Финансово-промышленные группы, сущность и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Сущность ФПГ и принципы действия………………………………………..5
3. Достоинства и недостатки ФПГ. Антимонопольная политика государства.11
4. Заключение……………………………………………………………………..17
5. Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Финансово-промышленные группы, сущность и преимущества.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)


 

 

                                                               Факультет – экономический

                                                                           Кафедра – экономики и управления

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:    Теория организация

На тему: «Финансово-промышленные группы, сущность и преимущества»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                                    Выполнил студент

                                                                                    204 Эвп группы 2 курса

                                                                                          Заочно-городского отделения

                                                                                    

                                                                                      ______________    подпись

                                                                                     Проверил:    

                                                                                    

    

                                                                     

 

Алматы 2011 г

План

1.      Введение………………………………………………………………………...3

2.      Сущность ФПГ и принципы действия………………………………………..5

3.      Достоинства и недостатки ФПГ. Антимонопольная политика государства.11

4.      Заключение……………………………………………………………………..17

5.      Список использованной литературы………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими. В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Закон о финансово-промышленных группах.

В качестве темы контрольной работы мной была выбрана тема "Финансово-промышленные группы". Я считаю, что данная тема является очень актуальной; она разработана такими авторами, как Жилинский С.Э., Ламицев А.А., Ленский Е.В., Цветков В.А., Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Ершова И.В. и другими учеными.

Цель данной контрольной работы - изучение темы "Финансово-промышленные группы" во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать ФГП как одну из форм многонациональных компаний;

2) изучить понятие и виды финансово-промышленных групп в России.

3) выявить преимущества и недостатки ФПГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность ФПГ и принципы действия

 

В России в условиях, когда рыночная среда еще не сформировалась и практически невозможно оценить экономическую эффективность проектов и связей, движущими силами для объединения предприятий и банков в финансово-промышленные группы (ФПГ) стало стремление к стабильности связей и повышению собственной значимости в экономике, обеспечивающей выживание как за счет взаимной поддержки членов объединения, так и вынужденной помощи государства. Поэтому многие ФПГ представляют собой искусственные образования, экономически слабо обоснованные.

В 1993 г. была одна официально зарегистрированная (внесенная в реестр) ФПГ, в 1994 г. - 6, в 1995 г. - 21, в середине 1998 г. - 76. Во все группы в начале 1998 г. входили более 1120 юридических лиц, в том числе 154 финансово-кредитных учреждения, в них были заняты, по разным оценкам, 4-5 млн человек, а годовой объем производства превысил 65-70 млрд рублей.

В машиностроении и АПК было создано по 9 ФПГ, в химической промышленности - 8, в черной металлургии - 7, в электронной промышленности - 6, в авиастроении и легкой промышленности - по 5, в стройиндустрии - 4, в автомобилестроении - 3, в цветной металлургии, золотодобыче, в лесоперерабатке - по 2 и т.д. Семь ФПГ охватывали несколько отраслей. Впрочем, состав официальных ФПГ не дает исчерпывающего представления о диверсифицированности групп, так как некоторые направления сотрудничества участников официально не оформлены.

Согласно закона "О финансово-промышленных группах" они образуются в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства, расширение рынков сбыта и создание рабочих мест. ФПГ бывают в одной из двух форм: холдинг - когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества; система участия - когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ. Все участники группы учреждают центральную компанию, как правило, в форме инвестиционного института, хотя допустима и форма хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания уполномочена в силу закона или договора вести дела группы. Под деятельностью ФПГ понимается деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Центральная компания, в частности, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ, готовит ежегодный отчет о деятельности группы, выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции и т.п. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой устанавливаются договором о создании группы.

Договор о создании ФПГ не противоречит стремлению ее участников сохранить паритетные отношения между учредителями группы. Он помогает консолидировать ресурсные потенциалы участников даже при их настороженном отношении к слиянию активов. Стремление приспособиться к действующей налоговой системе подталкивает предприятия объединять ресурсы в рамках простого товарищества. Дело в том, что на стадии объединения вкладов для совместной деятельности не возникает объекта обложения налогом на прибыль, НДС и др.

Совместная деятельность в рамках простого товарищества предполагает выделение участника, которому поручается ведение общих дел, однако не все партнеры готовы довериться одному участнику. В таком случае больше подходит совместное учреждение центральной компании, подконтрольной совету управляющих. Через совет управляющих (высший орган управления группой) обеспечивается контроль участников над совместной деятельностью и использованием выделенных ресурсов. Каждый участник направляет своего представителя в совет управляющих. Для таких ФПГ договор о создании группы - своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания. Он, в частности, определяет объем, порядок и условия объединения активов, а также порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих.

В ФПГ могут входить государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества; дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем); инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. В группе обязательно должны быть организации, производящие товары или услуги, а также банки или иные кредитные организации. А вот участие общественных и религиозных организаций недопустимо.

Участники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ. Участники ФПГ вправе перекрестно владеть акциями.

Наряду с официально зарегистрированными ФПГ существует немало неформальных объединений с относительно устойчивым сотрудничеством и взаимопроникновением промышленного и финансового капиталов. Их называют конгломератами. Причем члены конгломерата порой объединены даже более жесткими, чем участники ФПГ, личными, клиентскими, кредитными, акционерными, технологическими связями.

По инициативе государственных органов в жизнеобеспечивающих и экспортных отраслях были созданы вертикально интегрированные комплексы, которые не имели и не имеют официального статуса ФПГ. Считается, что создание таких комплексов помогло коммерциализировать данные отрасли без обвала производства продукции.

"Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" от 16 ноября 1992 г. была предусмотрена следующая схема реструктурирования отношений собственности: находящиеся в государственной собственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы должны были вноситься в уставной капитал учреждаемого материнского общества холдинга; взамен государство получало в собственность соответствующий пакет акций этого общества.

По данной схеме согласно нескольким указам Президента РФ (ноябрь 1992 г.) были сформированы холдинги "Газпром", "ЕЭС России", "Связьинвест", "Высокоскоростные магистрали", "Роснефть", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз". Указами Президента РФ и постановлениями правительства (июнь 1993 г.) государственный концерн "Норильский никель" был преобразован в РАО "Норильский никель", создан холдинг "Российская металлургия" (сентябрь, декабрь 1995 г.), закрепленные в федеральной собственности акции ряда акционерных обществ ядерно-топливного цикла были внесены в уставный капитал ОАО "ТВЭЛ" (февраль, июнь 1996 г.), государственное предприятие "Российская угольная компания" преобразовано в одноименный холдинг (февраль, июнь 1996 г.).

Что побуждало участников группы получать официальный статус ФПГ? Тем самым сильные предприятия хотели, во-первых, обеспечить акционерный контроль над предприятиями и банками, с которыми уже налажены эффективные хозяйственные связи, целесообразные и в перспективе; во-вторых, повысить имидж объединения в глазах инвесторов и зарубежных партнеров; в-третьих, развить контакты с федеральными и региональными органами власти.

Информация о работе Финансово-промышленные группы, сущность и преимущества