Делегирование полномочий. Личность в организации. Эталонные (типовые) стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие делегирования полномочий в организации: основные принципы и особенности. Личность в организации: понятие, структура, индивидуально-психологические свойства, психологические типы. Характеристики стратегий внедрения нового продукта и развития рынка.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Типология личности:

В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми.

Личностные параметры уже давно являются значительными и успешно действующими критериями при отборе и найме сотрудников. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается как центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.

По признаку концентрации внимания и получения энергии различают:

- экстравертов (концентрируют внимание  на внешнем мире, других людях  и происходящих событиях, направляют  свою энергию вовне и получают ее из внешних источников, через впечатления; лучший способ обучения для них практика и обсуждение; они разносторонне интересны, склонны говоритъ, потом обдумывать сказанное, общительны, инициативны)

- интровертов (получают энергию  из cвoeгo внутреннего мира, из своих переживаний; в качестве общения предпочитают письмо; в процессе общения склонны обдумывать и размышлять).

По способу сбора информации различают склонных к сенсорному (воспринимают поступающую информацию посредством зрения, слуха и других opгaнoв чувств; для них важным фактором является конкретность информации; при принятии решений они опираются на конкретные факты, доверяют своему опыту) и интуитивному получению информации работников (воспринимают информацию в виде целостной картины и концентрируются на связях между реальными фактами; хорошо видят новые возможности и разные подходы к проблемам; полагаются на творческое озарение).

По способу принятия решений различают работников мыслительного (принимают в расчет последствия совершения действий, стараются посмотреть на ситуацию со стороны и оценить ее) и чувствующего (концентрируют внимание на том, что представляется важным для них и других людей, пытаются представить себя на месте других людей) типа.

По признаку ориентации во внешнем мире выделяют людей решающего (склонны вести упорядоченный образ жизни: стремятся все держать под контролем) и воспринимающего (ведут гибкий и спонтанный образ жизни, стремятся испытать жизнь вместо того, чтобы ее контролировать, стремятся попробовать все новое) типа.

Для эффективного управления поведением менеджеры должны различать типы индивидуальности. Индивидуальность - набор определенных характерных черт, которые относительно устойчивы во времени.

Исследователями была разработана модель индивидуальности «большая пятерка», которая состоит из пяти основных характерных черт:

1. экстраверсия (положительные эмоции, общительность, теплота в отношениях) - показывает, насколько человек  способен испытывать положительные  эмоции. Экстраверты с большой вероятностью будут: испытывать удовлетворение от работы; положительно относиться как к организации, так и к занимаемой ими должности; проявлять общительность ко всем, кто связан с организацией (клиентами, поставщиками, партнерами);

2. нервозность (беспокойство, замкнутость, уязвимость) - противоположность экстраверсии. Свидетельствует, насколько люди склонны к конфликтам, постоянной раздражительности и недовольству. Они отрицательно относятся к организации, ко всем окружающим и всегда видят только негатив. Данной чертой обладает каждый человек, но только в большей или меньшей степени. Люди с невысоким показателем нервозности будут даже полезны организации благодаря своему критическому мышлению. Люди с высоким показателем всегда очень резки и слишком критичны, их нрав неустойчив, часто испытывает сильные отрицательные эмоции;

3. уживчивость (доверие, мягкость и  прямодушие) - показывает, насколько  легко человек может «сходиться»  с другими. Для тех, у кого данный  показатель высок, всегда характерны  теплые отношения со всеми окружающими. А у кого низкий показатель - более характерны постоянные ссоры и недовольство другими. Они чаще идут на конфликт, проявляют недоверие и грубость;

4. добросовестность (компетенция, порядок, трудолюбие и организованность) - характеризует, насколько человек тщательно, аккуратно, скрупулезно и настойчиво относится к своей работе. Высокий показатель говорит о хорошей дисциплинированности и организованности. Низкий, наоборот, свидетельствует о нестабильности, отсутствии самодисциплины;

5. открытость к познанию - насколько  человек оригинален в своих  суждениях. Чем выше показатель, тем больше у человека свежих  интересных идей, тем скорее он  готов пойти на риск. Люди с  низким показателем осторожны  и нерешительны. Для них более  свойственна рутинная и неинтересная работа, чем для людей с инновационным мышлением.

Указанная модель универсальна для людей всех возрастов, национальностей, обоих полов, религий. Для каждого индивида можно нарисовать, профиль модели «большая пятерка».

Таким образом, личность – это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

 

Вопрос 3. Типовые стратегии. Характеристики стратегий внедрения нового продукта и развития рынка.

Эталонные (типовые) стратегии – это те, которые отражают изменения состояния одного или нескольких элементов:

  1. продукт
  2. рынок
  3. отрасль
  4. положение организации в отрасли
  5. технология

1 группа стратегий: группа  сконцентрированного роста

Элементы: продукт и рынок

- стратегия развития рынка

- стратегия развития продукта

- стратегия усиления позиций на рынке

2 группа стратегий: стратегия  интегрированного роста

Расширение организации путем добавления новых структур или новых организаций

- стратегия обратной вертикальной интеграции – рост организации за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками

- стратегия вперед идущей интеграции – развитие организации за счет приобретения в собственность или усиления контроля между организацией и конечный потребителем

- стратегия горизонтальной интеграции – приобретение в собственность и контролем над конкурентами.

3 группа стратегий: стратегия  диверсифицированного роста

Элементы: все 5

- стратегия концентрации диверсификации (использовать дополнительные возможности производства новых товаров в той же отрасли

- стратегия горизонтальной диверсификации – поиск новых возможностей на существующем рынке за счет новой продукции требующий новой технологии

- стратегия конгломератной диверсификации – новые товары и новый рынок (макдак + строительство зданий)

4 группа стратегий: стратегия  сокращения

- сбора урожая (снятие сливок) – отказ от вложения для поддержания производства

- стратегия перегруппировки сил – если производитель производит не один, а несколько продуктов

- стратегия сокращения

- стратегия ликвидации

- стратегия совместного предприятия.

В литературе по стратегическому планированию, начиная с работ Портера, традиционно рассматриваются конкурентные стратегии. Как отмечал Портер, существует две основные конкурентные стратегии:

- снижения издержек;

- дифференциации.

Одна из них ориентирована на снижение цены, другая – на улучшение качества и увеличение потребительской ценности товара. К этим двум базовым стратегиям мы добавим как самостоятельные, стратегии внедрения нового товара и развития рынка. Все эти стратегии являются стратегиями роста. К ним также относятся стратегия дифференциации и интеграции.

Вывод нового продукта на рынок позволяет фирме утвердиться на конкретном сегменте, сохранить конкурентоспособность, расширить объем продаж. Для уменьшения риска потерпеть неудачу на рынке при выпуске нового продукта необходимо моделировать процесс принятия решения, обеспечивающего выбор оптимального варианта нового товара, стратегии и тактики его сбыта.

Стратегия внедрения нового товара связана с внедрением на рынок принципиально нового, обладающего существенно иными потребительскими качествами товара. Фактически здесь идет речь о первопроходцах, создающих новый рынок и отрасль. Существует множество примеров введения новых продуктов на рынок – копировальная техника, персональные компьютеры, видеокамеры и т.д.

 

Рис. Стратегия внедрения нового товара

 

Внедрение нового продукта сопряжено с рисками, и только в половине  всех случаев компании достигают успех. Однако статистика также показывает, что первопроходцы, если внедрение бывает успешным, в дальнейшем завоевывают большую долю на рынке. В среднем эта величина равна 29 %. Ранние последователи закрепляются на уровне 21 % рыночной доли, а те, кто приходит на этот рынок с некоторым запозданием, только 18 %. Таким образом, со стратегией внедрения нового товара связан достаточно большой риск, но и выигрыш в случае успеха тоже большой.

Основная проблема первопроходцев – защититься от копирования своих действий другими компаниями. Например, компания Apple создавала персональные компьютеры с ориентацией на использование их, прежде всего для развлечений, небольших расчетов и функций, ориентированных на отдельного человека. На этом этапе компания доминировала на рынке. Затем, когда рынок персональных компьютеров повернулся к использованию этих компьютеров в бизнесе, лидерство перехватила компания IBM. Последователи имеют значительные преимущества, связанные с меньшими затратами на исследования и проектирование. Требуется значительно меньше времени на внедрение, так как рынок уже адаптирован к новому продукт. В связи с этим последователи имеют больше возможностей для улучшения продукта.

Стратегия развития рынка нацелена на привлечение новых пользователей. Это может быть достигнуто путем расширения территории внедрения товара (стратегия географической экспансии) или привлечения новых групп потребителей в пределах уже освоенной территории (стратегия создания новых рынков). Еще один вариант этой стратегии – нахождение новых способов применения продукта или убеждение потребителя в покупке данного товара в больших объемах.

Стратегия развития рынка эта одна из стратегий роста, которая связана с продвижением товара на новые рынки. Новыми могут быть рынки в географическом смысле – новые территории,  а также в смысле охвата новых сегментов на существующих географических территориях.

Географическая экспансия связана с развитием товаропроводящей сети на других территориях. Существует множество путей охвата новых сегментов – развитие системы продвижения товара, совершенствование продукта, охват новых возрастных категорий и т.д.

 

Рис. Стратегия развития рынка

 

Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они «чужие», заняты другими фирмами. Здесь также имеется ряд альтернатив:

Новые сегменты: адресоваться к новым сегментам на том же региональном рынке. Например:

- предложить товар промышленного назначения потребительскому рынку:

- изменив позиционирование товара, продавать его другой группе покупателей;

- предложить товар в другом секторе промышленности.

Новые каналы сбыта: ввести товар в другую сеть, заметно отличающуюся от имеющихся. Например:

- сбывать напитки в местах работы (в конторах, на заводах);

- продавать предметы мебели сетям отелей, используя каналы нулевого уровня;

- в дополнение к имеющейся сбытовой сети создать сеть франшиз.

Территориальная экспансия: внедриться в другие регионы страны или в другие страны. Например:

- поставлять товары на другие рынки через местных агентов или торговые фирмы;

- создать сбытовую сеть из эксклюзивных дистрибьюторов;

- приобрести иностранную фирму, действующую в том же секторе.

Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта продукции и ноу-хау в области маркетинга.


Информация о работе Делегирование полномочий. Личность в организации. Эталонные (типовые) стратегии