Этапы жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают.

Содержание работы

1. Введение.___________________________________________________3
2. Определение и этапы жизненного цикла организации.___________4
3. Стадии жизненного цикла организации.________________________6
3.1. Преднатальная стадия, стадия выживания, стадия накопления, стадия структурирования, стадия становления, стадия трансформации, стадия синтезирования, стадия обретения миссии.__________________6
3.2. Стадии: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.____________________________________________________
4. Заключение.________________________________________________15
Список литературы.______________________________________________16

Файлы: 1 файл

теория организации готовый.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Повышение общего темпа  работы, скорости обработки информации, а следовательно физической и психологической нагрузки, как правило, не позволяет некоторым сотрудникам качественно повысить уровень своей квалификации. В этом случае руководство сталкивается с непростой проблемой: под удар попадают уважаемые работники фирмы, так много сделавшие для нее, причем формально они имеют все основания оставаться на своем рабочем месте (соответствующие дипломы, опыт работы и т.д.).

Стадия трансформации  учит организацию бережно относиться к своему персоналу. Смена специалистов - дорогое удовольствие, а жесткий ритм работы коллектива делает ее очень нежелательной. Высокопрофессиональная среда влияет и на систему оплаты труда, дифференциация которой проявляется не только в конфиденциальных конвертах, полученных сотрудниками в день зарплаты, но и в персональном подходе к мотивации и контролю результатов деятельности сотрудников.

Высокая квалификация сотрудников  порождает еще одну возможную проблему данного этапа развития, которая заключается в том, что постепенно может быть утеряно чувство общности в коллективе (синдром «штампованного профессионализма»), и воспоминания о душевной атмосфере былых времен будут звучать все чаще и чаще. Это вполне естественно, т.к. процесс внутреннего маркетинга в организации пока не связан с миссией, и общее поле как бы раздроблено на участки профессионального самолюбия сотрудников.

 

7. СТАДИЯ СИНТЕЗИРОВАНИЯ

 

Типичные проблемы организации, которые предлагаются для решения консультантам, как правило, связаны с законом концентрации и рассеяния. Главный смысл закона заключается в том, что многие естественно возникающие в больших системах распределения подчиняются крайне неравномерной закономерности, и все попытки ее выровнять терпят крах. При этом четко просматриваются два момента. Во-первых, небольшое число ведущих объектов системы забирает себе львиную долю общей «энергетики» системы (2% ведущих банков владеют 70% всего банковского капитала). Во-вторых, большинство наименее значимых объектов системы в совокупности обладают существенной частью «энергии» системы (в 70% небольших городов живет 30% населения).

Такие выводы из этого закона может сделать директор крупной и даже средней фирмы совместно с консультантом? Например, такой: хотя половину всей работы выполняют наиболее энергичные и квалифицированные сотрудники - элита, составляющая нередко всего 5% от общего состава фирмы, тем не менее, существенно сократить количество противоположной части персонала нельзя:

  1. они в совокупности выполняют существенную часть работы, без которой не обойтись элите
  2. если оставить работать одну элиту, сильно сэкономив тем самым на зарплате, то уровень производства снизится во много раз. Причиной тому немедленное перераспределение потенциала в бывшей элите, в которой выделится своя и возьмет на себя большую часть работы коллектива, а остальные сотрудники резко снизят качество и производительность труда, образовав таким образом (сравнительно) низкопроизводительные массы.

 

Руководству часто кажется  естественным, что степень единства между организационными блоками  зависит от наличия необходимых  для этого элементов в каждом из них или от характеристик организационной  структуры. С этой целью работа служб  и подразделений бесконечно совершенствуется методом внедрения новейших технологий, ротации кадров, обмена функциями между отделами, их разделения, слияния и т.д. Иногда этот процесс скатывается до уровня атрибутов: перестановки в офисе, усложнение систем связи, делопроизводства, программного обеспечения, оснащение дополнительной оргтехникой. В любом случае каждый раз в работе сотрудников и отделов вообще появляются новые и новые элементы, которые делают жизнь компании богаче и разнообразнее, но не снимают противоречий и не дают руководству долгожданного ощущения целостности и гармонии происходящего.

Теперь немного о  своеобразной ловушке, в которую  попадает организация (иногда с помощью  консультантов), подменяя идею управления целостной системой, стремлением  провести очередной структурный анализ внутренних взаимосвязей, который сводится просто к констатации фактов. Разложить и найти новые схемы чаще всего действительно удается, но почему-то дальше ничего не происходит: причины прошлых промахов не становятся более понятными, равно как и то, что следует делать в настоящем и будущем, и все повторяется снова.

Другим препятствием может стать управленческая близорукость первого лица фирмы, которая проявляется, как правило, в излишней скромности или неспособности вовремя признаться в необходимости перехода к управлению системой в целом.

Этап синтезирования часто сравнивают с подведением  итогов, что является одной из основных форм работы над внутренней цельностью организации, цель которой приведение философии всех частей организации  в соответствие с общественной ролью фирмы. Философии синтеза, как правило, уделяется особое внимание, т.к. она имеет важнейшее значение при гармоничном осуществлении миссии организации.

 

8. СТАДИЯ ОБРЕТЕНИЯ  МИССИИ

 

Со временем рынок  наделяет компанию определенной ролью, которая затем открыто признается и накладывает на коллектив большую ответственность перед самыми требовательными клиентами, уверенными в 100% гарантиях качества товаров и услуг.

Если на стыке стадий становления и трансформации  шла речь о необходимости качественного скачка в профессиональной подготовке сотрудников, то стадия обретения миссии требует кардинального изменения базовых предположений, установок всего коллектива в целом. Роль лидера рынка (или просто преуспевающего предприятия) имеет свои атрибуты: способность к проактивному развитию и формированию системы ценностных ориентиров, которые станут мощным двигателем дальнейшего развития. Кроме того, на этом этапе окончательно стирается барьер между организацией и окружающей ее рыночной средой. Такое слияние становится возможным при отсутствии «вышестоящей» организации (когда самый сильный соперник-конкурент остается позади или равен по силам) и уже ничто не мешает фирме принять участие в эволюции рынка и своей одновременно.

Стадия обретения или осуществления миссии тесно связана с процессом творчества, который имеет, тем не менее, свои весьма жесткие этические ограничения: чем выше эволюционный уровень системы, тем сильнее ее влияние на окружающую среду, а следовательно, выше ответственность перед обществом.

Вообще, стадия осуществления  миссии, как правило, высвечивает  большинство недоработок предыдущих стадий. Как и на предыдущем этапе, основные проблемы компании лежат в  области компетенции ее высшего  эшелона, вернее, готовности сознания руководителей к новым регалиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

 

Так же существует мнение, что жизненный цикл организации - совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

 

Рождение любой организации  связано с необходимостью удовлетворения интересов нового покупателя, с поиском  и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

На стадии создания организации  руководитель должен:

 

- тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

 

- собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;

 

- взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;

 

- принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

 

- рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

 

Детство - стадия опасная, так как именно в этот период происходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров организации. Основной задачей предприятия в этот период является укрепление своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии - кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность - это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период - обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Стадия юности характерна тем, что интуитивная оценка риска руководством организации уже не является достаточной, что заставляет менеджеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данный период организация нуждается в появлении специалистов с узкоспециализированными знаниями.

 

На стадии роста организации  на первый план в деятельности руководителя выступают:

 

- решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;

 

- обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

 

- оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т. п.

 

Зрелость - развитие организации  в этой стадии ведется в интересах  сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и честного управления. В этот период, как правило, руководитель организации удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что замедляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Таким образом, зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении.

Выделяется три стадии зрелости организации: ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации, в период промежуточной зрелости происходит сбалансированный рост, а окончательная зрелость - это период формирования индивидуальности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

 

На стадии зрелости руководитель организации должен:

 

- систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации;

 

- проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;

 

- совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;

 

- создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т. п.

 

Стадия старения характеризуется  торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в  громоздких структурах управления. Главной  задачей организации в данный период является борьба за выживание  и стабильность.

В период возрождения в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период - оживление организации.

 

На стадии упадка организации  происходит определенная централизация  управления компанией и в этих условиях руководитель:

 

- рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

 

- изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

 

- приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

 

Какой бы ни была классификация циклов, которые проходит организация в период своей жизни, менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации для ее эффективного управления. Описанные стадии жизненного цикла приводят организацию на вершину своего развития, удержаться на которой весьма не просто. Не многие компании оказались способными к длительному и тяжелому марафону лидерства на своем рынке. Другие же, постепенно теряя потенциал, оказались на вторых и третьих ролях, исчезли совсем или стали составными частями фаворитов.

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей” фирмы  можно заметить, что процессы, в  ней протекающие, развиваются циклически. Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Экономическая жизнь развивается циклически. Это доказано и эмпирически, и теоретически. Известно, что товарное хозяйство неотделимо от экономического цикла и не может существовать вне него.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Этапы жизненного цикла организации