Функции и принципы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:36, доклад

Описание работы

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:
1. Управление финансами.
2. Управление персоналом.
3. Исследования и разработки.
4. Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, определение нужд и запросов потребителей, реальные заказы
на продукцию и успешную ее реализацию.
5. Производственная, которая вытекает из главной задачи
предприятий — получения прибыли. Возможна только за счет
производства продукции, работ и услуг, необходимых обществу.
6. Логистика.
7. Экологическая, предусматривающая выпуск экологически чистой продукции и снижение ее природоемкости.
8. Социальная.

Файлы: 1 файл

функции и принципы.docx

— 18.48 Кб (Скачать файл)

Главной задачей предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли  для удовлетворения интересов собственника имущества предприятия и ею работников.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

1. Управление финансами.  Его цель — обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности. В условиях рыночной экономики эта функция выдвигается на первый план. Резко повышается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры капитала и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности.

2.   Управление персоналом. Выражается в отборе и приеме 
на работу, подготовке и переподготовке персонала в соответствии с потребностями бизнеса, решением всех вопросов, касающихся его эффективного использования.

3.   Исследования и разработки. Деятельность по созданию 
новых видов продукции и технологических процессов, улучшению существующих с целью повышения эффективности 
производства и расширения рынка сбыта.

4.   Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, определение нужд и запросов потребителей, реальные заказы 
на продукцию и успешную ее реализацию.

5.   Производственная, которая вытекает из главной задачи 
предприятий — получения прибыли. Возможна только за счет 
производства продукции, работ и услуг, необходимых обществу.

6.   Логистика. Данная функция реализуется в результате 
приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудования и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности. Организует кооперированные поставки узлов и деталей.

7.   Экологическая, предусматривающая выпуск экологически чистой продукции и снижение ее природоемкости. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на окружающую среду.

8.   Социальная. Обеспечивает условия для воспроизводства 
рабочей силы, материальную заинтересованность в результатах груда. Предприятие несет ответственность за производственный травматизм, обязано обеспечить безопасные условия 
труда своим работникам. Важной составляющей социальной 
деятельности является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Основными принципами предприятия являются:

• организационно-административная обособленность;

• финансово-экономическая самостоятельность;

• производственно-техническое единство.

Организационно-административная обособленность означает, что предприятие имеет обособленное имущество, единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая  самостоятельность заключается  в том, ч го предприятие организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Производственно-техническое  единство обеспечивается совокупностью основных средств (зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и др.), объединенных в особые производственные подразделения и части, технологически связанные в процессе производства продукции (работ и услуг).

Предприятие - это открытая система, которая получает из экономической  

(внешней) среды ресурсы  и поставляет в нее свой  продукт.

Экономическая среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на его стратегию и тактику.

С позиций структуризации факторов и учета субъектов экономическая среда предприятия подразделяется на:

— микросреду, представляющую собой области прямого влияния  на предприятие, которые создают  поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, законы и государственные органы, финансово-кредитные учреждения и другие контактные аудитории;

- макросреду, оказывающую  косвенное воздействие на предприятие  и ею микросреду (международные  события, состояние экономики,  научно-технический прогресс, политические  и социально-культурные факторы).

Особая зависимость предприятия  от сети поставщиков материально-технических ресурсов проявляется в виде потребности в материалах, оборудовании, рабочей силе, энергии, капитале для создания основных и оборотных средств, а также обеспечения беспрерывного и ритмичного процесса деятельности.

Выживание предприятия в  условиях рыночных отношений в значительной мере определяется его способностью находить и удовлетворять запросы потребителей своего продукта. В решении данной задачи немаловажную роль играют торговые и маркетинговые посредники, позволяющие создавать и расширять рынки сбыта продукции и услуг предприятия.

От поведения конкурентов  зависят в первую очередь рыночные позиции предприятия.

Законы и государственные  органы в конечном итоге определяют правовое поле и рамочные условия деятельности предприятия, которые могут поощрять либо сдерживать развитие тех или иных субъектов хозяйствования.

От состояния и деятельности финансово-кредитных учреждений напрямую зависят возможности предприятий по привлечению заемного капитала и инвестиций, их стоимость.

Определенное влияние  на развитие предприятия оказывает и циклическая динамика экономической системы и ее состояние в целом. При наиболее неблагоприятном варианте макроэкономические факторы (инфляция, денежно-кредитная, налоговая, ценовая политика государства, нестабильность финансовых рынков и др.) могут привести к возникновению экзогенного (внешнего) кризиса предприятия.

Научно-технический прогресс и связанные с ним инновации являются важнейшим факторов обеспечения конкурентоспособности продукта предприятия и формирования потенциала его развития.

Международные события в  первую очередь сказываются на условиях работы предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, на международные события активно реагируют финансовые рынки, что в свою очередь может отразиться и на состоянии национальных рынков и косвенно на деятельности отечественных предприятий.

Фактор политической стабильности большое значение имеет для предприятий, имеющих рынки сбыта или ведущих операции за рубежом, а также определяет возможности привлечения иностранного капитала.

Социокультурная среда (целевые установки, жизненные ценности, традиции) оказывает влияние на формирование потребностей потребителей (цвет, форма, разнообразии товаров), характер взаимоотношений в коллективе и внутрифирменную культуру.

В специальной литературе представление о значении экономической среды и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Особую актуальность данная проблема приобрела на рубеже 70—80-х годов XX века по причине, прежде всего, стремительного научно-технического прогресса, формирования изменчивой (турбулентной) внешней среды, характеризующейся повышенной неустойчивостью и неопределенностью.

Для стабильного функционирования и развития предприятия необходимо умение адаптироваться к воздействию внешних факторов, наиболее полно использовать благоприятные условия, нейтрализовать действие негативных факторов. Важно, чтобы стратегические цели развития предприятия воспринимались внешней средой. В основе решения данных задач лежит оценка и анализ внешней среды.

Для характеристики внешней среды важными являются следующие показатели:

—сложность — число факторов, на которые предприятию 
следует реагировать, а также уровень вариативности каждого 
фактора. В данном случае соответственно можно говорить о про 
стой и сложной внешней среде предприятия;

—взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень 
силы, с которой изменение одного фактора воздействует на 
другие факторы;

—динамизм — темп изменения, скорость, с которой про 
исходят изменения в окружении предприятия. Подвижность 
внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и 
регулярности изменений факторов;

—неопределенность (непредсказуемость будущего) — функ 
ции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

— привычность событий  — новизна возникающих изменений.


Информация о работе Функции и принципы предприятия