Характеристика подхода Ч.Бернарда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. 3
Честер Бернард………………………………………………………………………... 4
Системный подход……………………………………………………………………. 4-5
Характеристика подхода Ч.Бернарда…………………………………........................ 5
Формальные и неформальные организации Ч.Бернарда…………………………… 6
Поведенческая школа Ч.Бернарда……………………………………………………. 6-8
Заключение…………………………………………………………………………….. 9
Список используемой литературы……………………………………………………. 10

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

НИИ ГОУ ВПО 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Финансовый менеджмент»

Факультет ЭУМС

 

 

 

            Реферат по дисциплине: « Теория менеджмента».

НА ТЕМУ:

 « Характеристика подхода Ч.Бернарда».

 

 

 

 

Выполнил  студент факультета ЭУМС 1-18

Давтян Ф.Г.

Проверил преподаватель кафедры  «Финансовый менеджмент» 

Кулаков Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012.

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………………. 3
  2. Честер Бернард………………………………………………………………………... 4
  3. Системный подход……………………………………………………………………. 4-5
  4. Характеристика подхода Ч.Бернарда…………………………………........................ 5
  5. Формальные и неформальные организации Ч.Бернарда…………………………… 6
  6. Поведенческая школа Ч.Бернарда……………………………………………………. 6-8
  7. Заключение…………………………………………………………………………….. 9

Список  используемой литературы……………………………………………………. 10 
ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие управления как научной  дисциплины не представляло собою серию  последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые  часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных  с управлением областях, таких  как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области  знания, исследователи в области  управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти  знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к  управлению.

В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более  частыми и значимыми становились  научно-технические нововведения и  правительства начали все более  решительно определяться в своем  отношению к бизнесу. Эти и  другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению  к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

Системный подход исходит из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой, хотя и имеет свои ограниченные цели, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами. В соответствии с этим управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, на что делал акцент процессный подход, а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. Изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в остальных, а в конечном результате во всей организации. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их последствия для общих интересов

.В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

 

 

-3-

Представитель системного подхода  Ч.Бернард

  Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревших предприятие как социальную систему, был американский исследователь Честер Бернард (1887—1961), занимавший в течение двух десятилетий пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компании». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др., где на основе системного подхода анализировалась деятельность организации и управляющих.

  Системный подход.

Усиление взаимосвязанности и  переплетение всех сторон деятельности организации: производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической  и других, а также расширение, усложнение и интенсификация как  внутренних, так и внешних отношений  привело к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально  вытекают друг из друга, на что делал  акцент процессный подход, а все  без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В результате изменения в одном  из них неизбежно обусловливают  изменения в остальных, а в  конечном результате - во всей организации. Это требует комплексного решения  любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и  перспективных.

Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим  предприятие как социальную систему, был американский исследователь  Честер Бернард, занимавший в течение  двух десятилетий пост президента телефонной компании. Исходя из этого представления, Бернард сформулировал основные функции менеджмента, которые, по его  мнению, заключаются в определении  целей организации, поддержании  связи между ее отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования.

 

 

 

 

 

-4-

Ч. Барнард ввёл системный подход к управлению: «Сотрудничество, а не руководство предоставляет собой творческий процесс: Однако умение вести за собой является незаменимым детонатором, «приводящим в действие его силы». Появились различные подходы к управлению:

1. Подход с точки зрения межличностных  отношений: управление осуществляется  людьми и посредством людей,  его изучение должно быть построено  на межличностных отношениях. Человеческие  отношения - это искусство, которое  управляющий должен понимать  и уметь применять.

2. Подход с позиций группового  поведения. Его приверженцы считают,  что управление, - это в первую  очередь изменение типов группового  поведения: от изучения малых  групп, до поведенческого состава  больших групп на конкретном  предприятии. Последний подход  называют изучением «организационного  поведения». Иногда термин «организация  поведения» употребляется, в применении  Барнарда, как «сотрудничество двух или более числа людей». Ученые проводили углублённый анализ чтобы показать, каким образом организационное поведение может становиться всё более эффективным.

 

   Характеристика подхода Ч.Бернарда

 

Основываясь на системном подходе, Бернард сформулировал концепцию  социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой деятельность отдельных организационных систем и принимаемые в них решения  имеют далеко идущие социальные последствия  как внутри организации, так и  в окружающей среде, которые менеджмент должен учитывать в свете перспективных интересов организации

По мысли Бернарда, физические и  биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться в согласованно действующие группы (социальные системы), и дальнейшее сотрудничество людей в их рамках зависит от результатов (достижения цели) и эффективности (минимизации затрат). Всякую такую систему можно разделить на две части: организацию, заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

 

 

 

-5-

Формальные и Неформальные организации  Ч.Бернарда.

  Организации Бернард определяет как системы сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц и характеризует их, за исключением государства и церкви, как частные. По мысли Бернарда, организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя:

 а) систему функционирования;

 б) систему эффективных стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия;

 в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации;

г) систему логического принятия решений. Она иерархична (главный  признак), объединяет индивидов, имеющих  осознанную совместную цель готовых  сотрудничать друг с другом, вносить  вклад в общее дело, подчиняться  единой власти.

  Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность важнейших ее звеньев, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить оптимальное равновесие между противоборствующими силами и событиями, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных.

  Цель неформальной организации, по мнению Бернарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации. Таким образом, формальная и неформальная организации воздействуют друг на друга, и неформальная делает формальную более жизнеспособной. Существование организации зависит от поддержания равновесия между вкладом в нее людей и удовлетворением ею их потребностей. Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет предоставлена максимальная выгода. Поэтому первая обязанность руководителя, по мнению Бернарда, управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

 

 

 

 

-6-

Поведенческая школа – 1950 по настоящее время.

Научный вклад.

Данный подход направлен в основном на повышение эффективности организации  за счет повышения эффективности  человеческих ресурсов. Его сторонники верили, что правильное использование  науки о поведении может повысить эффективность как отдельного работника, так и эффективность организации  в целом.

Основатель поведенческого направления, Честер Барнард (1886-1961), выдвинул теорию восприятия, согласно которой руководитель получает власть от людей, желающих, чтобы ими управляли, поэтому власть в организации движется снизу вверх. Восприятие власти зависит от степени понимания подчиненным распоряжения менеджера; степени соответствия распоряжения целям организации; соответствия распоряжения личным потребностям и интересам работников; ментальных и физических способностей работников. Так как конечный результат применения власти (подчинение или неподчинение) зависит от работников, Барнард полагал, что именно работники — реальные носители власти в компании, исходя из чего исследователь вывел теорию признания полномочий. Одной из задач руководителя в свете теории признания полномочий является расширение «области безразличия».

Организации Барнард рассматривал как социальные системы, и подразделял их на две группы: формальные –организации, имеющие конкретные цели и устанавливающие сознательно координируемые социальные взаимодействия; неформальные — организации, не имеющие общей или сознательно координируемой совместной цели.

 

Комментарии.

 Организационный процесс осуществляется  с помощью трех управленческих  функций, предполагающих создание  и использование системы коммуникаций; эффективную организацию работников, стимулирование карьерного роста  и разработку программ подбора  персонала и стимулирования; формулировка  целей и задач организации,  при которой происходит  делегирование  полномочий. Барнард понимал значимость организационной системы коммуникаций и выработал ряд принципов связи и передачи информации.

 

 

 

-7-

Практика показывает, что изменение  содержания работы и участие работников в управлении срабатывает не для  всех работников.

 Ч. Барнард уделял большое внимание проблеме сотрудничества и говорил о том, что эффективная система управления обязательно должна соответствовать интересам отдельных работников. В данном положении можно найти зачатки идеи о развитии творческих организаций, не обладающих строгой формальной структурой и дающих работникам возможность развить свои таланты.

 В рамках поведенческой школы  выделяются два основных направления:  первое ориентировано на изучение  отдельного человека, его мотивации.  Компании состоят из индивидов,  и задача руководителя убедить их всех в том, что они являются частью компании и могут удовлетворить свои потребности в рамках организации. Если снизить сопротивление и уменьшить трения между работниками, можно добиться существенного повышения производительности.

Второе направление занимается исследованием поведения групп внутри организации. В данном случае руководитель должен уметь взаимодействовать с группами чтобы их эффективно использовать, поэтому большое внимание уделяется изучению

неформальных связей. Нельзя сказать, что данные направления являются взаимоисключающими. Группа состоит из людей, индивидуальное поведение оказывает влияние на поведение группы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-8-

Заключение

  Основываясь на системном подходе, Бернард в работе выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать в свете перспективных интересов организации те социальные последствия, которые возникают в результате принимаемых решений как внутри ее, так и во внешней среде.

Информация о работе Характеристика подхода Ч.Бернарда