Секретарь в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и представляет по первому требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов. В небольшой организации (фирме) на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание. В крупных учреждениях секретарь есть в каждом структурном подразделении (отделе).

Файлы: 1 файл

курсовая по делопроизводству.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 СЕКРЕТАРЬ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ

Введение  

 

Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распорядительную деятельность. В то же время любой  руководитель нуждается в помощнике берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддерживать высокий авторитет руководителя, каковым и является секретарь.

Секретарь связывает  руководителя с внешним миром  и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и представляет по первому требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов. В небольшой организации (фирме) на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание. В крупных учреждениях секретарь есть в каждом структурном подразделении (отделе).

Слово "секретарь" происходит от французского средневекового слова "secretaire" и первоначально означало доверенное лицо (по французски secret — тайна). Хороший секретарь по существу остается таковым и сейчас. В России должность секретаря появляется в XVIII веке, сначала именно как должность личного секретаря императора, и в Толковом словаре В. Даль определяет: "статс-секретарь, доверенный письмовод государя". В первой четверти XVIII в. секретарь становится должностным лицом учреждения и в законодательных актах этого периода очерчены сфера его деятельности и служебные обязанности1. В настоящее время в словарях секретарь определяется как "лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством"2, а в словаре С.И.Ожегова - "работник, ведающий деловой перепиской, текущими делами отдельного лица или учреждения"3. Таким образом, в определениях на первый план выдвигается работа с документами. Кроме того, в них подчеркивается, что секретарь может обслуживать как отдельное лицо (руководителя), так и учреждение.

Секретарь нужен  в любой фирме и организации. Совсем недавно малопопулярная и  низкооплачиваемая профессия секретаря  стала ныне одной из самых престижных в России. На рынке труда она  имеет постоянный спрос, а высокая  заработная плата привела в секретари людей с высшим образованием из самых различных областей деятельности: учителей, переводчиков, инженеров и т.д. Все чаще встречаются среди секретарей и лица, имеющие среднее специальное образование. Выпускники школ сегодня охотно выбирают специальность секретаря.

Секретарь работает в сфере управления. Управленческий труд, как и вообще любая работа сегодня, зиждется на основах научной  организации труда, предполагающей такую рациональную постановку работы, при которой с наименьшими  физическими, временными и финансовыми затратами достигаются наилучшие результаты.

Это означает, что  нет такой работы, которая не должна быть правильно организована, и человек, выполняющий эту работу, должен быть обучен, КАК ее выполнять. Для этого  всякая работа должна быть разложена на свои составные части, вплоть до простейших операций. Каждую часть надо организовать наилучшим образом, так как в любой работе нет мелочей, все должно быть продумано. Из таких продуманных, правильно организованных операций и сложится полная цепочка научно организованной работы. КАК правильно выполнять ту или иную работу, записывают в нормативно-методических документах.

Секретарь есть в каждом учреждении. Но, как уже  указывалось, должность секретаря  имеет много градаций. В маленькой  организации (или фирме) секретарь-референт (секретарь) будет один. В более крупных организациях секретари могут быть у руководителя и его заместителей, в каждом структурном подразделении. Есть секретари коллегии, ученые секретари научных советов и т.д. У каждого секретаря всегда, исходя из объемов и специфики деятельности организации, требований руководителя и его доверия к секретарю, складывается свой круг обязанностей и прав, различные сочетания творческих, логических и технических видов работ. В то же время существует типовой набор управленческих операций по документному и бездокументному обслуживанию, который выполняют все секретари.

Обязанности, права  и виды работ, которые должен выполнять  конкретный секретарь, требования к  его профессиональным знаниям и  умениям закрепляются в его должностной инструкции.

При наличии  должностной инструкции на вакантную  секретарскую должность поступающий  на работу сразу узнает, что от него требуется, и соотносит свои возможности  с предъявляемыми требованиями.


Секретарь должен отличаться высоким уровнем самоорганизованности, т.к. именно на него падает организационное обслуживание руководителя, фирмы.

К важнейшим  качествам секретаря относится  пунктуальность. Особенно большое значение имеет своевременность представления  документов и информации для принятия решения, организации встреч, совещаний. Секретарь никогда ничего не забудет и своевременно проинформирует, напомнит, организует.

Работа секретаря  никогда не будет успешной, если он не будет предан своей фирме, организации. Преданность в работе -основное качество для идеальных отношений с руководителем.

Секретарь - первый, с кем встречается посетитель. Он - последний, кого видят, покидая  офис. Секретаря по праву можно  назвать лицом учреждения.

В заключении мне бы хотелось сказать о личных качествах секретаря и о его роли в работе с руководителем.

Важными факторами успеха работы личного  секретаря является умение вести  себя с людьми и способность создать  впечатление, повышающее авторитет  руководителя. Секретарь должен быть важным звеном в системе контактов своего руководителя, обеспечивая эффективную связь и своевременное принятие необходимых мер. Секретарь является личным представителем своего руководителя, и выполнение этой ключевой роли требует умения производить благоприятное впечатление на работников организации и представителей других фирм.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СЕКРЕТАРЬ

В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распорядительную деятельность. В то же время любой руководитель нуждается в секретаре-референте (секретаре-помощнике, секретаре), берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддерживать высокий авторитет руководителя.

Секретарь связывает  руководителя с внешним миром  и сотрудниками фирмы, организует прием  посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает  информацию и документы, оформляет  их, хранит и представляет по первому требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов. В небольшой организации (фирме) на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание. В крупных учреждениях секретарь есть в каждом структурном подразделении (отделе).

Слово "секретарь" происходит от французского средневекового слова "secretaire" и первоначально  означало доверенное лицо (по французски secret — тайна). Хороший секретарь  по существу остается таковым и сейчас. В России должность секретаря появляется в XVIII веке, сначала именно как должность личного секретаря императора, и в Толковом словаре В. Даль определяет: "статс-секретарь, доверенный письмовод государя". В первой четверти XVIII в. секретарь становится должностным лицом учреждения и в законодательных актах этого периода очерчены сфера его деятельности и служебные обязанности1. В настоящее время в словарях секретарь определяется как "лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством"2, а в словаре С.И.Ожегова - "работник, ведающий деловой перепиской, текущими делами отдельного лица или учреждения"3. Таким образом, в определениях на первый план выдвигается работа с документами. Кроме того, в них подчеркивается, что секретарь может обслуживать как отдельное лицо (руководителя), так и учреждение.

Секретарь нужен  в любой фирме и организации. Совсем недавно малопопулярная и  низкооплачиваемая профессия секретаря  стала ныне одной из самых престижных в России. На рынке труда она имеет постоянный спрос, а высокая заработная плата привела в секретари людей с высшим образованием из самых различных областей деятельности: учителей, переводчиков, инженеров и т.д. Все чаще встречаются среди секретарей и лица, имеющие среднее специальное образование. Выпускники школ сегодня охотно выбирают специальность секретаря.


1.1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К СЕКРЕТАРЮ

 

Работа секретаря  многопрофильна, она требует не только достаточно высокой общей культуры и образованности, но и специальных знаний и навыков.

Секретарь-референт должен знать:

Правовые основы управления:

  • административное, трудовое и хозяйственное право;
  • законодательно-нормативные акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает.

Основы управления:

  • систему органов власти и управления в стране и в своем регионе;
  • принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций;
  • отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;
  • функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи по вертикали и горизонтали.

Основы менеджмента.

  • Основы научной организации управленческого труда:
  • нормативно-методические документы по информационно-документационному обеспечению управленческой деятельности;
  • нормативы времени на отдельные виды выполняемых работ.
  • Вычислительную и организационную технику. Основы общей социальной психологии. Основы этики и эстетики. Делопроизводство:
  • методы создания и оформления документов;
  • организацию работы с документами;
  • Архивное дело.
  • На основе этих знаний секретарь должен уметь:
  • Обеспечить эффективную работу руководителя (фирмы): У   оказать помощь в планировании рабочего дня;
  • организовать рабочее место руководителя;
  • вести сроковый контроль за поручениями руководства;
  • организовать командировку.
  • Вести информационное обслуживание руководителя (фирмы):
  • документное; бездокументное;
  • уметь работать с периодикой (подготавливать обзоры печати).
  • Организовать прием посетителей.
  • Устанавливать контакты.
  • Организовать и обеспечить работу совещания.
  • Составлять и осрормлять документы, в том числе с помощью ПЭВМ.
  • Использовать ПЭВМ, уметь пользоваться базами данных, в т.ч. удаленными (с использованием Internet).
  • Оперативно размножать документы.
  • Обеспечивать быструю передачу информации с помощью средств связи (в т. ч. факс, электронная почта).
  • Вести работу с документами: прием, отправка, первичная обработка документов, распределение, регистрация, контроль, информационно-справочная работа по документам, текущее хранение, уничтожение.
  • Вести архив.

Работа секретаря отличается быстро меняющейся ситуацией, разнообразием выполняемых задач и потребностью их оперативного решения, необходимостью часто вести параллельно несколько видов работ, многообразием контактов.

Поэтому при  приеме на работу секретарю (секретарю-референту) предъявляется ряд требований, которые можно разделить на требования к деловым и личным качествам. 

К деловым качествам  прежде всего относятся профессиональные навыки, т.е. секретарь должен иметь  специальное образование, быть профессионально  подготовлен.

Секретарь должен отличаться высоким уровнем самоорганизованности, т.к. именно на него падает организационное  обслуживание руководителя, фирмы. Он обязан обеспечить своевременность  подготовки совещания, приема, оформления документа и т.д.

Не менее  важно такое качество секретаря, как ответственность за качественное и своевременное выполнение поставленных задач. Руководитель должен быть уверен, что данное секретарю поручение будет обязательно выполнено наилучшим образом и в срок.

Секретарь должен отличаться инициативностью, умением принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции, не дожидаясь указаний руководителя по каждому поводу.

При подборе  секретаря на одно из первых мест выдвигается  требование сохранения служебной тайны. Умение проявить дипломатичность в разговорах по телефону и личных контактах, тактично уйти от беседы, которая может нанести ущерб делу фирмы, всегда ценится в сотруднике.

К важнейшим  качествам секретаря относится  пунктуальность. Особенно большое значение имеет своевременность представления документов и информации для принятия решения, организации встреч, совещаний. Секретарь никогда ничего не забудет и своевременно проинформирует, напомнит, организует.

Секретарь должен обладать умением предвидеть напряженные  ситуации и уметь детально спланировать работу в этот момент.

Работа секретаря  никогда не будет успешной, если он не будет предан своей фирме, организации. Преданность в работе -основное качество для идеальных отношений с  руководителем.

Для выработки  деловых качеств, необходимых в работе секретаря, требуется ряд личных качеств, без которых нельзя стать профессионалом. Из них на первое место следует поставить умение адаптироваться, т.е. быстро переключаться с одного вида работы на другой и способность одновременно выполнять несколько поручений. Медлительному работнику сложно справиться с многообразными обязанностями секретаря.

Не менее  важная черта характера-коммуникабельность, т.е. способность легко устанавливать  контакты, связи. Замкнутому, малообщительному человеку трудно работать секретарем, учитывая необходимость общения с большой группой людей.

К личным качествам, необходимым секретарю, относится  любезность, вежливость, доброжелательность. Они всегда проявляются не только при личных контактах, но и при  ведении телефонных переговоров. Именно эти качества создают атмосферу в приемной руководителя, в офисе и помогают в получении поддержки.

Секретарь - первый, с кем встречается посетитель. Он - последний, кого видят, покидая  офис. Секретаря по праву можно  назвать лицом учреждения.

Внешний вид  секретаря должен всегда соответствовать  деловой обстановке.

К личным качествам  секретаря следует отнести и  его стремление к постоянному  совершенствованию. Одно из обязательных условий успешной работы секретаря - это постоянное пополнение как общих, так и профессиональных знаний.

Деловые и личные качества работника, поступающего на должность  секретаря, могут быть проверены  тестированием.

 

 

 

 

1.2. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ  СЕКРЕТАРЯ

 

Должностная инструкция - главный организационно-правовой документ, регламентирующий деятельность секретаря, определяющий его права, положения в организации, характер работы. Секретарь опирается на этот документ в своих взаимоотношениях с сотрудниками.

Секретарь есть в каждом учреждении. Но, как уже  указывалось, должность секретаря имеет много градаций. В маленькой организации (или фирме) секретарь-референт (секретарь) будет один. В более крупных организациях секретари могут быть у руководителя и его заместителей, в каждом структурном подразделении. Есть секретари коллегии, ученые секретари научных советов и т.д. У каждого секретаря всегда, исходя из объемов и специфики деятельности организации, требований руководителя и его доверия к секретарю, складывается свой круг обязанностей и прав, различные сочетания творческих, логических и технических видов работ. В то же время существует типовой набор управленческих операций по документному и бездокументному обслуживанию, который выполняют все секретари.

Обязанности, права  и виды работ, которые должен выполнять  конкретный секретарь, требования к его профессиональным знаниям и умениям закрепляются в его должностной инструкции.

При наличии  должностной инструкции на вакантную  секретарскую должность поступающий  на работу сразу узнает, что от него требуется, и соотносит свои возможности с предъявляемыми требованиями.

Если у работающего  секретаря должностной инструкции еще нет, ее надо составить, чтобы  очертить круг обязанностей и не быть "на подхвате" всех видов работ, обеспечить права, установить взаимоотношения, взаимозаменяемость с другими работниками в случае отсутствия или в связи с временной перегрузкой.

Должностная инструкция - документ длительного пользования  и применяется до замены новой  должностной инструкцией. Поэтому  к ее составлению следует отнестись  с большой ответственностью. Что в должностной инструкции записано, то и спросится. Какие права в ней даны, те вы и имеете.

Приступая к  составлению должностной инструкции, нужно прежде всего использовать новый "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". Он разработан Институтом труда и утверждён постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. (№ 37). Справочник является нормативным документом и следует сразу подчеркнуть, что новые квалификационные характеристики рекомендованы для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Назначение  справочника сформулировано достаточно чётко: "Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений".

В справочнике  в отличие от предыдущего "Сборника тарифно-квалификационных характеристик  по общеотраслевым должностям служащих" есть одно очень важное изменение - в нём не указываются разряды оплаты труда по единой тарифной сетке, а в разделе "Общие положения" записано, что "Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др."

Таким образом  оплата труда секретаря зависит  прежде всего от его знаний, умений, качества работы, ответственности. Это  существенное изменение, которое позволяет  руководителю оценивать труд работника  по конкретным результатам.

Из квалификационных характеристик можно полностью  использовать разделы: "Должностные  обязанности" и "Должен знать".

Информация о работе Секретарь в системе управления