Институционнальная концепция организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Почему организации принимают те или иные формы? Насколько они могут быть похожи одна на другую? Институциональная теория пытается дать ответ на этот вопрос. Американский ученый Д. Норт в конце 1980-х гг. опубликовал се­рию работ, посвященных обоснованию роли и принципов функцио­нирования организаций. Он стремился определить, что помогает, и что мешает организациям адекватно реагировать на изменения внешней среды. В частности, для нас важны выводы теории в плане восприя­тия организациями рыночных правил игры. Рынок — сложное и не­однозначное явление. Он представляет собой структуру, охватываю­щую различные институты: законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. Вообще в данном кон­тексте институты — это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (добровольно принятые кодексы по­ведения) ограничения, а также факторы принуждения, структуриру­ющие взаимодействие людей.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «старого» и «нового» институционализма 5
1.1. Неоинституциональная теория 6
1.2. Основоположения институциональной концепции 10
Коуза и Уильямсона 10
2. Институциональные матрицы 24
2.1. Определение институциональной матрицы 24
2.2. Два типа институциональных матриц 28
2.3. Свойства институциональных матриц 32
и комплементарные институты 32
2.4 Рекомендации 39
Заключение 39
Библиографический список литературы.

Файлы: 1 файл

Институционнальная концепция организации.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, в условиях, когда обладание и активное манипулирование знанием меняет акценты в понимании экономической власти, последствие жесткой административной иерархии может стать появление неформальных структур профессионалов, имеющих не меньшее влияние на результаты деятельности организации, а это, в свою очередь может стать причиной роста конфликтности в организации и, как следствие этого, роста трансакционных издержек.

В-пятых, существует еще одно обстоятельство, связанное с таким фактором, как культура организации, важным для эффективности деятельности фирмы. Очевидно, что фирма как организация будет работать эффективно, если ее работники будут понимать и разделять ее цели, будут взаимодействовать в рамках единых социальных норм и правил. Это соответствует новой роли фирмы, о которой мы говорили раньше, как социально-экономического института. В этом случае необходимым условием эффективности является снижение проявления оппортунизма в форме информационной асимметрии. К. Эрроу особо заостряет внимание на нормах социального поведения, включая правила этики и морали. В этой связи он замечает, что каждому полезно некоторым образом доверять другим. При отсутствии доверия альтернативные виды санкций и доверия обойдутся слишком дорого и многие возможности для взаимовыгодной кооперации будут упущены. Можно ожидать, что, согласно изложенному, иерархия будет более распространена в культурной среде с низким, нежели с высоким доверим.

В-шестых, постулат об ограниченной рациональности обуславливает ограниченность самой иерархии по мере роста разнообразия задач на каждом из ее уровней.

И последнее. Это касается вопроса адаптивности фирмы к изменениям во внешней среде путем системного реагирования. Сокращение времени на перезаключение контрактов при изменении взаимодействий внутри фирмы зависит от эффективности реагирования системы административного управления на возникающие во внешней среде проблемы и четкой передачи решений по всем уровням иерархии. Это предполагает наличие времени и опыта решения подобных проблем. В противном случае может сложиться ситуация либо принятия квазирешения (когда прошлый опыт является неэффективным), либо невосприимчивости к проблеме (игнорирование факта наличия проблемы), что неизбежно приведет к росту трансакционных издержек.

Рассмотренные ограничения институциональной концепции фирмы обусловлены, на мой взгляд, используемым в ней подходом к пониманию неопределенности, которая преимущественно порождается наличием у рыночных субъектов противоположно направленных интересов, стремлением к выгоде, в том числе за счет использования неполноты знаний контрагентов, так называемой асимметрии информации. Отсюда и предлагаемый подход к снижению неопределенности:

        внутри фирмы, через иерархию и развитие контрактных отношений;

        вовне фирмы, путем пошаговой адаптации посредством переговоров и заключения контрактов.

Учитывая эти особенности институциональной концепции фирмы, Джеймс Бьюкенен отмечал, что "экономическая теория все больше становится "наукой о контрактах", а не "наукой о выборе", вследствие чего в центре ее внимания должен быть не хозяйствующий субъект, максимизирующий прибыль, а третейский судья, "человек со стороны", пытающийся найти компромиссные решения конфликтов в случаях возникновения претензий участников сделки друг к другу".

Управление контрактными отношениями в первую очередь осуществляется посредством институтов частного порядка улаживания конфликтов, а не с помощью правового централизма, одним из них и является фирма. Объясняя причину появления фирмы как самостоятельного института, альтернативного рынку, и уделяя большое внимание вопросам ее организации и процессам принятия решений, обеспечивающим фирме непрерывную адаптацию в условиях неопределенности, в вопросах объяснения процессов возникновения институтов, неоинституционалисты больше склоняются к признанию их спонтанной эволюции, как незапланированных результатов осознанной деятельности людей. В этом плане интересной для анализа становится эволюционная концепция фирмы, очень близко связанная с институциональной концепцией, но получившая в последние годы самостоятельное развитие.

2. Институциональные матрицы

2.1. Определение институциональной матрицы

Изучение институциональных матриц, насколько можно судить по анализу экономической и социологической литературы, не являлось основной целью исследования в упомянутых и иных работах. Поэтому данный термин носил скорее иллюстративный и образный характер, чем представлял собой содержательное научное понятие, так как, во-первых, ему не было дано строгой дефиниции, или определения, и, во-вторых, он не является до настоящего времени моносемичным, т. е. однозначно понимаемым специалистами в исследуемой области.

Упоминание об институциональных матрицах можно встретить в работах неоинституционалистов. Так, Карлом Поланьи и в более развернутой форме Дугласом Нортом были высказаны предположения о том, что система институтов каждого конкретного общества образует своеобразную "институциональную матрицу", которая определяет веер возможных траекторий его дальнейшего развития. Поланьи полагал, что институциональная матрица направляет экономические отношения между людьми и определяет место экономики в обществе, она задает социальные источники прав и обязанностей, которые санкционируют движение благ и индивидуумов при входе в экономический процесс, внутри него и на выходе. По определению Норта, институциональная матрица общества представляет собой свойственную ему базисную структуру прав собственности и политическую систему [1,312]. Совершенно справедливо Норт полагает, что экономические и политические институты в институциональной матрице взаимозависимы, политические правила формируют правила экономические, и наоборот. При этом и Поланьи, и Норт полагают, что каждое общество имеет конкретную, свойственную только ему институциональную матрицу.

Само слово "матрица" происходит от латинского matrix (matricis), что значит "матка". В самом общем виде матрица означает общую основу, схему, некую исходную, первичную модель, форму, порождающую дальнейшие последующие воспроизведения чего-либо.

Соответственно, под институциональной матрицей можно понимать исходную модель базовых общественных институтов, сложившуюся еще на заре возникновения первых государств - устойчивых человеческих сообществах, способных воспроизводить свою историю. Все последующие институциональные структуры воспроизводят и развивают, обогащают эту первичную модель, сущность которой, тем не менее, сохраняется. Развитые, доступные для анализа формы институциональных матриц можно найти уже в древнейших известных истории государствах.

Итак, институциональная матрица как социологическое понятие - это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер - экономической, политической и идеологической.

Другими словами, институциональная матрица - это триединая социальная форма; она представляет собой систему экономических, политических и идеологических институтов, находящихся в неизменном соответствии. Схематическое изображение институциональной матрицы в виде треугольника - жесткой фигуры - обращает наше внимание на жесткость связи между базовыми институтами, их взаимообусловленность.

Образующие институциональную матрицу базовые институты представляют собой своеобразную внутреннюю арматуру, устойчивую структуру, "стягивающую" основные подсистемы общества в целостное образование, не позволяющую обществу распасться. Можно сказать, что институциональная матрица - это форма общественной интеграции в основных сферах жизнедеятельности социума - экономике, политике и идеологии.

Институциональная матрица лежит в основе меняющихся эмпирических состояний конкретного общества и постоянно воспроизводится. Она инвариантна относительно действий людей, хотя проявляется в различных, постоянно развиваемых в ходе человеческой деятельности, институциональных формах, обусловленных культурным и историческим контекстом. Разработка понятия институциональной матрицы явно продолжает, таким образом, традиции марксистского и структуралистского подхода, который "склонен объяснять природу любого данного институционального порядка, и особенно его динамику, отправляясь от принципов "глубинной" или скрытой структуры" [2, 288].

Посредством институциональной матрицы в обществах реализуется принцип тройной взаимозависимости систем, сформулированный, еще Фомой Аквинским. Во-первых, все три общественных подсистемы, регулируемые определенными базовыми институтами, взаимозависимы и определяют друг друга. Во-вторых, содержание каждой из регулируемых подсистем зависит от специфики всей институциональной матрицы. В-третьих, сама институциональная матрица определяется характером образующих ее базовых институтов выделенных подсистем. Так, экономика, или хозяйство, является основой физического воспроизводства общественного богатства, производственным базисом развития всего социума. Политика включает в себя государственное устройство, формы правления и фундаментальную структуру принятия и исполнения решений в обществе. Она однозначно согласована с типом экономической системы и представляет собой способы мобилизации общественных ресурсов на достижение значимых целей и эффективное функционирование экономики. Идеология в этом ряду понимается как базовая общественная ценность, выражаемая типом господствующей идеи. Такая идея представляет собой сложившуюся общественную норму - явную или неявную, определяющую массовое, типичное поведение населения. Для экономической сферы доминирующая идея служит основанием принятия решений о направлениях использования общественного продукта, создаваемого населением страны. В политической сфере базовая идея является критерием справедливости того или иного государственного порядка и складывающейся системы властных отношений.

Разработка понятия институциональной матрицы представляет собой одну из попыток решения основной, как полагал Т. Парсонс, проблемы теоретической социологии, а именно, проблемы интеграции социальных систем. "Социология, - писал Парсонс, - должна заниматься широким кругом черт, факторов и последствий интегративных состояний социальных систем самых разных уровней, начиная с семьи? и кончая обществами, как таковыми, и даже системами обществ" [3, 333]. Именно социология должна объяснять, как интегрируются и как воспроизводятся общества. Если, следуя Парсонсу, понимать общество как устойчивую, интегрированную, целостную социальную систему, способную существовать продолжительное время [4, 310], то в таком случае институциональную матрицу можно рассматривать как способ, тип интеграции общества. Институциональная матрица обеспечивает устойчивость всего институционального комплекса и является основой стабилизации общества как социальной системы. Она обеспечивает взаимосвязанное функционирование основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии.

В социологии уже предпринимались попытки определения априорных социальных форм, составляющих геометрию социальной жизни. Такой теоретический подход известен как формальная социология и связан с именем Георга Зиммеля. Формальная, или чистая социология, по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их "от содержания, в котором живут эти формы" [5,578]. Зиммель утверждал, что определенные социальные формы обладают априорным, или "необходимым" характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует собственно общество, и само "обобществление" есть форма, в которую облекается содержание взаимодействий индивидов [6, 410]. Таким образом, задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы - понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов [7, 192].

Хотя излагаемая концепция институциональных матриц сформировалась безотносительно работ Зиммеля, тем не менее, следует отметить сходство наших поисков и стремлений приблизиться к построению унифицированной социологической теории.

Итак, институциональная матрица лежит в основе взаимосвязанного функционирования основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии. Она задает, обозначает природу общества, его специфику, воспроизводящуюся в ходе исторической эволюции. Другими словами, экономические, политические и идеологические институты выступают как три ипостаси, три грани определенного типа общества.

2.2. Два типа институциональных матриц

Предварительные исследования, анализ литературы, посвященной истории многих стран, и авторская интуиция позволяют предположить, что многообразные институциональные комплексы, регулирующие жизнь древних и современных государств, можно свести к двум институциональным матрицам. Одна из них - Х-матрица, или восточная, поскольку характерна для большинства государств восточной части света. Другая - Y-матрица, или западная, поскольку ее имеют страны, традиционно называемые западным миром. Представляется, что такое определение позволяет, с одной стороны, опереться на известные в научной среде дуальные оппозиции "Восток" - "Запад", используемые при характеристике своеобразия общественных структур. С другой стороны, символы Х и Y также имеют латентно присущий им смысл, который в значительной степени соответствует природе обозначаемых этими символами институциональных матриц. Так, в генетике Х и Y - это, соответственно, женские и мужские хромосомы. В математике Х и Y - горизонтальная и вертикальная оси. Другими словами, Х - это женское, покоящееся, принимающее, часто соотносимое с Востоком, а Y - это мужское, агрессивно-технологичное, передовое, с чем ассоциируется Запад. Наконец, использование буквенного обозначения является, я надеюсь, стилистически нейтральным и не носит ярко выраженного оценочного характера.

Результаты обсуждения авторской теории институциональных матриц, показывают, что предложенные определения неоднозначно воспринимаются в научной среде. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на разъяснении используемых терминов.

Прежде всего, следует отметить, что Х и Y-матрицы как социологические понятия не являются калькой с известной смысловой культурологической конструкции "Восток-Запад", при внешнем сходстве наименований. "Восток-Запад", как известно - наиболее устойчивая парадигматика культурологической мысли, выработанная для первичной типологии мировой культуры. Эта парная категория выражает дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, воплощенную в противоположных моделях культурной идентичности [8, 192 ]. Основным объектом рассмотрения в данном случае является как раз то, от чего абстрагируется концепция институциональных матриц - культурно-смысловые системы, семантические поля, символика, религиозные, философские и художественные оппозиции, т.е. культура в ее традиционном понимании. В отличие от этого, макросоциологическое понятие институциональной матрицы выделяет в структуре обществ базовые социальные институты, существующие независимо от культурного контекста, вне тех цивилизационно обусловленных форм, в которых они реализуются в конкретных обществах на разных этапах исторического развития.

Информация о работе Институционнальная концепция организации