. М., 1995. С. 7. |
6.Оболонский А.В. Указ. соч. С. 12 —13. |
7.Оболонский А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании // Государство и право. 1996. № 6. С. 126 —129. |
8.Гор А. Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Выпуск первый. М., 1994. С. 50. |
9.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001. С. 250 — 253. |
10.Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века. Модели государственной службы. М., 2002. С. 109. |
11.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М., 1999. |
12.Якобсон Л.И. Реформа государственной службы: интересы и приоритеты // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 6. |
13.Якобсон Л.И. Там же. С. 10 —20. |
14.Афанасьев М.А. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000. |
15.Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 12. С. 54 —55. |
1 Президентом РФ 15 августа 2001 года Концепция реформы государственной службы, а также Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 года “О федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации”.
2 Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века. Модели государственной службы. М., 2002
3 В.Б. Слатинов, кандидат социологических наук, доцент Курского государственного университета «Новый менеджеризм» в контексте модернизации российской государственной службы
4 Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. М., 1994. С. 59.
5 Крозье М. Указ. соч. С. 62.
6 Грэй Э., Дженкинс Б. От государственного управления к государственному менеджменту: переоценка поворота // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Выпуск восьмой. М., 1995. С. 7Оболонский А.В. Указ. соч. С. 12 —13.
7 Оболонский А.В. Указ. соч. С. 12 —13.
8 Оболонский А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании // Государство и право. 1996. № 6. С. 126 —129.
9 Гор А. Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Выпуск первый. М., 1994. С. 50.
10 Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001. С. 250 — 253.
11 Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века. Модели государственной службы. М., 2002. С. 109
12 Афанасьев М.А. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000.
13 Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 12. С. 54 —55.