Иерархия в организации, её свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить иерархию в организации, её свойства.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть сущность понятия иерархия.
2. Проанализировать иерархию в организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ…………………………………………….………………...4
1.1 Сущность и основные признаки организации….………………………….4
1.2 Функции организации………………………… ……………………………6
2 ИЕРАРХИЯ……………………………………………………………………7
2.1 Понятие иерархии…………………………………………………………....7
2.2 Преимущества иерархии…………………………………………………….8
2.3 Недостатки иерархии………………………………………………………...9
3 ИЕРАРХИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ СВОЙСТВА……………………………………………………………………...12
3.1 Иерархия в организации ……………………………………………….…...12
3.2 Звенность иерархии в организации……………………………………..….15
3.3 Особенности иерархии в организации ……………...…………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....20

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Артур Кохен в лабораторном исследовании структуры ситуаций, связанных с перспективами в карьере, пришел к выводу, что те, кто видел возможности должностного продвижения в иерархической организации, менее критично относились и больше ориентировались на старших по должности, чем на членов своей референтной группы. Они также осторожнее высказывали критику, больше внимания уделяли рабочим заданиям и были меньше привязаны к членам своей группы. Не имеющие перспектив продвижения сотрудники обращали свое внимание на себе подобных и чаще были склонны чувствовать, что их «социальная значимость» подтверждается людьми их круга, а не верхов, и более открыто критиковали верхи. Работники, идущие на повышение, прерывают отношения со своей референтной группой, у тех, кто не имеет таких перспектив, появляется обида и раздражение, которые могут привести к замедлению работы, чувству противоречия, заниженной самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ИЕРАРХИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ  СВОЙСТВА

3.1 Иерархия в организации

Иерархия является обязательной характерной  чертой практически любой организации. Возможно следующее определение  исходного понятия. Под иерархией  имеется в виду разделение организации  на определенные уровни; работники, находящиеся  на различных иерархических уровнях  отличаются друг друга по их месту  в системе властных отношений. Основные предназначение иерархии состоит в  том, чтобы обеспечить достижения наиболее значимых для организации целей  с наименьшей затратой сил.

У иерархии существует ряд универсальных  признаков:

1. Централизация власти.

2. Односторонняя личная зависимость.

3. Безличные нормы.

Дадим пояснения каждому из признаков.

Под централизацией власти имеется  в виду сосредоточение властных полномочий в руках одного либо ограниченного  числа лиц. Централизация власти позволяет выбрать один из многих возможных направлений деятельности и придерживаться избранного направления. Если бы в организации отсутствовала  централизация власти, то это привело  бы к значительному падению эффективности  данной организации. Отсутствие централизации  власти означало бы, что каждый из работников организации должен самостоятельно:

- определять цели своей деятельности;

- согласовывать свои действия  с действиями других;

- обеспечивать свою деятельность  необходимыми ресурсами.

Все перечисленное привело бы к  значительным потерям времени, конфликтам, большим непроизводительным затратам.

Рассмотрим второй признак иерархии - "одностороннюю личную зависимость". Под односторонней личной зависимостью имеется в виду следующее: для  нормального функционирования организации  необходимо, чтобы подчиненные выполняли  распоряжения руководителей независимо от личного отношения к этим распоряжениям. Если это правило не будет исполняться, то усилия руководителей не будут  дополнены возможностями подчиненных, и цели организации не будут достигнуты. (Пример: воинское подразделение в  боевых условиях будет либо рассеяно противником, либо погибнет, если не будет  выполнять приказы командира).

Под "безналичными норами" имеются  в виду правила, существующие в этой организации и в обществе и  регулирующие взаимоотношения между  начальниками и подчиненными. Эти  нормы призваны обеспечить наибольшую слаженность в действиях и  недопущение таких действий, которые  опасны для организации. Примером безличных  норм могут быть уставы организаций, законы и т.п.

Иерархия в организации не является чем-то стабильным и неизменным. Она  претерпевает изменения исходя из них  задач, которые возникают перед  организацией. Иерархия может существовать в различных формах. Многие из этих форм могут присутствовать в организации  одновременно. По степени распространенности можно назвать следующие формы  иерархии:

1. Вертикальная иерархия. Классическим  примером ее служит система  королевской власти в обществе. Власть в этом случае распространяется  сверху вниз. Особенностью вертикальной  иерархии является:

- однозначный статус тех лиц,  которые находятся на вершине  и в основании иерархии;

- двузначный статус тех, кто  находится на промежуточных иерархических  уровнях. Вертикальная иерархия  может утратить эффективность.  И тогда возникает потребность  в других формах иерархии.

2. Перевернутая иерархия. Диаметральная  противоположность вертикальной  иерархии. В данном случае те  лица, которые в обычных условиях  являются подчинёнными, принимают  решения, обязательные для исполнения  со стороны руководства организации.  Пример: на предприятии объявляется  забастовка, персонал выдвигает  требования. Если руководство эти  требования выполняет, то это  будет свидетельством «перевернутости»  иерархии. Данная форма иерархии  не может быть долговременной, а выступает как дополнение  к вертикальной иерархии. С течением  времени вновь возникает вертикальная  иерархическая пирамида.

3. Иерархия с «изменяющейся геометрией».  Представляет собою устойчивый  процесс смены форм иерархии (чаще  всего вертикальной и перевернутой) в соответствии с изменившимися  обстоятельствами. Пример: на предприятии  предусмотрена выборность высшего  руководства. До выборов функционирует  вертикальная иерархия. В период  выборов рядовые сотрудники организации  превращаются в лица, принимающие  основные решения. А руководство  организации обязано эти решения  выполнять. То есть иерархия  переворачивается. После выборов  происходит возврат к вертикальной  иерархии и т.д.

4. «Горизонтальная» иерархия служит  дополнением вертикальной иерархии. Предполагается, что возникают отношения  властвования и подчинения между  лицами либо подразделениями,  которые находятся на одном  вертикально-иерархическом уровне. Наиболее известным примером  этого является взаимодействие  определенных служб на уровне  района (или города). Санэпидстанция, пожарная охрана, прокуратура являются  частью иерархии города, республики, федерации. Они расположены на  одном иерархическом уровне. Но  в определенных ситуациях (например, при нарушении правил пожарной  безопасности), пожарная охрана имеет  право принимать решения, обязательные для исполнения со стороны прокуратуры. Таким же образом может действовать прокуратуры в отношении пожарной охраны, санэпидстанции и др.

Необходимо отметить, что чем больше форм иерархии существуют к конкретной организации, тем в большей степени она способна удачно реагировать на изменчивость во внешней среде.

3.2 Звенность иерархии в организации

Иерархия  в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего  к низшему, а для организации – это просто структура власти, или звенность.

Уровнем управления в организации считается  та ее часть, в рамках которой и  в отношении которой могут  приниматься самостоятельные решения  без их обязательного согласования с выше или нижерасположенными частями. Так, например, цех является частью завода и начальник цеха имеет право принимать решения, относящиеся к работе последнего. Аналогичная ситуация существует на уровне производственного участка и бригады. В таком случае на заводе будет всего четыре уровня управления, завод будет иметь четырехзвенную систему управления.

Количество  уровней управления тесно связано  с возможностью эффективного осуществления  линейных и функциональных связей в  организации. Эти связи в контексте  уровней управления рассматриваются  с точки зрения координации принимаемых  решений. Поэтому определение количества уровней управления тесно связано  с такими переменными фактора  координации, как реализуемые права  и обмениваемая информация.

Количество  уровней управления определяет «этажность»  организации. При всех других равных условиях «этажность» организации  обратно пропорциональна общей  эффективности последней. В частности, при большом количестве уровней  имеется опасность значительного  искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и в обратном направлении.

На практике возможны любые другие варианты. Функциональные подразделения могут быть включенными  в число уровней управления, если они на практике реализуют линейные связи. Так, если экспериментальный  цех непосредственно подчиняется  конструкторскому отделу завода, то по этой линии возникнет еще один уровень управления.

С учетом функциональных служб, реализующих  линейные связи, количество уровней  в современных производственных организациях может достигать двенадцати, а в непроизводственных — девяти.

Если считать определение масштаба управляемости как группирование  работ по горизонтали, то определение  количества уровней можно отнести  к группированию работ по вертикали. Проблема количества уровней управления непосредственно связана с проблемой  ограничения числа подчиненных. При этом решение одной проблемы препятствует решению другой. Они  как бы противопоставлены Друг другу. Сочетание различных масштабов  управляемости с тем или иным количеством уровней управления приводит в проектировании организации  к достаточно разным ее структурам.

 

 

3.3 Особенности иерархии в организации

 

К иерархическим организациям относятся  все системы, где есть силовой  контроль над более низкими уровнями. Например, это может быть сообщество животных(стая) со своим вожаком и его «приближёнными». Такую организацию можно отнести к трёхуровневой системе. Самыми большими по размеру иерархическими организациями (из известных людям) являются государственные структуры, контролирующие сообщества более мелких организаций (коммерческие фирмы, политические организации, семейные ячейки и т. д.)

Термин «иерархическая организация» используется для описания многих структур древесного типа. Сам по себе этот тип  организации не может считаться  «хорошим» или «плохим», но только адекватным или неадекватным по отношению  к решаемым задачам. Иерархические  системы широко распространены в  технике: например, сложная система связи, система обработки данных, файловые системы, классическая система американскогоменеджмента, система управления транспортом и многие другие всегда организованы по иерархическому принципу, который позволяет выполнять параллельно различные операции, работать с отдельными информационными массивами и т. д.

Противоположный тип организации — сетевая (не допускающая разбивку на уровни). Горизонтальная структура — система связей на одном или близких уровнях иерархической организации, дополняющая её возможности (или деструктивно конфликтующая с ней). Сетевые связи также необходимы для повышения живучести и гибкости системы. При правильной организации они придают системе свойство голографичности, когда подсистемы продолжает выполнять функцию системы даже при значительных разрушениях (может быть, с ухудшением качества).

«Биологические системы демонстрируют  возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале. В теле человека лидирующее положение  занимает нервная система, которая контролирует и координирует подчиненные системы, такие как мускульная активность (через моторные пути) или внутренние органы (через пути автономной нервной системы). Иерархию также можно наблюдать в самой нервной системе. Переработка информации высокого уровня производится ассоциативными областями, которые занимают наивысший уровень в иерархии. Эти области интегрируют поступающую информацию от всех частей системы мозга. Первичные зоны коры специализируются на процессах более низкого уровня и таким образом являются подчиненными ассоциативным процессам.»

При этом некоторые психические заболевания с точки зрения теории организации предстают как конфликт между частичными горизонтальными процессами и глобальным иерархическим управлением: «Вследствие множественных требований, которые определяют глобальные структуры, некоторые частичные процессы могут сталкиваться с трудностями при обращении к глобальным структурам. Особенно это так в случае, если частичные процессы несут информацию, которая полностью устраняется из глобальных сообщений или противоречит им. На базе этих предположений можно представить себе тот тип информации, которому будет отказано в доступе к глобальной структуре; это будут противоречащие или неподходящие сообщения (то есть частичные паттерны, которые не удовлетворяют требованиям глобальных паттернов).»Описанный невротический эффект имеет универсальную организационную природу, и может наблюдаться в любых организациях при конфликте иерархических и сетевых структур. В оргуправленческом консалтинге конфликт двойного подчинения (например, вертикальной и горизонтальной структур управления) получил название «профессиональной шизофрении».

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под иерархией имеется в виду разделение организации на определенные уровни; работники, находящиеся на различных  иерархических уровнях отличаются друг от друга по их месту в системе властных отношений. Основные предназначение иерархии состоит в том, чтобы обеспечить достижения наиболее значимых для организации целей с наименьшей затратой сил.

Иерархия в организации не является чем-то стабильным и неизменным. Она  претерпевает изменения исходя из них  задач, которые возникают перед  организацией. Иерархия может существовать в различных формах. Многие из этих форм могут присутствовать в организации  одновременно. Необходимо отметить, что чем больше форм иерархии существуют к конкретной организации, тем в большей степени она способна удачно реагировать на изменчивость во внешней среде.

Информация о работе Иерархия в организации, её свойства