Классификация организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

В новой среде, при новых правилах бизнеса необходима новая форма организации и не только для того, чтобы успешно конкурировать за ограниченные ресурсы и деньги клиентов, сколько для того, чтобы успевать за происходящими изменениями, а, главное, успеть реализовать возникающие возможности. Цель организационных изменений, в свою очередь, состоит в повышении конкурентоспособности, преодолении неопределенности, вызванной стремительными изменениями во всех сферах экономической, технологической, инфраструктуры.
Цель данного реферата – исследование вопросов классификации организаций.

Содержание работы

Введение 3
1. Классификация организаций. 5
2. Классификация хозяйственных организаций. 14
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По мнению многих известных ученых в области менеджмента, современный мир представляется  как мир самых разных организаций, которые представляют собой «форма устойчивого объединения людей  для их совместной целенаправленной деятельности в рамках определенной структуры».

Организации создаются  для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Одни организации, конечной целью которых  не является получение прибыли (позднее будут названы некоммерческими организациями), создаются для достижений социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Другие хозяйственные организации создаются с целью удовлетворения материальных потребностей и получение предпринимательской прибыли.

Это играет большую  роль при рассмотрении организаций  как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций  приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников. Сейчас в современной российской экономике после соответствующих рыночных реформ существуют различные организационные формы: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, предпринимательские союзы и другие.

В новой среде, при новых правилах бизнеса необходима новая форма организации и  не только для того, чтобы успешно  конкурировать за ограниченные ресурсы и деньги клиентов, сколько для того, чтобы успевать за происходящими изменениями, а, главное, успеть реализовать возникающие возможности. Цель организационных изменений, в свою очередь, состоит в повышении конкурентоспособности, преодолении неопределенности, вызванной стремительными изменениями во всех сферах экономической, технологической, инфраструктуры.

Цель данного  реферата – исследование вопросов классификации организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация организаций.

Очевидно, что  в человеческой деятельности представлены самые различные виды организаций. Варианты их классификации представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Варианты классификации  организаций.

Основание классификации

Вид организации

Степень формализованности

  • Формальные
  • Неформальные

Форма собственности

  • Государственные
  • Муниципальные
  • Частные
  • Иные

Отношение к  получению прибыли как главной  цели деятельности

  • Коммерческие
  • Некоммерческие

Характер существования

  • Реальные
  • Виртуальные

Социальная  значимость деятельности

  • Социально значимые
  • Общественно полезные
  • Социально опасные

Территориальный характер деятельности

  • Глобальные
  • Международные
  • Федеральные
  • Межрегиональные
  • Региональные
  • Местные
  • Локальные

Степень открытости

  • Открытые (прозрачные)
  • Закрытые

Характер инновационной  деятельности

  • Инновационно активные
  • Инновационно пассивные

Организационно-правовые формы

  • Коммерческие:

- Хозяйственные  товарищества и общества,

- Производственные  кооперативы,

- Государственные  и муниципальные унитарные предприятия;

  • Некоммерческие:

- Общественные  и религиозные объединения,

- Учреждения,

- Фонды и  др.

Размер

  • Крупные
  • Средние
  • Малые

Основания объединения  для совместной деятельности

  • Традиционные
  • Лидерские («вождистские»)
  • Проектные
  • Партнерские
  • Авантюрные
  • Альтернативные
  • Случайные

Сфера человеческой деятельности (реализация тех или иных общественных функций)

  • Публичные
  • Хозяйственные
  • Военные
  • Правоохранительные
  • Культурные
  • Научные
  • Образовательные
  • Просветительские
  • Благотворительные
  • Религиозные
  • Информационные
  • Правозащитные
  • Политические и др.

 

Для идентификации  как процесса установления тождественности, совпадения или принадлежности системы определенному типу или классу систем используются систематизация, таксономизация и классификации.

Систематизация  – приведение чего-либо в систему  на основе выявления и группировки  однородных элементов по определенным признакам.

Таксономизация  – иерархическое выделение в  сложно организованных системах таксонов – объектов, обладающих общностью  свойств и признаков. Данное выделение  проводится для определения принадлежности объектов нижних уровней, последовательно и относительно, к объектам верхних уровней. Таксономическое требование запрещает ставить в один ряд понятия (элементы, системы) разных уровней общности, как, например, целое и часть.

Классификация – распределение элементов классифицируемого множества по классам в логической соподчиненности на основе присущих им закономерностей. Классификация должна быть системной. Это значит:

- в рамках  одной классификации используется  только один классифицируемый  признак – основание деления  классифицируемого множества элементов;

- все элементы  классифицируемого множества распределяются  по выделенным классам: нет  ни «пустых» классов, ни «свободных»  элементов – не вписавшихся  ни в один из имеющихся классов  (объем делимого понятия должен  быть равен сумме объемов членов деления). Но и системная классификация не может быть достаточной для всех случаев жизни: сложные явления и предметы могут классифицироваться по ряду признаков. Это позволяет иметь несколько взаимодополняющих классификаций, выбирая каждый раз ту, что дает срез наиболее полезной для решения стоящей задачи информации [2, с.7];

- классификация  может иметь внутреннюю иерархию.

Выше мы продемонстрировали некоторые элементы классификации, рассмотрим их подробно.

Классификация по степени формализованности.

Как уже отмечалось выше, по данному основанию выделяются формальные и неформальные организации.

Классификация по форме собственности.

Данная классификация  предопределена российским законодательством, в результате которого соответственно появляются:

- государственные организации, которые находятся в государственной собственности (собственности Российской Федерации или субъектов РФ),

- муниципальные  организации – те, которые пребывают  в муниципальной собственности  (собственности муниципальных образований),

- частные организации  – организации, находящиеся в  частной собственности (собственности  физических или юридических лиц),

- иные организации  – те организации, которые  пребывают в иной форме собственности.  Законодатель не уточнил характер  этой собственности, но можно предположить, что он имел в виду, например, собственность общественных объединений или коллективную собственность владельцев квартир, объединившихся в товарищество собственников жилья.

Классификация по отношению к получению прибыли как главной цели деятельности.

В соответствии с данным критерием выделяются коммерческие организации, чьи руководители считают  прибыль своей главной целью, и некоммерческие организации, способные  получать прибыль, но создаваемые для  решения той или иной социальной задачи. При этом, некоммерческие организации прибыль не распределяют между учредителями, а направляют на решение социальных уставных задач.

Классификация по характеру существования.

Здесь можно  обозначить реальные (организации, существующие в реальной деятельности) и виртуальные (организации, существующие в виртуальном пространстве, либо в индивидуальном или массовом сознании).

Классификация по социальной значимости деятельности (см. Табл..2).

 

 

Таблица 2.

Классификация организаций по социальной значимости деятельности.

Виды организаций

Содержание  социальной значимости деятельности

Социально значимые

Организации, чья  деятельность имеет существенное значение для общества

Общественно полезные

Организации, чья  деятельность носит общественно  полезный характер

Социально опасные

Организации, чья  деятельность потенциально опасно для  общества или окружающих


 

Классификация по территориальному характеру деятельности (см. Табл. 3).

Таблица 3.

Классификация организаций по территориальному характеру  деятельности.

Виды организаций

Территориальный характер деятельности организаций

Глобальные

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории всего  мира. Для данных организаций национальные границы и особенности не играют существенной роли

Международные

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории ряда государств

Федеральные

Организации, осуществляющие свою деятельность на всей территории государства

Межрегиональные

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории ряда регионов государства

Региональные

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории одного региона

Местные

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории одного муниципального образования

Локальные

Организации, осуществляющие свою деятельность на ограниченной территории


Классификация по степени открытости.

Организации по степени открытости подразделяются на открытые (прозрачные) и закрытые.

Открытыми (прозрачными) признаются те организации, которые  в своей деятельности используют открытые формы работы, чьи документы доступны для общества, чьи реальные и декларируемые цели прозрачны для общественного контроля.

Закрытыми, соответственно, являются организации, не дающие обществу возможность следить за своей  внутренней жизнью и демонстрирующие  окружающим только благоприятные или декларируемые собственные стороны.

Большинство современных  организаций должны стремиться к  открытости в своей деятельности, что говорит об уважении к потребителям и партнерам и продиктовано принципами управления XXI века.

Классификация по характеру инновационной деятельности.

По характеру  инновационной деятельности организации  подразделяются на инновационно активные и инновационно пассивные.

Инновационно  активными являются организации, руководствующиеся  в своей деятельности, принципами постоянного обновления характера и форм проявления деятельности, перманентной разработки нового знания, непрекращающегося использования новых организационных, информационных и др. технологий.

Соответственно  инновационно пассивными представляются организации осуществляющие деятельность по инерции, используя отработанные методы, живущие «по старинке». Данная стратегия оправданна на ограниченном временном этапе, когда срабатывают отлаженные механизмы. На более длительных отрезках уже необходим инновационный подход, позволяющей организации играть на опережение и быть готовой к угрозам и вызовам среды.

Классификация по размеру организаций.

Классифицировать организации по размеру (крупные, средние и малые) можно по различным основаниям. При этом общепринятых критериев не существует. Принято, например, подразделять организации по числу сотрудников или по обороту. Но к какому разряду отнести крупные IT-компании, которые с малым числом сотрудников имеют многомиллионные обороты?

Классификацию организаций по организационно-правовым формам мы рассмотрим в следующих разделах.

Классификация по основаниям для совместной деятельности организаций.

В соответствии с данной классификацией организации  группируются в зависимости от того, благодаря чему люди объединились в  организацию и начали совместную деятельность. Как уже было сказано выше, по основаниям объединения для совместной деятельности выделяются: традиционные, лидерские («вождистские»), проектные, партнерские, авантюрные, альтернативные, случайные организации.

Информация о работе Классификация организаций