Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

Содержание работы

1.1. Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь 3
1.2. Системный подход в управлении 5
1.3. Организационные формы и структуры управления 6
1.4. Коммуникации в процессе управления 8
1.5. Развитие теории управления 8
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Функциональная структура производственной фирмы

Упорядоченная совокупность функций  и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия. Укрупненная функциональная структура производственного предприятия представлена на рис. 14.1.

Функциональная структура предприятия  зависит от особенностей производственного  процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), в крупных дифференцируются.

На основе функциональной структуры  строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия. Производственная структура предприятия была подробна рассмотрена в теме 7, а структуры вспомогательных и обслуживающих подразделений — в теме 8.

Таким образом, функциональная структура  предприятия является базой для  разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы:

- линейной;

- функциональной;

- линейно-функциональной;

- дивизиональной;

- матричной;

- тензорной (множественной).

1.4. Коммуникации  в процессе управления

 

Понятие коммуникации и информации. Значение и роль коммуникации в управлении. Типы и структура коммуникационных процессов. Внешние  коммуникации.

Коммуникация рассматривается  как средство сообщения людям  в той или иной форме информации, которую им необходимо знать, или  же как двусторонний поток информации. Коммуникации это составная часть процесса управления человеческими ресурсами в любой организации. Они имеют очень большое значение при введении в должность, при обучении, предоставлении обратной связи сотрудникам, которыми Вы управляете, при дисциплинарных процедурах, ведении переговоров с представителями сотрудников и т.д.

Для того чтобы сотрудники могли  работать как можно лучше, они  должны:

знать, что они должны делать и  почему;

понимать цели выполняемой ими  работы и конечный результат их усилий;

знать, как их личные усилия согласуются  с деятельностью всей организации;

понимать, на что тратятся средства организации.

Это - одна из функций менеджера  или руководителя - сообщать своим  подчиненным всю информацию, которую  они должны знать, чтобы выполнять свою работу наилучшим, исходя из их способностей, образом. И это является непрерывным, постоянным процессом, а не всего лишь одноразовым действием при введении в должность.

Все категории штатных сотрудников, а не только выпускники университетов, имеют растущие ожидания, касающиеся их права знать о том, что влияет на них, их работу и жизнь. Чтобы получать максимальный результат не только от выполняемой сотрудниками работы, но и от их общей приверженности целям организации, следует немедленно доводить до их сведения информацию о всех вопросах, которые касаются их непосредственно, и как можно скорее о том, что может повлиять на них косвенно.

При осуществлении коммуникаций менеджеру  необходимо четко представлять их цель: что должно быть передано, кому и когда и каков самый лучший канал для этого.

1.5. Развитие  теории управления

 

Основные школы в теории управления: научного управления, административного  управления, человеческих отношений, поведенческих  наук, социальных систем и др.

Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривая теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет  чисто техническим аспектам.

Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Ждоржа – младшего (таб..1).

 

Вклад в развитие науки

Выдающиеся представители

Внешняя среда

Классическая школа

Научное управление; система контроля; хронометраж;

Изучение движений; функции управления; административная теория

Гант (1908), Тейлор (1911), Гилберт (1914), Черч (1914), Файоль (1916), Муни и Рейли (!931), Девис (1935), Урвик (1943), Гьюлик (1943).

Рост размеров организации; рост рынка  товаров и услуг; первая мировая  война;  депрессия; постиндустриальная революция; снижение роли собственника в управлении; рост влияния профессиональных менеджеров.

Поведенческая школа

Партисипативный подход; прикладная мотивация; профессиональные менеджеры; хоторнские исследования; управление в целом.

Ротлисбергер (1939), Барнард (1938), Мэйо (1945), Друкер (1945), Макгрегор (1960), Ликерт (1961).

Вторая мировая война; рост профсоюзов; потребность в подготовленных менеджерах.

Школа управленческой науки

Исследование операций; моделирование; теория игр; теория решений; математические модели.

Черчмен (1957), Марч и Саймон (1958), Форрестер (1961), Райфа (1968).

Рост размеров корпораций,; конгломераты; «холодная война»; спад производства; военно-промышленный комплекс.

Ситуационный подход в управлении

Динамическое окружение; органикомеханистическая  теория; матричные разработки; социальная ответственность; организационные изменения; информационная система.

Бернс Сталкер (1961), Вудфорт (1965), Томпсон (1967), Лоуренц и Лорш (1967).

Расширяющаяся экономика; космическое  соперничество; высокотехнологичные  продукты; война во Вьетнаме; борьба за гражданские права; рост числа профессий, требующих высокой квалификации.


 

С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х годов  принципы управления были построены  по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.

На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.

Лишь с развитием общества, усложнением  выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука  стала подходить к решению  возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы  во многом обусловлена внешней средой.

С другой стороны, как это видно  в таб. 1.1 имеет место эволюция и в другом направлении – от рационального фактора к социальному. Рациональный (можно назвать –  механический ) фактор имеет в виду достижение конкретных целей – прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого построена вся работа организации.

Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли  возможно лишь при совпадении интересов  и целей фирмы с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.

 

Список использованной литературы

 

1. Менеджмент. П. А. Кохно. – М.:Финансы и статистика, 2003.

2. Профессионалы в управлении. Мартынов С. Д. – Л.: Лениздат, 1991.

3. Менеджмент – путь к успеху. Любимова Н. Г. – М.: Агропромиздат, 2002.




Информация о работе Характеристика общих функций управления, их взаимосвязь