Российское делопроизводство в XIX - начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в учреждениях и на предприятиях делопроизводство. Порой руководителями служб делопроизводства становятся люди слабо подготовленные, от чего страдают все работники учреждений. Часто секретарей-референтов обучают на краткосрочных курсах, по различным учебникам, с использованием устаревших нормативных документов и разным их толкованием, что, конечно, не способствует повышению уровня делопроизводства.

Файлы: 1 файл

ДОУ 2013.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

С течением времени (примерно к середине XIX в.) усложнилась регистрация  документов - документ регистрировался  на всех этапах своего движения. О масштабах явления дает представление опубликованное в 1858 г. «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России». Согласно этому руководству в земском суде в процессе исполнения документ проходил 26 операций, в губернском правлении - 54, в департаменте министерства - 34, в совете министров - 4567. В XIX в. сохранилась журнальная форма регистрации. В каждом структурном подразделении регистрировались все входящие и исходящие документы.

Поскольку всякое решение  предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг».

Согласно «Общему учреждению министерств» весь процесс делопроизводства делился на следующие этапы:

- порядок вступления  дел;

- движение (производство) дел;

- отправление дел;

- ревизия;

- отчеты.

Для регистрации входящих документов в канцелярии министра и  департаментах существовали общие и частные журналы. В общий журнал вносились все поступившие документы. В частном журнале канцелярии министра отмечались те документы, которые исполнялись в самой канцелярии. Частные журналы велись в отделениях для регистрации документов, поступавших на исполнение из департамента. В канцелярии министра и департаментах существовало по два журнала для регистрации исходящих документов. Они также назывались общим и частным, но распределение функций между ними было иное: в общий журнал вносилось краткое содержание документа, а в частный документы (точнее, их оттиски, поскольку сами документы после записи в общий журнал отсылались адресатам) переписывались дословно.

Журнал как форма  фиксации обсуждения и решения обычен для XIX в. В журнале ход заседания фиксировался более кратко, чем в протоколе. В нем излагался обсуждаемый вопрос, фиксировались мнения большинства и меньшинства, а также особые мнения и указывалось, какое мнение было утверждено в качестве решения. Журналы разных учреждений различаются по степени подробности фиксации обсуждения. Наиболее подробны журналы Государственного Совета, менее - журналы Комитета министров.

В 70-е годы XIX в. появилась  такая форма фиксации хода заседаний, как стенографические отчеты, в частности  для фиксации заседания Особого присутствия Правительствующего Сената по делам о государственных преступлениях. Эта форма получила распространение в начале XX в., а стенографические отчеты заседаний Государственной думы синхронно публиковались.

Документы, создававшиеся  в процессе "производства дела" можно разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе - "исполнительные бумаги".

Поскольку еще в последней  четверти XVIII в. сложилась "иерархия властей и мест", определившая систему "сношений" учреждений различных  типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как "вписаться" в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали:

- от императора: указы,  повеления;

- от Государственного  совета: высочайше утвержденные  мнения;

- от Сената - сенатские  указы;

- от Комитета министров  - выписки из журналов заседаний.

Министры в вышестоящие  инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления. Таким образом, система министерского делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце XVIII в. систему документирования местных учреждений.

Самостоятельную стадию "производства дела" составляла "отправка дел", включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью.

Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным местам и лицам, существовали отдельные журналы. Особенность последних состояла в том, что они предусматривали запись сведений (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. По существу эти сведения использовались для контроля исполнения документов, поскольку дело не считалось завершенным, пока не было получено рапорта об исполнении или о невозможности исполнить решение по каким-либо причинам.

Ревизия дел - проверка ведения дел - по "Общему учреждению министерств" составляла самостоятельный участок делопроизводства. Ревизия дел являлась функцией начальников отделений, директоров департаментов; в губерниях - начальников присутственных мест и самого губернатора. Начальники отделений проверяли исполнение документов по столам и сообщали сведения директору департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку исполненных и неисполненных документов по регистрационным журналам и настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На основе этих ведомостей в конце каждого года в канцелярии составлялась общая ведомость по всем департаментам и канцелярии министерства. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел ("не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности" - ПСЗ II. Т. 11, отд. 2.9757).

Последняя стадия "производства дел" по "Общему учреждению министерств" - отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в "видах и предположениях". Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах - отчетами о деятельности, последние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству.

 Появление телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки -телеграммы, которые очень быстро сделались массовыми документами; изобретение телефона привело к появлению телефонограмм - письменной записи переданного по телефону сообщения.

Во второй половине 19 века новые структуры управления (банки, тресты, синдикаты, специальные органы надзора, комитеты, комиссии, советы) потребовали привлечение на государственную службу большого числа чиновников, в том числе секретарей.

В 1868 году в Харькове были созданы специальные курсы подготовки секретарей.

Выходили специальные  журналы 1884 год "Вестник контор и  канцелярий", "Бюллетень конторщика" и другие.

 Большое место в организации секретарской службы на протяжении многих лет занимали вопросы служебного этикета, взаимоотношения с начальником, искусство овладения хорошими манерами. Наука изучать характеры и приспосабливаться к ним давалась не каждому. Тональность отношений, стиль работы и стиль жизни определялся условиями, создаваемыми в каждом конкретном учреждении, размерами жалованья и самим духом времени.

Обычно секретари носили форму, соответствующую званию, подавая  в отставку, увольнялись с мундиром и пенсионом. Впервые служебный  этикет форменной одежды нарушил  М.М. Сперанский, явившись на прием к  генерал-прокурору во французском кафтане и завитках.

ИТОГ: Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система министерского делопроизводства, особенно в начальный период своего становления, к концу XIX в. жизнь требовала более гибких форм делопроизводства и его ускорения. Для быстро меняющихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой, несмотря на то, что в последней трети XIX в. сначала в делопроизводстве военного ведомства, а затем и в гражданских министерствах и учреждениях начинают использоваться пишущие машинки. Их появление стало поистине революционным шагом в документировании деятельности учреждений. Оно ускорило все письменные работы канцелярии, позволило одновременно изготавливать несколько копий документов, существенно сократив объем рукописных работ. Более того, машинописный текст приобрел более компактную форму, за счет чего сократился объем документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рационализация делопроизводства в учреждениях России в XIX - начале XX вв.

 

2.1 Понятие, критерии и организация  рационального делопроизводства

 

Главное правило документооборота - оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда. Чтобы  рационализировать документооборот, необходимо четко регламентировать маршруты движения документов, утвердить согласованные правила для всех принятых делопроизводственных процедур, создать благоприятные организационно-технические условия для производительной работы сотрудников службы делопроизводства.

Критерии рациональности организации  работы с документами:

-  максимальное сокращение инстанций прохождения документов;

- наличие общепринятых  в организации правил осуществления  основных делопроизводственных  процедур и "технологических  шагов";

- уменьшение времени  на выполнение делопроизводственных  процедур и "технологических  шагов";

- исключение или максимальное  ограничение возвратных движений  документов (в процессе подготовки, регистрации, согласования);

- уменьшение численности  сотрудников, занятых в службе делопроизводства.

Настройка на организационно-управленческую структуру.

Общая схема организации  работы с документами должна настраиваться  на особенности конкретного предприятия, учитывать его организационно-управленческую структуру.

Информационные потоки должны соответствовать организационной структуре, формам и методам управления, принятым в компании.

Прежде всего, принимается решение  о создании центров ответственности  за работу с документами (об их названии, статусе, кадровом составе, техническом оснащении). Определяется наиболее целесообразная организационная форма работы с документами.

Централизованная форма  предполагает концентрацию всех делопроизводственных процедур в одной специализированной службе. Используется в условиях линейно-функциональной организационной структуры.

Децентрализованная (дифференцированная) форма предусматривает создание в каждом производственном подразделении  своей собственной группы документационного  обслуживания. Может использоваться при дивизиональном типе структуры.

Дивизиональная структура - структура управления предприятия, в которой четко разделено  управление отдельными продуктами и  отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с  дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.  Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.  

Простое добавление в  структуру предприятия еще одного уровня иерархии приведет в таких условиях тому, что первое лицо предприятия будет уже не в состоянии принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности.  

Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев:

- по выпускаемой продукции  (изделиям или услугам) - Мультидивизионная  организация; 

- по ориентации на  определенные группы потребителей - потребительская специализация;

    - по обслуживаемым территориям - региональная специализация.

- по нескольким рынкам  или крупным группам потребителей - Рыночная структура управления

- по видам продукции  и регионами, в которых ее  продают - Глобальная продуктовая  структура 

- по регионам и видам  продукции - Глобальная региональная  структура  

Преимущества дивизионной структуры:

- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства;

     - более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

Отмечаемые недостатки

Причины недостатков

Пути устранения недостатков

Несовпадение, а часто  и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации

Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система  мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия

Усиление высшего руководства.

Использование процессного  подхода.

Внедрение системы бюджетирования и мотивации.

Большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством  подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством предприятия

Недостаточное делегирование  полномочий нижестоящим уровням. Высшие руководители и не должен принимать  решения по вопросам, непосредственно  касающихся лиц, выпускающих продукцию.

 

Разобщенность штабных  структур отделений от штабов предприятия

Слабая координация

Усиление высшего руководства.

Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических  структур недостатки - волокита, перегруженность  управленцев, плохое взаимодействие при  решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.

Отсутствие документированных  горизонтальных связей

Введение процессного  подхода, налаживание горизонтальных связей

Дублирование функций  на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры

Слабая координация

Четкое разграничение  функций.

Верхние этажи должны заниматься стратегическими задачами предприятия в целом, нижние –по своим направлениям. Но определенное дублирование неизбежно.

Оторванность центрального аппарата от конкретных сфер деятельности организации, а следовательно, риск злоупотреблений, рост численности управленческого персонала

Недостатки внедрения  систем бюджетирования, отсутствие автоматизированной системы управления или ее неэффективность.

Внедрение систем бюджетирования и автоматизированного управления

Информация о работе Российское делопроизводство в XIX - начале XX вв