Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко оказываются весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.

Содержание работы

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ … 3
Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения…………………………………… 8
Практическое задание…………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………………… 14
Литература………………………………………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Этническая социалогия.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ. ……………………………………………………… 3

 

Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы  разрешения…………………………………… 8

 

Практическое задание…………………………………………………….. 12

 

Заключение………………………………………………………………… 14

 

Литература………………………………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнические  общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ.

 

   Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко оказываются весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.

   Этническая общность  – это группа людей, которые  связаны между собой общим  происхождением или длительным  совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относят язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции.

   К наиболее  древним этническим общностям  относят племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях.  У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытно-общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время.

   С переходом  к цивилизации, при которой  на первый план вышли не  родовые, а социальные связи  между людьми, племя уступило  место другому типу этнической  общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались и  отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Племена сменились нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

   Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры, в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Все социально-этнические общности охватывает понятии «этнос»

  Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.

  В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

   Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса:

естественно-биологический,

социокультурный.

   Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

   Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.

    Из трех указанных выше разновидностей этноса, социологи   первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».

 

   В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.

   По мнению французского  ученого Э. Ренана нацию нельзя  сводить к той или иной расе.  Раса указывает на «родство  по крови», а нации могут складываться  в процессе совместной жизни  представителей разных рас. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

   Одним из признаков  нации Ренан называет общность  интересов входящих в нее людей.  Общность интересов обуславливается,  по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой имущественный фактор становления развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющих всех ее представителей.

   Французский социолог  и социальный психолог Густав Лебон исходил из того, Что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности».Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию.

   Идею «души народа»  как «души нации» поддерживал  и развивал немецкий философ Вильгельм Вундт. Он справедливо утверждал» чтобы понять душу народа, надо знать его истории. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

   Австрийский социолог  и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой « в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.

   Развивая весьма  актуальную сегодня теорию национально-культурной  автономии, Бауэр видел основную  задачу в том, чтобы сделать  национальную культуру достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность.

   Обобщая сказанное,  можно утверждать, что нация –это  особая историческая общность  людей, характеризующаяся общностью  ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

   Национальное в  любых своих проявлениях связано  с уникальными этническими характеристиками  нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов-наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. Тоже можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социально содержание органически соединяются с этническими.

   Термины «этнос»,  «народ», «нация»можно употреблять  как синонимы, т.е. равнозначные  по смыслу.  В настоящее время  многие ученые, в том числе  весьма известные, демонстрируют  именно такой подход к данному  вопросу. Как тождественные употребляет понятие «этнос» и «народ» Л.Н Гумилев. В.А Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» употреблять одно понятие- «народ».

   Что же касается  понятия «национальность», то оно  обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех е представителей, где бы они не жили, в том числе на территориях других народов и государств.

 

 

Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения

 

   Национальные  отношения всегда связаны с  решением определенных этнических  проблем, касающихся условий выживания  и развития тех или иных  этносов, в том числе проблем  территорий, языка, духовной жизни,  традиций, культуры, сохранения их самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятие «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути тождественны.

   Объективной предпосылкой  возникновения и развития национальных  отношений является существование  отдельных наций (этносов, нарожов), отличающихся по своим этническим  характеристикам, начиная с особенностей  происхождения, и кончая особенностями  языка, культуры, этнического сознания и т.д. При этом национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений. Напротив, они как бы вплетены в эти отношения, в том числе в политические , духовные, языковые, экономические, экологические, и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если  в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем

   Национальные  отношения носят, как правило,  комплексный характер, ибо касаются  регулирования многих сторон  взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют своё  этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств, умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом - одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.

   Субъектами национальных  отношений выступают большие  и малые этносы (народы). Среди  них такие великие народы, как русский, французский, китайский и т.д., и в то же время малые ( в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера и др. Разного рода социальные группы и слои населения могут выступать в качестве субъектов национальных отношений именно как представители каких-то этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем.

   В отношениях  между так называемыми коренными  и некоренными народами (нациями)  возникает проблема социальной  справедливости. Возникла также  проблема «национальных меньшинств»,осуществления их прав и свобод в условиях тех национальных государственных образований, в которых они проживают.

   Межнациональные  отношения могут проявляться  в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношениях между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание.

   Экономические  межнациональные отношения направлены  на удовлетворение экономических  потребностей наций (народов,  этносов). Их объективной основой являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.

   Политические  межнациональные отношения в  многонациональном государстве  касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Данные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов.

   Важнейшую роль  в жизни и развитии каждой  нации играют межнациональные  отношения в сфере их духовной  жизни. Они направлены на взаимное  обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства. Национальная духовная культура развивается в контексте  имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которых складывается мировая духовная культура.

   Можно указать  на межнациональные экологические  отношения, возникающие, в частности,  в связи с оранной природы  на территориях, где издавна  живут те или иные народы. Цивилизованное  решение данных проблем все  более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Необходимо самое тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учётом национальных интересов каждого из них.

Информация о работе Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических обществ