Появление архивов в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

1. Появление архивов в  Древнерусском государстве

 

Зарождению архивного  дела на Руси способствовало появление  письменности. Письменность у восточных  славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные  при археологических раскопках  предметы быта, на которых имеются  надписи кириллицей.

 

Различные документы выполняли  определенную роль: дипломатические  акты - во внешних сношениях с  другими государствами, административные акты - в управлении русскими землями, договоры между князьями - в сотрудничестве, совместных военных действиях против врагов, жалованные грамоты на земельные  наделы или привилегии закрепляли собственность  на землю или право на княжение, сбор оброков и т.д., уведомительные грамоты давались лицам, выезжавшим в другие государства (дипломатам, купцам). Письменность была распространена не только среди лиц правящего класса, но и среди других слоев населения. Об этом свидетельствуют найденные  в Новгороде и других древнерусских  городах берестяные грамоты XI-XII вв., авторами которых были купцы, ремесленники, горожане, крестьяне.

 

Войны и нашествия, восстания, революции, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство привели к гибели значительных комплексов документов. Восточнославянское государство - Киевская Русь - распалось, и на его месте образовались самостоятельные  русские княжества и земли. В  дальнейшем их объединение было связано  с возникновением нового государственного образования - Московского великого княжества (царства), названого затем  Россия и разросшегося впоследствии до огромной империи.

 

Древнерусское государство (IX - начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь  киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани. В то же время все эти  государства можно условно разделить  на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая  монархия.

 

В юго-западной Руси власть князя  опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление  характеризуется как раннефеодальная  монархия.

 

На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (самовластие). Эта система взаимоотношений  была основана на принципе господин - слуга, а следовательно, и характер отношений  был иным: слово князя было законом.

 

На северо-западе Руси сложилась  феодальная республика: «боярская» или  «аристократическая» (Новгород, позже - Псков), когда все главные должностные  лица избирались на вече (посадник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который занимался только военными вопросами).

 

В Киевской Руси сосредоточением  правительственной деятельности князя  был княжий двор, именно там, в так  называемой государственной канцелярии - Казне - отлагались документы о  различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской  власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и  административные функции, и в процессе их деятельности также возникали  документы, которые затем хранились  в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а следовательно, оберегателей его  ценностей. С принятием Русью  христианства (988 год) важную роль в  жизни общества и государства  стала играть церковь. В церквях  и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной  культовой утварью хранились  книги, грамоты князей на пожалование (дарение) церквям и монастырям угодий и привилегий.

 

Древнейшим сохранившимся  до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского  князя Мстислава Владимировича  новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).

 

В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно  ценились, стоили очень дорого, так  как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная  литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.

 

В XI в. появляются первые исторические сочинения - летописи. Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве  имелось большое собрание книг, которые  передал туда Ярослав Мудрый. В  Новгородском Софийском соборе так  же хранилось много книг и различных  документов. Хранились книги и  документы вместе с церковной  утварью в ризницах, которые позднее  стали называться книгохранилищами.

 

Летописцы в процессе работы привлекали народные предания, воспоминания очевидцев, документы великокняжеского архива, церквей, монастырей.

 

К сожалению, до наших дней сохранилось чуть более 130 рукописных документов IX-XII вв.

Архивы княжеств в период феодальной раздробленности

 

Переход к феодальной раздробленности  предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII-XIII вв. возникают  летописные традиции в Ростово-Суздальской  земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде.

 

Феодальные княжества  и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Документы хранились в княжеских  сокровищницах вместе с казной и  библиотекой. Множество документов хранилось в ризницах монастырей вместе с ценной церковной утварью; их собрания пополняли дарения князей и бояр. Архивы городских общин  хранились, как правило, в храмах святых - покровителей данного города. Некоторые светские феодалы также  имели значительные собрания рукописей  и книг.

 

Во время междоусобных войн феодалы старались захватить  сокровищницу противника, завладеть  не только имуществом (оружием, платьем, украшениями, тканями), но и документами  и книгами, которые имели информативную  и материальную ценность - писались на дорогостоящем пергаменте. Борьба между княжествами приводила  к заключению договоров, которые  фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.

 

Расширялись связи с другими  государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали  договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические  соглашения, особенно после отражения  немецко-шведской агрессии в XIII в.

 

Документы в рассматриваемый  период начинали играть все более  важную роль в политической, экономической  жизни княжеств, в придании юридической  силы различным соглашениям между  князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись  документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатиевская летопись, содержащая перечневую роспись рукописей  и книг.

 

Большое количество ценнейших  документов отложилось в церквях  и монастырях, которые являлись крупными земельными феодалами. В XII-XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов («на помин души» или при  поступлении в монахи). Вклады оформлялись  духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов. Церковь, помимо собственных  конфессиональных, обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с  особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки  между близкими родственниками и  т.д.). В процессе производства таких  дел создавались многочисленные документы.

 

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились  рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась  по заказу на основе заключенного договора - «ряда».

 

Делопроизводство вели под  руководством высшего духовенства  низшие церковнослужители - «диаки». В  целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы  документов. Церковных «диаков» стали  привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки  княжьи, городские, вечевые.

 

Документы церкви хранились  при главе русской православной церкви - митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских  казнах), монастырские документы - в  церквях монастырей.

 

Московский великокняжеский  архив. Архивные документы сыграли  важную роль в борьбе Московского  княжества за создание Русского централизованного  государства. Некоторые феодалы  сопротивлялись объединению, другие сами претендовали на роль объединителей. Для  того чтобы принудить феодалов отказаться от владений и привилегий в пользу Москвы, необходимо было также изъять договорные акты и другие материалы, в которых были зафиксированы  их права. После присоединения удельных княжеств в Москву перевозились их архивы. Но иногда документы попадали сюда мирным путем. Например, с 1456 г. в  Москве находилась часть архива Рязанского княжества, которая попала сюда с  сыном князя Ивана Федоровича, отправленного по завещанию князя  на воспитание в Москву. Впоследствии Иван III использовал эти материалы  для притязании па часть территории Рязанского княжества.

 

Концентрация документов присоединенных земель в Москве имела  большое значение наряду с другими  мерами по государственной централизации, укреплению аппарата власти, ликвидации феодальной раздробленности.

 

Документы требовались постоянно. Поэтому с них снимали копии  по особому подбору, соответствующему определенным целям, и составляли из них целые сборники (позднее эти  сборники получали название «копийные  книги»).

 

Иван III использовал архивные документы в политических целях: при присоединении Новгорода (1478) и Твери (1485), которые находились в тайных сношениях с польским королем Казимиром IV. В Москве были составлены сборники из копий документов, в которых содержались сведения о прежних договорных обязательствах этих феодальных земель. Неопровержимым доказательством измены новгородцев  явился список договора Казимира IV с  Новгородом, захваченный в обозе  новгородских войск на реке Шелони в 1471 г.

 

Значительное количество документов возникало в результате деятельности государственного аппарата Московского княжества. Наиболее важные из материалов отлагались в великокняжеской  казне. Это договорные (докончальные) грамоты, жалованные грамоты, поручные записи (т.е. поручительства ряда лиц  за определенное лицо), духовные грамоты (завещания) великих князей, часто  выполненные в нескольких вариантах, и другие материалы. Представляет интерес  вторая духовная грамота Дмитрия  Донского 1389 г. Если его предшественники (Иван Калита, Семен Гордый и др.) в своих завещаниях просто определяли, что дать вдове на «жительство», то Дмитрий Донской поступил иначе. Он поручил вдове опекать детей, завещая им, чтобы они слушались  своей матери «во всем», а то не будет «на вас моего благословения». Но в этом завещании Донской предстает  перед нами не только как заботливый отец и муж, но и как мудрый государственный  деятель. Детям, по его завещанию, следовало  жить «как один», возможные усобицы  между ними должна была предотвращать  также его вдова.

 

Документы Московского княжества  и присоединенных земель хранились  в казне. Здесь же облекались в  письменную форму указы великих  князей, составлялись грамоты, велась текущая переписка. На Казенном дворе  проходили переговоры с иностранными послами, и казначеи, как правило, участвовали в них. Поэтому московские дипломаты всегда могли прибегнуть к помощи документов.

 

С конца XV в. письменные материалы  выносятся из казны. В это же время  начинают создаваться органы центрального управления - приказы. Некоторые материалы  из великокняжеской казны были переданы этим учреждениям, но основная масса  документов вошла в состав Государственного архива России XVI в.

 

Государев (царский) архив  С к 90-х XV в (сразу после свержения  татаро-монгольского ига) начинается отделение  д-в от казны и формирование Государева архива, а в XVI-формирование первоначальной сети архивов Моск Руси. Во главе  архивов находился Государев (царский) архив-гл гос архив Р. В основе архива были д-ты Моск великокняжеского архива XIV-XV вв. Во главе его находился  Государь, царь и великий князь  Иван 4. В нем служили думные дьяки. Архив пополнялся за счет личной канцелярии царя, делопр-ва боярской думы и приказов, прежде всего Посольского. Московские и удельные, ставшие историческими, документы сочетались с выделенными  в архив док-ми текущего делопр-ва, поэтому Государев архив был  одновременно и истор-м, и ведомственным. Он функционировал как самост-ое учрежд при Государе вне Казенного двора  и приказов. Все д-ты были перенумерованы и описаны либо подокументно, либо по обощающим признакам. Кол-во и  состояние их в описи указывались  выборочно. Дела распологались по тематике и виду, как, например, грамоты, книги. В завис-ти от их значимости они помещались в спец мешочки, а затем уже  в ящики, лари, коробки. Всего значилось 233 ящика, ларя, коробок с д-ми, различавшихся  по размерам, материалу, цвету. Нумерация  была сквозной. Архив использовался  в практических целях. Д-ты выдавались в приказы во временное пользование  для текущего делопроизводства. Широко они использовались во взаимоотношениях с Ливонией и др госуд-м, в летописании, внутриполитических делах. Государев  царский архив являлся первым архивом, комплектование, хранение, описание, использование дел которого имели общегос значение. В к XVI в, после Ив4, большинство дел архива было передано в Посольский приказ. Потом произошло дальнейшее его распыление. Сохранившиеся более половины его дел сначала в составе архиа Посольск приказа вошли в состав Моск архива МИД, много позже в составе МАМИД в РГАДА, где нах-ся и сегодня.

 

Архивы Р в XVI-XVII вв. Создание в XVI в сис-мы приказов - учреждений, ведавших отраслями гос управления или отдельными регионами Р, - привело  к форир-ю сети центральных, приказных  архивов. В приказном делопроизводстве и архивохранении выделяются следующие  разновидности док-в: столп, сисок-подлинный  д-т, текст которого полностью умещается  на одном листе и не требует  продолжения на др. столбец-склейка  из ряда столпов, продолжающих по содержанию друг друга, ширина 15-17 см, длина до конца  документа (Соборн Уложение 1649 г. - 309 м), на лицевой стоне-текст д-та, на оборотной-рукоприкладство  всех помянутых в д-те лиц, относящихся  к д-ту пометы и надписи, скрепы составов столбца; тетрадь-несколько столпов, сшитых в единый корешок; книга-несколько  тетрадей; грамота-особо важный правительсьтвеннный  или частный док-т преимущественно  на одном листе. первоначально архивные дела хранились в приказах вместе с текущим делопр-вом, затем перешли  к отдельному храненю. после пожара 1626 приказные архивы располагались  в спец. Оборудованных помещениях в здании приказов в Кремле. Документы  поступали из приказов в единное  хранилище и размещались в  сундуках, ящиках, коробках, шкафах по отдельным приказам. отдельно хранили  док-ты руководящего и справочного  характера общеприказного значения. на особо ценные заводилсь копейные книги. оригиналы хранились в  архиве, копии исп. в текущей работе. на арх. дела составлялись описи. в них  указывались место хранения док-та, его род, содержание, в ряде случаев  помещались его аннотация, дата, физическое состояние. НСА был приставлен азбуками, по алфавиту, главами-внутренними описями  дел. Наиболее ценные док-ты хранились  в арх пометного, разрядного и  посольского приказов. Они отражали имущественно-хоз, служебные дела Рос-го феод общ-ва, а также внешнее сношение Р.В архиве посольского приказа  складывались дела, связанные с жизнедеятельностью государева двора, государевы родословцы и титулярники. На местах арх вели земские дьяки. В уездных губных избах откладывались судебные дела. В земских избах сохранялись  дела, связанные с местым упр-ем. Документы находились в ларях, на них заводились описи. Наиболее ценными  были разметные книги, отражавшие хозяйственное  развитие мест, и уставные грамоты  наместников и волостелей. В XVI-XVII в особо выделяются архивы церквей  и монастырей. В них хранились  преимущественно хозяйственные  док-ты определявшие, прежде всего, земельные  владения церкви. Другой разновидностью были документы религиозного содержания. Светские феодалы использовали. церковно-монастырские хранилища для хранения своих  особо ценных, служилых и хозяйственных  д-в. Док-ты описывались, систематизировались  по рукописям, разновидностям, содержанию, времени происхождения. На них составлялись копийные книги. Древнейшими описью архива и копийными книгами являются опись и копийные книги Кирило-Белозерского монастыря XV века. Большой массив д-в 16-17в. дошел в сос-ве архива Троице-Сергиевой  лавры. Развитие архивов способствовало развитию архивной техники. Хранение осуществлялось дьяками и подьячими:

Информация о работе Появление архивов в Древнерусском государстве