Государственная служба Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.
Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие:
1.Законодательная основа госслужбы во Франции;
2.Понятие и категории госслужащих;
3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;
4. Правовой статус госслужащего;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Законодательная основа госслужбы во Франции……………………….…6
2.Понятие и категории госслужащих……………………………………….…7
3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………………………………………9
4.Правовой статус госслужащего………………………………………………14
5.Руководство государственной службой………………………………..…..20
Заключение…………………………………………………………………..….18
Список использованной литературы………………………………………...…22

Файлы: 1 файл

государственная служба Франции.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
Введение…………………………………………………………………………3

1.Законодательная основа госслужбы во Франции……………………….…6

2.Понятие и категории госслужащих……………………………………….…7

3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………………………………………9

4.Правовой статус госслужащего………………………………………………14

5.Руководство государственной службой………………………………..…..20

Заключение…………………………………………………………………..….18

Список использованной литературы………………………………………...…22 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
      Тема данной контрольной работы – «Государственная служба  Франции». Такой выбор обусловлен, прежде всего, интересом к организации государственной службы в одной из ведущих капиталистических держав. 
      Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной – 1,4 млн. и медицинской – 0,8 млн. 
      Местная публичная служба начала формироваться во Франции в середине 1980-х годов. Законами от 13 июля 1983 года и от 26 января 1984 г. для государственной и местной служб был установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов.1     

  Французская система  администрации во многом представляла  для России нечто вроде недостижимого  идеала упорядоченной государственной организации. И во многом организации госслужбы в России и Франции были похожи (внешними чертами), особенно в некоторые исторические периоды.2 
      Интересно сравнить некоторые черты государственной службы Франции с особенностями, присущими госслужбе в России. 
      Изучение бюрократической системы Франции, уходящей корнями во времена абсолютизма, единой централизованной административной системы, позволяет сделать выводы о некоторой преемственности российской госслужбы. 
      Актуальность выбранной темы заключается в том, что и в России и во Франции наблюдается один и тот же процесс централизации государственной службы, именно поэтому для объективной характеристики и оценки системы отечественной госслужбы необходимо подробным образом изучить и проанализировать принципы государственной службы во Франции. 
      Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции. 
      Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие: 
      1.Законодательная основа госслужбы во Франции; 
      2.Понятие и категории госслужащих; 
      3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы; 
      4. Правовой статус госслужащего; 
      5.Руководство государственной службой. 
      При написании работы я руководствовалась различной литературой. 
      Во-первых, следует выделить сборник обзоров законодательства – «Государственная служба в зарубежных странах». 
      Детальной характеристике организации государственной службы во Франции посвящена статья Пилипенко А.Н. Автор описывает все ступени прохождения государственной службы французскими чиновниками, начиная с права допуска к государственным должностям и заканчивая мотивами прекращения служебных полномочий. Подробно дается перечень оснований, по которым может быть отказано в приеме на государственную службу, дана характеристика трех видов конкурсного отбора на службу, описание права на продвижение по службе, причины прекращения служебной деятельности. 
      В статье затронута тема руководства государственной службой во Франции, проведения политики в этой сфере. 
      Во-вторых, необходимо отметить учебное пособие «Государственная служба (комплексный подход)», которое во главе 5 представляет не только организацию и правовое регулирование госслужбы во Франции, но и традиции ее государственной бюрократии, современные попытки ее реформирования. 
      В пособии рассматриваются категории чиновников и структура «полноправного чиновничества». 
      Тщательному анализу подвергается концепция карьеры или закрытой госслужбы, которая, по утверждению автора имеет «достаточно серьезное идеологическое обоснование». Автор отмечает такие недостатки госслужбы Франции, как несменяемость кадров, приоритет стажа над деловыми качествами и пр. 
      Представлена информация о правовом статусе государственного служащего Франции. Отдельно рассматриваются общегражданские права чиновника, его права как наемного работника и специфические права. Анализируются обязанности чиновника. 
      Наконец, третье пособие, которое использовалось при написании работы – «Государственная служба и государственные служащие во Франции». В этой книге полностью освещено правовое положение госслужащего (права, обязанности, ответственность). Дана оценка законодательной базе государственной службы Франции. 
      При написании работы использовались различные источники, среди которых можно выделить: 
      -Конституцию Франции 1958 г.; 
     - Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г.; 
      -Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих; 
      -Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения общего статута центральной публичной госслужбы; 
      -Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе; 
     - Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе. 
      Структура работы следующая: введение, пять частей, заключение, список использованной литературы. 
      Во введении содержится обобщение материала, определена цель и поставлены задачи работы, раскрыта актуальность исследуемой темы, дана характеристика использованных источников и литературы, обозначена структура работы. 
      Первая часть посвящена анализу законодательной базы госслужбы Франции, отдельное внимание уделено статутам, как нормативно-правовым актам, регулирующим правовое положение чиновников. 
      Вторая часть освещает вопрос определения понятия государственного служащего, категорий французского чиновничества. Акцент поставлен на отсутствие нормативного определения государственного служащего. 
      Весь процесс прохождения службы затрагивается в третьей части, где 
      рассматривается характер допуска к государственной службе, принцип и технология конкурсного отбора, прохождение карьеры, ее завершение. 
      Следующая часть целиком посвящена определению правового статуса чиновника во Франции. 
      Наконец, в пятой части освещается вопрос руководства и подготовки чиновников к государственной службе, проблема ответственности за проведение политики в области государственной службы. 
      Заключение посвящено обобщению материала, характеристике поставленных задач, анализу результата их решения.

 

1. Законодательная  основа госслужбы во Франции 
 
      Французское законодательство достаточно полно и четко регулирует организацию государственной службы. Ее основные принципы закреплены в Конституции 1958 года, а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946 года. Статья 34 Конституции 1958 года относит "установление категорий публичных учреждений" и "основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим" к сфере законодательного регулирования. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст. 6), а Преамбула Конституции 1946 г. – свободное определение условий труда и право на забастовку.3 
      Отдельное место в механизме нормативно-правового регулирования публичной службы занимают статуты – нормативные акты, регулирующие правовое положение чиновников. Различают общий, особые и специальные статуты. Общий статут публичной службы применяется ко всем чиновникам. Его положения содержатся в четырех законах: Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников; Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения статута о центральной публичной службе; Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе; Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе. 
      Кроме того, существуют и особые статуты, регламентирующие специфику применения общего статута к служащим, входящим в определенный штат (корпус) чиновников). В них, как правило, фиксируются функциональные обязанности служащих, условия и порядок принятия на службу, продвижение по службе и присвоение соответствующих чинов и рангов. Особые статуты принимаются декретом Государственного совета после консультации с Высшим советом центральной государственной службы. 
      Ряд принципиальных положений, касающихся государственной службы, содержится в решениях Конституционного совета.

 

 

2.Понятие и  категории государственных служащих. 
 
      Во французском законодательстве отсутствует определение понятия «государственный служащий». Закон от 13 июля 1983 года определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. Это гражданские служащие центральной государственной администрации и администрации регионов департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общих судов. 
      По французскому праву чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии. Госслужащий – понятие более широкое: это лицо, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все чиновники – госслужащие, но не все госслужащие – чиновники. Если чиновник по определению связан с госслужбой на всю профессиональную жизнь фактом включения его в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих рассматриваются как люди временные или, во всяком случае, не до конца интегрированные в систему. К таким категориям относятся: 
  1) Почасовики, т.е. лица, нанятые для выполнения определенной ограниченной задачи (исследования, разработки, обучение и т.п.) на условиях повременной оплаты в соответствии с расценками госслужбы, но не более чем на 120 часов в месяц; 
  2) Работники по контракту, нанимаемые на 3-х летний срок с возможностью однократного его продления на должности, как правило, либо технические, узкоспециальные, либо возникшие лишь недавно и потому еще не включенные в штат. Сам контракт может носить характер либо административно-правовой, если предполагается участие служащего в отправлении каких-либо управленческих функций, либо частноправовой; 
  3) Помощники – служащие, нанятые без контракта, т.е. односторонним решением администрации для выполнения временной работы; на практике это обходной маневр, позволяющий обойти нормы права госслужбы; помощник не пользуется защитой ни статута госслужбы, ни трудового права; 
  4) Чиновники-стажеры, т.е. служащие, назначенные на постоянную должность, но с испытательным сроком от 6 месяцев до 2 лет; по итогам стажировки они сдают тесты, после чего могут быть зачислены в штат, уволены, либо статус категорий служащих как бы «второго сорта», которые хотя и работают в госаппарате, но не имеют гарантий и привилегий, предусмотренных статутом чиновника4. 
    Таким образом, правовая доктрина и административная практика различают понятия "служащий" и "чиновник". Правовое положение чиновника характеризует включение на постоянной основе в штат государственного органа на должность, соответствующую его чину (рангу) в административной иерархии5. 
    Важным понятием является штат (корпус) – объединение чиновников, выполняющих примерно одинаковую работу (гражданские администраторы, инспекторы казначейства, учителя и др.). В системе центральной госслужбы Франции существует около тысячи штатов (корпусов). В зависимости от выполняемых функций и условий поступления на госслужбу чиновничество внутри штата (корпуса) подразделяется на четыре категории: A, B, C, D. Каждая определяется уровнем найма и характером исполняемых функций. 
      Высшая – A – объединяет штаты чиновников с магистерской степенью, выполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы и пр.). В категорию B входят чиновники среднего звена, имеющие диплом бакалавра или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.). Последующие две категории охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория D постепенно сокращается. 
      Как правило, вся карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую, скорее, исключение. Каждой категории соответствует индексированная классификация, определяющая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников. 
      Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги – основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу право на занятие ряда соответствующих рангу должностей, является для чиновника важной гарантией стабильности его положения, его защитой от превратностей административной жизни. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов. 
      Должность – понятие, отдельное от ранга. Это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган самостоятельно назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу. Каждому рангу соответствует ряд должностей6.  

3.Процесс службы 
 
      Принцип равного доступа, закрепленный в Конституции, предполагает запрет любой дискриминации на основании пола, убеждений или взглядов кандидата. Однако этот принцип не является абсолютным. Если кандидат выражает несовместимые с должностью, на которую он претендует, взгляды, это служит основанием для отклонения его кандидатуры. В целом же Закон устанавливает пять условий допуска: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, а также физическая пригодность для данной работы. Соблюдение принципа равного доступа контролируется судом, и поэтому на практике, кроме кандидатов, не удовлетворяющих требованиям закона и статута, отсеиваются лишь умственно отсталые либо явно безнравственные лица. 
      Допуск к государственной службе определяется принципом равенства, закрепленном в статье 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которой все граждане «в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо иных различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами». Законодательно запрещается дискриминация при приеме на службу по признакам пола. Предпочтение при приеме на службу мужчинам или женщинам делается только исходя из специфики службы. На основании принципа свободы мнения и совести, провозглашенного Декларацией прав человека и гражданина, не допускаются ограничения при допуске к государственной службе по мотивам политического, философского или религиозного характера. Кроме того, особые статуты, конкретизируя общий статут, могут содержать особые условия приема на службу в конкретный персонал. Как правило, они касаются возраста, образования и стажа службы. Что касается возраста, то обычно закрепляется максимальный возраст. Применительно к служащим категории A он составляет обычно 35 лет, категорий B,C и D – 45 лет. 
      Конкурсный отбор. 
      Конкурс считается наиболее демократичной процедурой, обеспечивающей соблюдение принципа равного доступа, а также наиболее эффективным способом отбора, поскольку позволяет выделить самых способных, основываясь на их заслугах и талантах. 
      Закон определяет конкурс как способ распределения ограниченного числа госдолжностей посредством испытаний, позволяющих независимому коллегиальному органу – жюри – классифицировать конкурсантов по их заслугам для последующего назначения на должности. Конкурс открывается постановлением соответствующего министра и может быть по его усмотрению объявлен либо исключительно «внешним» (еще его называют «учебным»), т.е. предназначенным только для кандидатов, лишь предполагающих поступить на госслужбу, либо «внутренним» или «конкурсом чиновником» , т.е. для продвижения служащих, уже имеющих определенный стаж, либо смешанным, открытым и для тех, и для других, что на практике чаще всего и делают. Постановление об открытии конкурса должно быть предано широкой огласке, достаточность которой определяет Административный суд. 
      Жюри образует орган, обладающий полномочиями назначать на открывающиеся должности. Оно должно быть беспристрастным и подчиняться регламенту конкурса. По результатам испытаний жюри составляет список пригодных, с точки зрения, кандидатов, ранжируя их в соответствии с полученными оценками. Оно вправе вообще не одобрить ни одного кандидата либо представить дополнительный список. Этим полномочия жюри исчерпываются. Его положительная рекомендация дает лишь возможность, а не право получить должность. 
      Само назначение проводится органом или лицом, объявившим конкурс. Организатор конкурса должен учитывать рекомендации жюри: придерживаться представленного жюри списка, а также установленной им ранжировки кандидатов, но в принципе может и вообще отказаться от назначения кого-либо на должность. Лицо, получившее назначение, не сразу приобретает статус чиновника, а получает должность-стажера либо ученика. 
      Административный суд контролирует законность конкурсов и производимых по их итогам назначений. Любой участник конкурса имеет право обжаловать его результаты. Если жалоба признана правомерной, то итоги конкурса аннулируются, и он проводится заново. 
      Принцип конкурса не является универсальным. Закон и общий статут допускают и другие процедуры – использование списков пригодности, профессиональные экзамены или даже в некоторых случаях произвольный выбор. Есть перечень высших должностей, назначение на которые производится по решению правительства. Это так называемые политические должности – генеральный секретарь, префект, посол и пр. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться правительством с согласия суда. Это дает правительству большую свободу в назначениях. Но лицо, назначенное подобным образом и не состоявшее до тех пор на госслужбе, посредством такого назначения статуса чиновника не приобретает. 
      Решения о назначениях данного уровня, разумеется, принимаются с учетом политических взглядов кандидатов, а обладатели этих постов обязаны соблюдать лояльность по отношению к правительству. При этом их могут уволить безо всяких проступков с их стороны, по одним лишь соображениям целесообразности. 
      Для некоторых должностей категории A, в основном в службах контроля и инспекций, особые статуты на определенных условиях допускают произвольный выбор администрации. Особые статуты для других категорий также не исключают внеконкурсных способов набора, если замещаемая должность не настолько важна, чтобы было целесообразно применять сложную и дорогую конкурсную процедуру. 
      Кроме того, существуют так называемые зарезервированные должности, предусмотренные Кодексом военных пенсий по инвалидности и жертвам войны и некоторыми другими актами. На эти должности в виде благодарности, компенсации за инвалидность или возмещения ущерба принимаются только инвалиды, сироты войны, вдовы, военнослужащие7. 
      Прохождение карьеры. 
      Французское законодательство различает активную государственную службу и иные состояния на государственной службе. К числу иных состояний Закон от 11 января 1984 года относит: откомандирование, вывод за штат, перевод в резерв, несение военной службы, отпуск по уходу за детьми. 
      Откомандирование мотивируется государственными интересами. Откомандированный чиновник выводится за штат органа, но продолжает пользоваться в нем правами на продвижение по службе и пенсию. Командирование может быть краткосрочным (до 6 месяцев) и долгосрочным (до 5 лет) с возможным продлением. 
      Вывод за штат заключается в том, что чиновник теряет право на продвижение по службе и пенсию. Он подчиняется правилам новой службы. 
      Чиновник может быть переведен в резерв по причине продолжительной болезни или длительного отпуска. По окончании срока нахождения в резерве чиновник может быть уволен с согласия паритетной административной комиссии, если он предварительно трижды отказался от предложенных ему должностей. 
      При прохождении военной службы чиновник теряет право на получение оклада в учреждении, из которого он был призван. При прохождении военной подготовки он получает оплачиваемый отпуск. 
      Отпуск по уходу за детьми предоставляется матери или отцу ребенка сроком на два года. 
      Закон устанавливает пятилетний мораторий на переход государственных служащих в частные предприятия. 
      Продвижение чиновника по службе проводится на основе оценки его профессиональных качеств. Оценка проводится его непосредственным начальником по 20-бальной шкале. Руководитель службы обязан ежегодно сообщать чиновнику его оценку. Последний подписывает учетную карточку и вправе вносить в нее свои замечания. Вынесенная оценка может быть обжалована чиновником в административном суде в двухмесячный срок. 
      Существует два вида повышения: по ступени и по рангу. Повышение по ступени производится в рамках ранга и больше связано с выслугой лет, чем с достоинствами работника: хорошие оценки могут ускорить повышение ступени, но плохие не могут ему воспрепятствовать, если чиновник достиг максимального стажа в данном классе. В последнем случае повышение является правом чиновника и происходит автоматически. 
      Что касается повышения по рангу, то необходимый стаж работы является лишь предварительным условием, позволяющим претендовать на него. Далее все решают заслуги претендента, оцениваемые одним из трех способов: внесение в список лиц, представленных к повышению, профессиональный экзамен перед включением в эти списки и обычный конкурсный профессиональный отбор. Органы, присваивающие более высокий ранг, должны строго придерживаться не только списков, но и очередности претендентов в них. Число вакансий ограничено, так как структура штата – процент носителей каждого ранга – величина постоянная. Система профэкзаменов позволяет отдельным чиновникам «перескочить» через ранг. Есть и некоторые гарантии от произвола – возможность апелляции в паритетные административные комиссии, в Высший совет центральной госслужбы или в административный суд8.  
     

 Прекращение службы. 
      Окончательное прекращение служебных функций, которое влечет за собой утрату статуса чиновника, наступает в следующих случаях: выход на пенсию, согласованного ухода в отставку, увольнения, отставки. 
      Для так называемых подвижных чиновников пенсионный возраст составляет 60, для «оседлых» - 65 лет. Этот рубеж для администрации обязателен. Смягчающие меры в основном направлены не на продление срока службы, а на более ранний постепенный выход из нее. 
      Кроме того, любой чиновник может при стаже 15 лет попросить выхода на пенсию, которая буде выплачиваться ему по достижении пенсионного возраста. Источники пенсий – отчисления из оклада чиновника (7%) и взносы государства. Размер пенсии зависит от последнего оклада и ежегодных доплат. Он ограничен 75 % от последнего или максимального общего оклада. 
      Чиновник может быть снят с работы в качестве высшей дисциплинарной санкции и по соответствующей процедуре. Это «высшая мера» автоматически влечет потерю права на пенсию. Кроме того, он может быть уволен с согласия паритетной комиссии по доказанной профнепригодности, а также по Закону об освобождении кадров. В этом случае он получает право на пособие. 
      Утрата французского гражданства, лишение гражданских прав, запрещение судебным органом занимать должность на публичной службе, не восстановление в должности вследствие служебного проступка влекут за собой увольнение с публичной службы. 
      Даже после прекращения карьеры чиновник обязан сохранять по отношению к государству обязательства сдержанности и беспристрастности. Это выражается в запрете на занятие некоторыми видами частной деятельности9. 

Глава 4. Правовой статус государственного служащего. Права чиновника.

 
1.  Общегражданские права. 
 
    На чиновника распространяется принцип свободы мнения, восходящий к Декларации прав человека и гражданина и закрепленный в Конституции 1946 г., гласящей, что «никто не может быть ущемлен в своей работе или должности на основании своего происхождения, своих мнений или убеждений», а также в общем статуте, определяющем права и обязанности служащих. Это «новшество» было законодательно введено для французских чиновников лишь в 1983 г. как запрет на дискриминацию по мотивам взглядов и убеждений. Статус распространяется на все стадии карьеры и гарантируется запретом на любые упоминания взглядов, политической, философской или религиозной деятельности чиновника в его документах или досье, а также принципом конкурсного набора на основании деловых качеств и самой системой закрытой карьеры. 
 
    2. Права чиновника как наемного работника 
 
    Главное из них – право на вознаграждение, включающее оклад, постоянно индексируемый в сторону увеличения в соответствии с изменением прогрессирующей минимальной ставки межпрофессиональной зарпалаты, а также ряд пособий. К ним относятся пособие на жилье, доплата на содержание семьи, а также так называемые дополнительные пособия, о которых документ, одобренный французским МИДом, говорит, что они «характеризуются одновременно большим разнообразием и окружающей их тайной». Они различаются по министерствам, видам служб и даже отдельным группам служащих, приводя к серьезному неравенству в реальном вознаграждении, выплачиваемом служащим. Законом 1983 г. правительство попыталось ограничить данную практику, установив, что пособия могут вводиться только законами или регламентами, но при этом было оговорено сохранение всех пособий, выплачиваемых чиновникам на момент принятия Закона. Было подчеркнуто, что норма Закона 1983 г. должна применяться с условием сохранения ранее полученных прав. 
      Чиновник имеет право на участие в обсуждении условий его труда и совершенствования системы карьерного продвижения, на внесение предложений по изменению отдельных норма статутов. Оно реализуется через создание при администрации разных уровней консультативных органов – высших советов госслужбы, паритетных административных комиссий и технических комитетов. 
      Закон от 13 июля 1983 г. запрещает проводить какие бы то ни было различия между служащими в силу их политических, профсоюзных, философских и религиозных взглядов или этнической принадлежности, регистрировать в личном деле служащего сведения о взглядах и принадлежности к каким-либо организациям. Каждый чиновник имеет право на доступ к личному делу на условиях, предусмотренных законом. 
      Служащие могут создавать профсоюзные организации, вступать в профсоюзы, представлять их. Профсоюзы служащих имеют право обжаловать в судебном порядке регламентные акты, наносящие ущерб их коллективным интересам. Они могут вести переговоры с правительством относительно оплаты труда, обсуждать вопросы, связанные с условиями и организацией труда. Преамбула Конституции 1946 г. устранила запрет на забастовки государственных служащих. Это положение Конституции воспроизведено в Законе от 13 июля 1983 г. Служащие судебных органов, полицейские, сотрудники национальной безопасности и некоторые другие лишены права на забастовку ввиду специфики их деятельности. 
      Через своих представителей служащие вправе принимать участие в работе консультативных органов по организации деятельности публичных служб, в подготовке статутных правил и решений, касающихся их продвижения по службе10.  
      Каждый служащий имеет право на вознаграждение, которое включает жалованье, выплату на содержание жилища, семейную надбавку к жалованью, а также иные выплаты, установленные законодательными и регламентными актами. Размер жалованья зависит от звания и занимаемой должности. На служащих распространяются также специальные режимы социального страхования и пенсионного обеспечения. 
      Право на отпуск предполагает 5 категорий: ежегодный, по болезни, на рождение ребенка и уход за ним, на профессиональную подготовку, на профсоюзную подготовку. 
 
      3.Специфические права чиновника 
    Прежде всего чиновник не несет материальной ответственности за ущерб, вызванный его служебной ошибкой, даже по приговору суда. В этом случае госорган берет на себя покрытие расходов. 
      Государство обязано защищать чиновника от угроз, насилия, оскорблений, клеветы или ущерба, жертвой которых он становится в связи со своей работой, а также возмещать понесенный им моральный и материальный ущерб. 
      Предусмотрены права на защиту и обжалование. Оба они обеспечены тщательно регламентированной процедурой, предполагающей, в частности, право чиновника на полный, конфиденциальный и обстоятельный доступ к своему досье ,право на помощь защитника и «право суда равных себе», т.е. дело чиновника рассматривает орган, включающий представителей его служебного уровня. Наконец, чиновник имеет «право на прощение», означающее, например, что выговор автоматически удаляется из его досье через три года, если за этот срок он не был подвергнут новым санкциям. 
      Обязанности чиновника. 
      Обязанности носят стандартный характер: обязанность посвятить себя службе и только ей; запрет, за некоторыми исключениями, на параллельную частную профессиональную деятельность с ограничением доходности последней; обязанность отстраненности от частных интересов; обязанности лояльности, соблюдения достоинства. 
      Обязанность иерархического подчинения балансируется принципом разумного управления, автономией чиновника и правом на его участие в обсуждении. Если приказ одновременно и незаконен, и наносит серьезный ущерб интересам государства, то чиновник обязан его не исполнить. Но если приказ просто незаконен, он должен быть исполнен. 
      Другая группа обязанностей чиновника связана с информацией. Помимо соблюдения служебной тайны на госслужащего возложена обязанность профессиональной сдержанности, запрещающая ему сообщать постороннему лицу информацию, полученную им при исполнении служебных обязанностей. Последняя должна использоваться только в служебных интересах. 
      Также существует обязанность обеспечивать доступ заинтересованных лиц и организаций к открытым документам, а также разъяснять мотивы принятых решений. Эта обязанность была установлена Законами 1978 и 1979 гг., специально посвященными развитию отношений между администрацией и гражданами и мотивировке административных актов. 
      Ответственность госслужащих. 
      Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей влечет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, уголовную ответственность. 
      Дисциплинарные взыскания, налагаемые на служащих, делятся на четыре группы: предупреждение и выговор; понижение в ступени, временное отстранение от должности сроком до 15 дней; лишение звания, временное отстранение от должности сроком от шести месяцев до двух лет; увольнение. 
      Служащий, привлеченный к дисциплинарной ответственности, имеет право получить свое личное дело, а также помощь защитников по своему выбору. Любое дисциплинарное взыскание, кроме предупреждения и выговора, налагается на чиновника только после консультации с дисциплинарным советом. Заключение совета, как и решение о наложении взыскания, должно быть мотивировано. 
      Решение о взыскании может быть обжаловано в дисциплинарный совет. Члены совета должны иметь звание не ниже, чем у чиновника, обратившегося с жалобой. Отстраненный от своих обязанностей служащий сохраняет право на жалованье и все доплаты, предусмотренные законодательством. Его дело должно быть рассмотрено в четырехмесячный срок. Если в течение этого срока никакое решение не принято, он восстанавливается в должности. За некоторые преступления, специфические для государственной службы, такие как взяточничество, коррупция, подлог или превышение власти, чиновник несет уголовную ответственность11.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Руководство  государственной службой 
 
      Ответственность за проведение политики в области государственной службы несет премьер-министр. Согласно статье 13 Закона от 11 января 1984 года премьер-министр следит за исполнением положений статута о государственных служащих. Координацией и выработкой основных направлений политики в области государственной службы занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, опекает региональные институты администрации, Национальную школу администрации, руководит межведомственными штатами. Вместе с ним фактическое соуправление осуществляет Бюджетное управление Министерства экономики и финансов, в обязательном порядке проверяющее все акты, прямо или косвенно затрагивающие финансовые вопросы госслужбы. 
      В соответствии со статьей 13 Конституции Президент страны обладает исключительным правом назначения на ряд установленных законом ключевых постов, а по ряду должностей может делегировать эти свои полномочия премьер-министру, который производит назначения номенклатуры своего уровня плюс те, что ему делегировал Президент, утверждает ряд назначений, сделанных министрами, управляет межведомственным штатом гражданских администраторов, а также в целом отвечает за политику в области центральной госслужбы. 
      Защита корпоративных интересов чиновников возложена на консультативные органы – Высший совет центральной госслужбы, паритетные административные комиссии, паритетные технические комитеты и комитеты гигиены и безопасности. Эти коллегиальные органы обычно образуются из равного числа представителей администрации и делегируемых профсоюзными организациями чиновников. Высший совет в обязательном порядке дает свои заключения на любой законопроект, касающийся общего статута государственной службы, на любой проект особого статута, в также по любому вопросу, который ставят перед ним премьер-министр или 1/3 членов совета. 
      Франция является родоначальницей создания системы специализированных учебных заведений, выпускники которых пополняли ряды государственных служащих. Среди них наиболее престижны: Высшая нормальная школа, Политехническая школа, Национальная административная школа (ЭНА), Региональный институт администрации. Слушатели ЭНА специализируются на правовых и экономических проблемах управления. Право на поступление сюда имеют три категории граждан, каждая из которых проходит отдельный конкурс: -лица с высшим образованием и не старше 26 лет; -государственные служащие не старше 30 лет со стажем не менее 5 лет; -выборные должностные лица местных органов, а также руководители профсоюзов и общественных ассоциаций. По окончании школы, исходя из результатов экзаменов и зачетов, производится классификация выпускников, по итогам которой они назначаются на тот или иной пост. При этом подписывается личное обязательство работать на государство в течение 10 лет под залог возврата сумм, выплаченных слушателю во время обучения . 
      Выпускниками ЭНА являются практически все высшие чиновники, что способствует сохранению в их среде корпоративных принципов12. 

Информация о работе Государственная служба Франции