Классическая теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

Теоретические основы построения и функционирования организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, социальной психологии, экономической науки, юриспруденции и других.
Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ о закономерностях построения организаций, об их основных чертах и стимулах функционирования - формальных и неформальных, о человеческих отношениях, о социальных системах, о разделении функций и ответственности, о теории принятия решений, о математическом аппарате процессов управления.

Файлы: 1 файл

Теория организации доклад.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

Теоретические основы построения и функционирования организаций  как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, социальной психологии, экономической  науки, юриспруденции и других.

Изменения объективных  условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество  научных идей и школ о закономерностях  построения организаций, об их основных чертах и стимулах функционирования - формальных и неформальных, о человеческих отношениях, о социальных системах, о разделении функций и ответственности, о теории принятия решений, о математическом аппарате процессов управления.

Теория организации, обеспечивающая основания для управленческих действий, не однородная наука, основанная на общепринятых принципах. Развивались  и развиваются различные теории организаций.

Однако лишь три  теории организации имеют значительное влияние на теорию и практику управления. Они произвольно названы в  зарубежной литературе как классическая, неоклассическая и современная. Каждая из них, несомненно, отличается одна от другой, но они взаимосвязаны между собой. К тому же эти действующие и по сей день теории активно поддерживаются несколькими школами теории управления. Поэтому унификация элементов всех трех теорий представляет несомненный интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане.

В своем реферате я бы хотела рассмотреть классическую теорию организации.

Стремительное повышение  роли организаций в жизни общества, быстрый рост и увеличение их количества в XIX-XX вв. привело к необходимости  разработки научного подхода к изучению организаций, методов и принципов  эффективного управления ими. Ряд господствовавших в это время представлений  и идей принято характеризовать  как классическую теорию организаций, которая была ориентирована на рационализацию процесса труда участников на основе их планомерных действий, координации  и контроля со стороны управляющих. Классическая теория организации занималась практически исключительно изучением структуры формальной организации.

В ее рамках организация  рассматривалась как формальная, как безликий механизм, предназначенный  для получения конкретного результата (прибыли и прочее).

Ей свойственны: вертикальная и горизонтальная специализация; рационально построенная функциональная иерархическая структура, четко  регламентированные процессы и распределение  обязанностей, формальные связи между  участниками, единство распорядительства, приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления, рассмотрение труда и капитала как  основных движущих сил.

Развитие такой  организации сознательное, заранее  спланированное, направленное на приспособление к меняющимся условиям; поведение  работников - рационально, система управления- механистична.

Классическая теория организации построена на четырех  ключевых основах: разделение труда, линейные и функциональные процессы, структура  и нормы управляемости (объем  управления). Из этих главных элементов и формируется почти вся классическая теория организации.

1. Разделение труда  является, без сомнения, краеугольным  камнем среди этих четырех  элементов. Все остальные элементы  вытекают из него как следствия.  Например, линейный и функциональный  рост численности персонала* требует специализации и разделения функций. Структура организации естественно зависит от направления, в котором идет специализация деятельности в процессе развития фирмы. И наконец, проблемы нормы управляемости следуют из числа специализированных функций, входящих в компетенцию менеджера*.

2. Линейные и  функциональные процессы имеют  дело соответственно с вертикальным  и горизонтальным ростом организации.  Линейный процесс имеет отношение  к росту цепи инстанций (уровней  иерархии), делегированию полномочий  и ответственности, единству команд  и обязательной обратной связи.

Разделение организации  на специализированные части и перегруппирование  частей в совместимые единицы - это  вопросы, имеющие отношение к  функциональному процессу. Этот процесс  сосредотачивается на горизонтальном развитии линейно-функциональной организации.

3. Структура - это  логические связи функций в  организации, направленные на  эффективное достижение целей  фирмы. Структура подразумевает  систему и модель. Классическая  теория организации обычно работает  с двумя основными структурами,  линейной и функциональной. Однако  такие виды деятельности, как  реализация функций и их взаимосвязи,  очень легко попадают в область  структурных рассмотрений. И наоборот, структура - это средство для  представления логических и совместимых  отношений между разнообразными  функциями, представляющими собой  организацию.

4. Понятие нормы  управляемости (объема управления) касается количества подчиненных, которыми менеджер может эффективно руководить и осуществлять контроль. Первая работа о числовых ограничениях количества подчиненных, которыми может управлять один человек, приписывается Грейкунасу (V. A. Graicunas). Независимо от интерпретации норма управляемости имеет значение, в частности, для той формы организации, которая развивается в процессе роста. Широкий объем (большая норма управляемости) выдает горизонтальную структуру; короткий объем приводит к вертикальной структуре. Кроме того, понятие объема заостряет внимание на сложности человеческих и функциональных взаимосвязей в организации.

Было бы несправедливо  говорить, что классическая школа  не осознает ежедневных административных проблем организации. Первостепенными  среди этих проблем являются проблемы, происходящие в области человеческих взаимодействий. Но взаимодействие отдельных  личностей, неформальных групп, конфликтов, возникающих внутри организации, и  процессов принятия решения в  формальной структуре в значительной степени пренебрегается классической теорией организации. Классическая теория не замечает и вклада поведенческих  наук, потому что не включает их в  свою доктрину. Классическая теория организации  глубоко проникает в характер организации, но ценность этой теории ограничена узкой концентрацией  внимания на формальном изучении структуры  организации.

Классическая теория организаций может быть представлена (впрочем, весьма условно) как совокупность следующих трех основных направлений:  
1. Теория научного управления, основы которой заложили и развили Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Л. Гантт, Х. Мюнстерберг, Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук и др.

2. Административная  теория организации и управления, положения которой разработали  Г. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. К. Рейли, Л. Урвик и др.

3. Бюрократическая  теория организации (М. Вебер,  Мертон, А. Гоулднер, Р. Лайкерт и др.)

 

Административная  теория организации 

В отличие от создателей школы научного управления, главной  заботой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле — применительно  к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль — «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное. Основной вклад представителей ад¬министративной теории организации состоит в том, что они рас¬сматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизиро¬ванную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности (см. рисунок).

Файоль предложил четырнадцать принципов организации, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Структурные прин¬ципы обеспечивают основные направления для создания системы взаимосвязанных организаторских функций, права и ответственно¬сти. Принципы процесса сосредоточены на действиях руководите¬лей, направляющих деятельность организации, особенно когда руко¬водители общаются с подчиненными. Принципы конечного резуль¬тата определяют желаемые характеристики организации. 
Административная теория организации и управления — это одна из первых целостных рационально-нормативистских теорий органи¬зации и управления промышленным предприятием, имеющая мощ¬ный социальный компонент. Она создана на рубеже ХIХ-ХХ вв. в рамках классической школы Файолем. Согласно этой теории управ¬ление определяется как «ведение предприятия к определенной цели», при которой «извлекается максимум из имеющихся в распо¬ряжении организации ресурсов». В качестве объекта управления рассматриваются следующие сферы деятельности: 
• техническая; 
• коммерческая; 
• финансовая; 
• защитная; 
• бухгалтерская; 
• административная (определяется как базовая и связана с управлением персоналом). 
Содержание теории организации и управления вообще и админи¬стративного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации: 
1. что делать (функции управления) — все функции управления рассматриваются как универсальные, обязательные для руководителя любого уровня, хотя их соотношение и изменяется на разных уровнях управления и исключение одной из них разрушило бы всю логику управления. Функции управления трактуются как основа «науки ад¬министрирования». Файоль выделял пять универсальных функций (в его терминологии — «стабильных элементов» управления): 
• предвидение; 
• организация; 
• распорядительство; 
• координация; 
• контроль; 
2. как делать (принципы управления) — как относительно более гибкий компонент системы управления. Принципы управления — это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих прак¬тику руководителя и трактуются как основа «искусства админист¬рирования». Файоль определил перечень универсальных принципов управления: 
• власть; 
• дисциплина; 
• единство командования; 
• единство руководства; 
• подчинение индивидуальных и ведомственных интересов об¬щей цели; 
• вознаграждение; 
• централизация; 
• иерархия; 
• порядок; 
• равенство; 
• корпоративный дух. 
Организация в качестве одной из пяти предложенных Файолем универсальных функций управления трактуется как процесс созда¬ния материальных и социальных предпосылок для целенаправлен¬ной управленческой деятельности. При этом отмечается мощная со¬циальная составляющая функции организации, обусловленная про¬цессом формирования структур управления под цель, «обоснованием места каждого в структуре управления». В результате этого процес¬са создается иерархическая система управления (социальная органи¬зация), рассматриваемая им как специфическая целостность и еди¬ный «социальный организм». В этом пункте Файоль предвосхитил системный взгляд на природу организации.

 

Бюрократическая теория организации 

Огромный вклад  в развитие управленческой мысли  внес Вебер М., разработавший теорию бюрократического построения орга¬низации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Ве¬бер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуа¬ции, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работ¬ников и конкретные решения и деятельность руководства. 
Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отра¬ботанными правилами и процедурами. В других — бюрократией обо¬значаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Назовем основные эле¬менты построения организации по Веберу: 
• Положения законной власти 
• Скорость 
• Точность 
• Порядок 
• Построение организации 
• Характеристика организации 
• Тезисы структуры законной власти 
• Определенность 
• Непрерывность 
• Предсказуемость

Положения законной власти в организации: 
• могут быть установлены такие легитимные законы, которые мо¬гут действовать с согласия части членов организации; 
• закон есть система абстрактных правил, применяющихся в ча¬стном случае. Администрация соблюдает интересы организации в рамках закона; 
• исполнительная власть также подчиняется этим правилам; 
• член организации подчиняется правилам только в этом качестве; 
• подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а без¬личного порядка.

Тезисы структуры  законной власти в организации: 
• служебные обязанности установлены на постоянной упорядо¬ченной основе; 
• обязанности подразделяются по различным функциональным сферам, каждая из которых обеспечивается необходимой властью и санкциями; 
• должности учреждаются по иерархической шкале, где их взаим¬ные полномочия на контроль и обжалование тщательно обозначены; 
• правила, согласно которым должна выполняться работа, могут быть либо техническими, либо юридическими. В обоих случаях тре¬буется квалифицированный персонал; 
• ресурсы организации четко отделены от ресурсов, которыми располагают индивиды; 
• должностное лицо не может присвоить должность; 
• администрация основывается на письменных документах, что превращает контору (бюро) в центр современной организации; 
• система законной власти может принимать многочисленные формы, но в наиболее чистом виде — это бюрократическая админист¬ративная группа служащих.

Характеристика  бюрократической организации: 
• работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность; 
• существует четкая служебная иерархия; 
• обязанности каждого уровня четко обозначены; 
• служащие назначаются на основании контракта; 
• они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом; 
• заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно по¬ложению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен; 
• должность служащего — его единственная или основная работа; 
• существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства; 
• служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается; 
• служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

Ориеитационное развитие бюрократии жизненно важно для наведе¬ния порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точ¬ность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвле¬кают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние су¬ществовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гиб¬кость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Сле¬дует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают. 
В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими по¬следствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена ин¬формацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за ре¬шения лишь теоретически. 
Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эф¬фективной организации в динамичной окружающей среде, некото¬рые исследователи пытались модифицировать концепцию Вебера. Здесь рассмотрим вкратце модифицированные концепции бюрократиче¬ской теории организации.

Организационная модель бюрократии Мертона. Мертон уделял большое  внимание негативным последствиям ор¬ганизационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других усло¬виях. Данная модель основывается на предположении, согласно ко¬торому существует у высшего уровня управления стремление кон¬тролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что, в свою очередь, ведет: 
• к доминированию функциональных отношений между работ¬никами вместо человеческих; 
• к регламентированию поведения работников правилами и про¬цедурами; 
• к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив. 
Все это ведет к следующим последствиям : 
• затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации; 
• потребности в защите себя или функционального поведения; 
• потребности опираться на правила и процедуры для защиты.

Информация о работе Классическая теория организации