Государство и предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Принципы государственного управления, цели и задачи 4
1.1. Рынок и государство 4
1.2. Объекты и цели государственного регулирования экономики 5
2. Органы государственного управления, их отличительные задачи и функции 10
3. Разновидности государственной поддержки предприятий 15
Заключение 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Предприятие и государство.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение 3 
 
1. Принципы государственного управления, цели и задачи 4 
 
1.1. Рынок и государство 4 
 
1.2. Объекты и цели государственного регулирования экономики 5 
 
2. Органы государственного управления, их отличительные задачи и функции 10 
 
3. Разновидности государственной поддержки предприятий 15 
 
Заключение 21 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 
 
Введение 
 
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. 
 
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. 
 
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. 
 
1. Принципы государственного управления, цели и задачи 
 
1.1. Рынок и государство

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т. д. 
 
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное планирование, т. е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда, и т. д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. 
 
Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию. 
 
Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен. 
 
В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же ликвидировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их перепроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.

В варианте государственного монополизма в управлении экономикой оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего и обязана своей эффективностью. 
 
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании. 
 
1.2. Объекты и цели государственного регулирования экономики 
 
Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. 
 
Основные объекты государственного регулирования это: 
 
Экономический цикл; 
 
Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; 
 
Условия накопления капитала; 
 
Занятость; 
 
Денежное обращение; 
 
Платежный баланс; 
 
Цены; 
 
Условия конкуренции; 
 
Социальные отношения, социальное обеспечение; 
 
Подготовка и переподготовка кадров; 
 
Окружающая среда; 
 
Внешнеэкономические связи. 
 
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов

В области отраслевой и  территориальной структуры государственное  регулирование экономики также  играет значительную роль. Здесь при  помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка  оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в  состоянии затяжного кризиса; в  другом случае поощряется развитие новых  отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным  структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. Но также  могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства. 
 
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. 
 
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям. 
 
Особое внимание государственное регулирование уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. 
 
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции. 
 
Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты государственного регулирования, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных  исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды. 
 
Объекты государственного регулирования различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы). 
 
Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами регулирования. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. 
 
2. Органы государственного управления, их отличительные задачи и функции 
 
В обществе существуют 2 формы управления: государственное управление и общественное управление (внутри партий, профсоюзов и т. д.). Государственное управление имеет два смысла. 
 
Государственное управление в широком смысле (управление государством делами общества: законодательная, исполнительная, судебная власти) и государственное управление в узком смысле (деятельность исполнительных органов власти). 
 
Государственное управление осуществляют: 
 
1. Президент - определение направлений развития внутренней и внешней политики. 
 
2. Правительство - осуществляет оперативное управление народным хозяйством, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Оно в своих действиях должно быть ответственно перед Федеральным Собранием, чего на настоящий момент нет.

3. Центральные органы управления - Министерства, госкомитеты, комитеты  в министерствах, концерн, холдинг,  АО в сфере управления. о управлении одним независимым юридическим лицом другим. 
 
4. Региональные органы управления (республика, область, край). Управление осуществляется государственным аппаратом. Аппарат реализует основные цели и задачи государственного управления. Принципы государственного управления: 
 
А) народовластие; 
 
Б) подзаконный характер (т. е. действует на основе закона); 
 
В) распорядительный характер власти (в руках исполнительной власти - материальные ресурсы: кадры, поощрения и т. д.); 
 
Г) юридически-властный характер; 
 
Д) разделение властей; 
 
Е) федерализм (центр-регион). 
 
Функции - основные направления деятельности. Функции государственного управления. 
 
1. Прогнозирование. В 1995 году был принят Федеральный закон РФ "О прогнозировании и социально-экономических программах". 
 
2. Планирование. Отличие планирования от прогнозирования. План - закон, принимается закон, органом, высшая юридическая сила, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение (пятилетки). Прогноз - ежегодный (1 год); краткосрочный (3-5 лет); долгосрочный (5-10). Система государственного заказа реализует систему потребностей государства. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием. 
 
3. Нормативное регулирование. 
 
4. Методическое руководство. 
 
5. Подбор и расстановка кадров. 
 
6. Материально-техническое обеспечение. 
 
7. Финансирование. 
 
8. Информационное обеспечение. 
 
9. Оперативное управление собственностью. 
 
10. Учет. 
 
11. Контроль (оценка работы работников - отсутствует). 
 
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. 
 
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве. 
 
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования: 
 
Фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов; 
 
Денежная политика; 
 
Политика регулирования доходов; 
 
Социальная политика;

Государственное регулирование  ценообразования; 
 
Внешнеэкономическое регулирование. 
 
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это: 
 
Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком ) 
 
Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке 
 
Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. 
 
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. 
 
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. 
 
Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение. 
 
Особое место среди средств регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

Информация о работе Государство и предприятие