Анализ внутренней и внешней среды организации. Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы – является изучение факторов внутренней и внешней среды организации и рассмотрение основных этапов развития менеджмента. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
определить основные факторы внутренней и внешней среды организации;
рассмотреть применение современных методов исследования факторов внутренней и внешней среды организациями;
выделить и рассмотреть основные этапы развития менеджмента.

Файлы: 1 файл

Реферат по теории организации.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат по теории организации 

 

Анализ внутренней и  внешней среды организации.

Этапы развития менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В менеджменте под средой организации  понимается наличие условий и  факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.

Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны.

Данная тема очень актуальна в наше время, поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, то наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Цель данной работы – является изучение факторов внутренней и внешней среды организации и рассмотрение основных этапов развития менеджмента. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. определить основные факторы внутренней и внешней среды организации;
  2. рассмотреть применение современных методов исследования факторов внутренней и внешней среды организациями;
  3. выделить и рассмотреть основные этапы развития менеджмента.

Объектом исследования данной работы является внутренняя и внешняя среда организации. Предметом исследования является система отношений организации, которая формируется при ее взаимодействии со средой. Ведь любая организация находится и функционирует в среде.

Анализ внешней среды включает отраслевой анализ, анализ факторов среды  и анализ ключевых внешних владельцев доли капитала в предприятии. Также, при написании работы были использованы приемы и методы из статистики, теории организации, менеджмента, которые используют ученые при изучении данной темы.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается главыне факторы внешней и внутренней среды организации. Во второй главе освещаются основные этапы развития менеджмента.

Данная тема весьма подробно изучена  во многих источниках литературы. Итак, в данной работе я попытаюсь проанализировать факторы внутренней и внешней среды организации и рассмотреть основные этапы развития менеджмента.

1. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Организация, как открытая система

Термин «организация» происходит от греческого слова «органон» (organon), что означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в единое целое; приведение в стройную систему [11].

Система - это  целесообразная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их частей, связей, отношений, функций, образующих единое целое [1].

Находясь во взаимозависимости, взаимосвязи  и взаимодействии, совместно функционируя, составляющие компоненты системы обеспечивают функционирование системы как целого.

При этом принципиально важным является не простое функционирование, а функционирование для получения интегрального или комплексного эффекта по достижению цели, ради чего собственно составляющие множества и организуются в систему, сохраняя себя при этом так же, как целостное образование (рис. 1) [6].

Слагаемые целого должны быть взаимосвязаны, а развитие целого зависит от наиболее слабой его части.

Залог дееспособности системы как  единого целого именно во взаимоувязке потенциалов частей его составляющих. Рамочные условия увязки - цель системы.

Затраты системы на содержание более  прочных звеньев ложатся бременем на совокупные затраты системы, снижая ее дееспособность.

Следовательно, дееспособность системы  зависит, прежде всего, степени ее организованности.

В широком смысле понятие «организация»  означает определенный порядок, а повышение организованности - упорядочение, которое может быть достигнуто при соблюдении трех необходимых условий [9]:

- если определены границы системы,  т.е. установлено, сколько и  каких образующих единиц она  включает;

- если определены переменные, которые  характеризуют единицы, образующие систему, и установлены допустимые отношения между их количественными значениями;

- если определен образ действий  каждой единицы и схемы их  взаимодействия.

 




 




 




 

 







 






 

Рис. 1. Организация как система

При этом каждая организация любой системы требует  такого подбора и сочетания элементов, который не только обеспечивал бы ее гармоничное функционирование и  развитие как единого целого, но и сочетаемость с более крупной системой, элементом которой она является.

Сами же элементы, действуя целесообразно, обладают относительно всей организации определенной функцией, которая характеризует роль, назначение того или иного элемента в осуществлении цели.

Организация представляет собой  открытую целостную систему. Многочисленными нитями она связана с внутренней и внешней средой, изменения которой оказывают на деятельность организации позитивное и негативное воздействия. Чем сложнее, масштабнее организация, тем больше предпринимателям и менеджерам приходится уделять внимания анализу окружающей среды и учету ее влияния на эффективность управления.

1.2. Внутренняя среда, ее факторы и характеристики

Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Внутренние переменные это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства это цели, структура, задачи, технология и люди.

1. Цели - конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого  стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо увеличения дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях: удовлетворение потребителя или пользователя услуг; условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;· публичная ответственность и имидж организации; техническая эффективность, высокий уровень производительности труда и т.д.

2. Структура организации это  логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных  областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее  эффективно достигать целей организации. Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда, закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Изменения в характере и содержании задач тесно связано с эволюцией специализации. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач очень углубленной и сложной.

4. Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы в искомые продукты и услуги. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован. В начале века появилось такое понятие как сборочные конвейерные линии.

5. Люди являются основой любой  организации. Без людей нет  организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда.

1.3. Внешняя среда, ее факторы и характеристики

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Руководителям всегда приходиться учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

Отсюда следует, что между факторами внешней среды существует некая взаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Также как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других.

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней  среды понимается число факторов, на которые организация обязана  реагировать, а также уровень  вариативности каждого фактора. Если брать во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда  также обладает подвижностью. Подвижность  среды – это скорость, с которой  происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, притом, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, в кондитерской и мебельной промышленности, производстве пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации. Этапы развития менеджмента