Государственные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный научный анализ законодательства, регулирующего деятельность государственной корпорации как особой некоммерческой организационно-правовой формы присвоения имущественных благ. В этой связи к задачам курсовой работы следует отнести:
Определить понятия, цели и особенности создания государственных корпораций;
Изучить порядок управления имуществом государственных корпораций;
Определить ответственность государственных корпораций;
Проанализировать виды государственных корпораций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

курсовая по то.docx

— 68.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ                                                    6

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ                            16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                      30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                             34

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственные корпорации существуют на основании  Гражданского кодекса РФ. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что юридические  лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться как в формах, установленных Кодексом, так и  в иных формах, предусмотренных законом. На основании этого положения  Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" была введена организационно-правовая форма государственной корпорации (ст. 7.1). Данная норма устанавливает, что государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Кроме  того, в Законе содержится следующее  положение: имущество государственной  корпорации, переданное ей Российской Федерацией, является ее собственностью.  На первый взгляд (особенно обывателю) может показаться, что эти определения не имеют существенного содержания, поскольку понятие общественно полезных функций кажется размытым, а передача в собственность государственного имущества представляет собой "коррупционную составляющую". В последнее время такой взгляд наблюдается в российском информационном поле, и в общем-то именно на нем и на предполагаемом отсутствии прозрачности базируется вся критика государственных корпораций как организационно-правовой формы юридического лица. Не вдаваясь глубоко в детали деятельности отдельных таких "частно-публичных" организаций, попробуем оценить обоснованность претензий к этой форме как таковой.

Конституция РФ является, как известно, концептуальным документом, принятым многонациональным  народом Российской Федерации и  несущим в себе основные правовые и ценностные принципы существования  и развития общества. Уже в ее преамбуле указывается одна из основных целей российского народа - обеспечение  благополучия и процветания России, и при принятии Конституции народ  исходил из понимания ответственности  за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями. При этом высшей ценностью конституционно провозглашаются человек, его права и свободы. Эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 7 Конституции РФ также устанавливается одна из принципиальных, базовых ценностей, являющихся основой нашего государства и права - социальное государство. Как утверждают многие исследователи, цели политики России как социального государства предопределяют его обязанности заботиться о благополучии своих граждан и их социальной защищенности.

Актуальность темы курсовой работы. Статус государственной корпорации дуалистичен и совмещает в  себе публичные и хозяйственные  функции, содержание которых обусловлено  социально-приоритетной сферой корпоративной  деятельности (инвестиционная, научно-техническая, инновационная, страховая, банковская, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, атомная энергетика). В этих целях  необходимы дополнительные аналитические  исследования публичных форм деятельности государственных корпораций.

Основные научные работы в рассматриваемой сфере посвящены  цивилистическим аспектам деятельности государственных корпораций, исходя из этого, рассмотрение публичного статуса  корпораций применительно к административно-правовой науке свидетельствует о значимости темы исследования и ее актуальности.

Целью настоящего исследования является системный научный анализ законодательства, регулирующего деятельность государственной корпорации как особой некоммерческой организационно-правовой формы присвоения имущественных благ. В этой связи к задачам курсовой работы следует отнести:

    1. Определить понятия, цели и особенности создания государственных корпораций;
    2. Изучить порядок управления имуществом государственных корпораций;
    3. Определить ответственность государственных корпораций;
    4. Проанализировать виды государственных корпораций;

В качестве объекта исследования следует рассматривать гражданско-правовые отношения, возникающие при создании и деятельности государственных  корпораций.

Предмет исследования включает в себя нормы права, регулирующие статус и особенности их участия  в гражданском обороте.

Теоретическая основа исследования. В основе теоретических выводов  курсовой работы находятся работы А.Б. Агапова, А.В. Баркова, Д.В. Гаврилина, И.В. Ершова, Н.В. Козлова, А.Я. Курбатова, Ю.А. Макарова, А.В. Семенова, Э.В. Талапиной  и других административистов.

Правовой основой исследования является Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные  акты, в том числе и ведомственные  акты органов исполнительной власти, локальные акты коллегиальных органов  корпоративного управления: наблюдательных советов, правлений и иных, а также  зарубежное законодательство.

          Цели и задачи определили структуру данного исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка.

Во Введении обозначены актуальность, объект и  предмет исследования, определены цели и задачи.

Глава 1 «Общая характеристика государственных корпораций как юридических лиц» освещает основные нормативно-правовые и процессуальные аспекты функционирования системы госкорпораций в Российской Федерации.

Глава 2 «Виды государственных корпораций» содержит анализ деятельности различных государственных объединений.

Заключение  подвело основные итоги исследования.

Список используемых источников приведен в конце работы.

еский имущество

 

ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Понятие, цели и особенности создания государственных  корпораций

Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 году специально для придания особого  статуса создававшемуся в то время  Агентству по реструктуризации кредитных  организаций. В период 2003 по 2008 год  было создано 7 госкорпораций.

Государственной корпорацией признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и  созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная  корпорация создается на основании  федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.1

Статус  некоммерческой организации для  госкорпораций предполагает, что  целью их создания не является прибыль. И вся прибыль, полученная госкорпорациями  должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними. Также законом  ограничивается предпринимательская  деятельность структур, госкорпорации  не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе о их создании. Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.

Отличие госкорпораций от ГУПов — в  выводе из-под контроля госорганов. Они не обязаны отчитываться о  своей деятельности, за исключением  ежегодного представления правительству  отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых  иных документов. Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую  и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать  даже указанную отчетность.2

Для государственных  корпораций, срок деятельности которых  ограничен временными рамками, в  законодательстве не прописаны вопросы  реорганизации и ликвидации (за исключением  Фонда ЖКХ срок деятельности которого ограничен периодом до 1 января 2012 года).

Институт  госкорпораций – способ выполнения функций государства на рыночной основе. Это своеобразный симбиоз  государственной и частной структуры. Преимуществом госкорпораций, по сравнению  с другими государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность  в принятии решений. Госкорпорации  создавались, когда у государства  были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие.3 В экономической теории всех стран считается, что частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях. Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций. Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.

В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей  за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными  структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам.4

У госкорпораций  очень специфическая структура  управления. Руководителей некоторых госкорпораций назначает президент. Председателем других является премьер-министр. Вообще правительство имеет очень большое влияние на госкорпорации, в наблюдательные советы входит большое число министров. Также интересно, что большинство госкорпораций создано в 2007 году. К этому периоду тогдашний президент, скорее всего принял решение в будущем возглавить правительство. И государственные корпорации создавались, специально для расширения полномочий правительства. Решение принятое господином Медведевым по реформированию госкорпораций имеет кроме экономической основы, также и политическую подоплеку.5

Первоначально государство пыталось решать задачи экономической политики с помощью  классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным  участием, созданием институтов развития и реализацию федеральных целевых  программ. Одним из классических примеров является компания «Газпром». В середине 2000 годов компания активно развивалась  при помощи государства. Во-первых, компания увеличила свои активы внутри страны. Во-вторых, государство увеличило  долю в акционерном капитале компании до контрольной. Также государственной  «Роснефтью» были выкуплены активы бывших структур «ЮКОСа».6

Однако  к 2007 году государство разочаровалось в традиционных формах осуществления  своих функций. Тогда чиновникам пригляделась уже апробированная тогда  форма государственной корпорации. Основным преимуществом были низкие издержки создания, возможность наделения  огромными полномочиями. Но не были учтены возможные сложности с  обеспечением эффективной работы.

Государством  было создано 7 подобных структур. Эти  государственные корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу. При этом госкорпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности.

 

Порядок управления имуществом государственных  корпораций

В соответствии со ст.7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Также в  этой статье установлено, что государственная  корпорация создается на основании  федерального закона, а имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Исходя  из этого, к общим моментам, характеризующим  имущественный статус государственных  корпораций, можно отнести:

1) осуществление  деятельности в интересах всего  общества, следствием чего является  строго целевой характер использования  государственными корпорациями  своего имущества; 

2) основным  источником формирования имущества  государственных корпораций является  имущественный взнос Российской  Федерации, которая признается  единственно возможным их учредителем.

В качестве такого взноса может выступать любое  имущество, за исключением того, которое  может находиться только в государственной  собственности.7

При этом на случаи передачи имущественного взноса Российской Федерации государственным  корпорациям не распространяется действие законодательства о приватизации (п/п 8 п.2 ст.3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В частности, передача имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий государственным корпорациям теперь рассматривается как особый способ прекращения деятельности этих унитарных предприятий как юридических лиц, отличный от их реорганизации или ликвидации (ст.21.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

Информация о работе Государственные корпорации