Порядок регистрации, контроля и ревизии в системе министерского делопроизводства второй половины xix века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......
3
Порядок регистрации документов…….....................................................….
7
Ревизия дел……………………………….......................................................
9
Контроль в системе министерского делопроизводства............................
11
Заключение…………………………………………………………………………..
13
Список использованных источников и литературы ……………………………..
18

Файлы: 1 файл

организация ДП в центральных учреждениях России 19 века тит лист контрольная работа №2.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Филиал

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждении

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

в г. Великий Новгород

(Филиал РГГУ в г.  Великий Новгород)

 

 

 

 

Специальность 032001

«Документоведение и  ДОУ» без специализация


 

 

 

НИКОЛАЕВА ЖАННА НИКОЛАЕВНА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, КОНТРОЛЯ И РЕВИЗИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСКОГО  ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

по дисциплине «Организация делопроизводства в центральных учреждениях России XIX века»

студентки 5-го курса заочного отделения группы 088с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород 2013

 

 

    • СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение…………………………………………………………………………......

3

  1. Порядок регистрации документов…….....................................................….

7

  1. Ревизия дел……………………………….......................................................

9

  1. Контроль в системе министерского делопроизводства............................

11

Заключение…………………………………………………………………………..

13

Список использованных источников и литературы ……………………………..

18

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • ВВЕДЕНИЕ 

 

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула  главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Учреждение российских министерств в начале XIX века стало серьезным этапом эволюции российской государственности.

Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях  конца XVIII в. президенты имели более  широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».1

Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г, были: министерство военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника). Одновременно с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет министров - высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Несколько позже - 1 января 1810г. создан Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение. Одновременно с этим проведена реформа Сената, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.

Окончательно единоличное  министерское начало победило лишь с  изданием 28 января 1811г. «Общего учреждения министерств» - законодательного акта, определившего всю систему министерского  устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств, и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними.2

Министры назначались  самим императором и были ответственны только перед ним. Принцип единоначалия положен в основу всей организации министерств: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, столоначальники - начальникам отделений. Совет министра состоял из руководителей основных подразделений и имел значение органа «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения». В департаментах роль советов выполняли общие присутствия департаментов. Канцелярия министра по своей структуре была аналогична и действовала на правах департамента; канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников - журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной и количественный состав зависел от объема и содержания дел. Например, если в ведении департаментов находились финансовые средства, в состав канцелярии включались счетные отделения или столы с соответствующим штатом служащих.

Следует отметить, что само понятие делопроизводства (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела - это не что иное, как решение дела. Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг»3

«Общим учреждением  министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного  хранения. Особое место уделено порядку  «сношений» (переписке) министерств  с другими учреждениями.

Содержание «Общего учреждения министерств» свидетельствует о том, что его авторы достаточно четко различали два аспекта делопроизводственной деятельности: формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в XIX в. широко употреблялся самостоятельный термин - письмоводство), и движение документов и дел («порядок течения дел»), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют. Основой этого взаимодействия является не что иное, как принятый в учреждении порядок рассмотрения и решения дел, или «производства дел» (используя современную терминологию, - процесс принятия управленческих решений). Именно это осознание «вторичности» делопроизводства по отношению к «производству дел» (принятию решений) пронизывает и «Общее учреждение министерств» и все последующие законодательные акты, принимавшиеся с целью регламентации делопроизводства на протяжении всего XIX и начала XX вв. В силу этого регламентация министерского делопроизводства в «Общем учреждении министерств» давалась как «образ» (порядок) производства дел, который состоял из следующих этапов:

1) порядок создания дел,

2) порядок движения (или производства) дел,

3) порядок отправки дел,

4) ревизия дел,

5) отчетность в делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • 1. Порядок регистрации документов

 

Процесс регистрации  был сложным. Поступившие документы  регистрировались на всех ступенях движения: в канцелярии министерства, в департаменте, отделении.

В канцелярии министра велся  общий журнал поступивших документов, в котором излагалось краткое содержание документа, указывались номер, учреждение или лицо, от которого документ получен, дата поступления. Кроме того, каждое отделение канцелярии имело свой частный журнал входящих документов, где регистрировались только те документы, которые рассматривались в самой канцелярии и не относились к ведению департаментов.

Общий и частный журналы  для входящих документов делились на три части: в первой записывались высочайшие именные указы и повеления, во второй - документы на имя министра, в третьей - секретные.

Точно так же все документы, поступавшие в департаменты, регистрировались в общем журнале, который делился  на три части. В первой записывались указы и повеления, которые должны были исполняться в департаментах, во второй - документы, поступавшие от министра и других учреждений и лиц, в третьей - секретные. Кроме того, для записи срочных («нужных») документов велся особый реестр, который находился у директора департамента.

После записи в общем  журнале документы распределялись по отделениям, где регистрировались в частных журналах входящих документов.

Регистрировались и  все исходящие документы. «Никакая бумага не исходит ни из департамента, ни из канцелярии прежде, нежели она  будет внесена в журнал исходящих», - говорилось в «Общем учреждении министерств».4

В канцелярии министра и  департаментах было по два журнала  исходящих документов: общий и  частный. В общий журнал вносились  все документы с «самым кратким  означением их содержания», в частном  журнале документы записывались «во всем их пространстве (от слова до слова)». Он делился на три части: в первой записывались указы, во второй - переписка министра или департамента, в третьей указывалось, где находятся секретные документы. Для записи последних, кроме того, велся особый частный журнал. После регистрации в общем журнале в отделениях документы отправлялись корреспондентам. Запись в частный журнал производилась уже с копий (отпусков).

Кроме того, документы, которые  отправлялись по почте или с рассыльным, записывались в рассыльную книгу, в которой указывались структурная часть учреждения или лицо, отправлявшее документ, его номер. Специальное место отводилось под расписку за документ.

На отправляемых документах ставилась печать департамента или  канцелярии министра. Печать с изображением губернского, уездного или другого герба и наименованием учреждения имелась в каждом присутственном месте.

В законах указывалось, что все исходящие документы  должны отправляться в пакетах. При  пересылке бумага с текстом складывалась в виде конверта и запечатывалась сургучной печатью. В середине XIX века в России появились почтовые конверты и почтовые марки.

 

 

 

 

 

 

 

    • 2. Ревизия дел

 

В «Общем учреждении министерств» особым этапом делопроизводства объявлялась  «ревизия дел». В учреждениях велись настольные реестры «для отметок о всем том, что по каждому делу учинено». В них снова указывалось, когда документ получен, когда должен быть доложен присутствию, когда и какое решение по нему принято, какие документы отправлены. Кроме того, велась «роспись нерешенным делам». Документы вносились в нее в порядке поступления, и отмечалось, кем какой документ исполняется. Исполненные документы заносились «в роспись или опись» делам решенным».

«Ревизию дел» - проверку исполнения документов - в министерстве проводили начальники отделений  и директора департаментов, в  присутственном месте - губернатор. Начальники отделений проверяли исполненные и неисполненные документы по столам и давали сведения директору департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку исполненных и неисполненных документов по регистрационным журналам и настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На их основе в конце года в канцелярии составлялась общая ведомость по всем департаментам и канцелярии.

Цели ревизии дел в учреждениях определялись следующим образом. Проверялось:

1) Проверка хранения документов и дел в министерстве.

2) Правильность составления заголовков дел (в названии (заголовке) дела должно быть сконцентрирована сущность дела).

3) Строгая проверка сроков рассмотрения дел.

4) причины задержки рассмотрения дел (по каждой причине проводилось служебное расследование, почему не рассмотрено дело)

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. имеется специальный раздел о  преступлениях против порядка управления, где среди прочих предусмотрены  наказания за противодействие исполнению постановлений государственных органов и должностных лиц, за порчу, уничтожение, искажение правительственных указов, подделку документов, печатей, штемпелей учреждений, хищение документов, за разглашение служебных тайн. «Неприведение в исполнение» рассматривалось как бездействие должностных лиц, выражавшееся в волоките, в прямом или косвенном отказе от исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контроль  в системе министерского делопроизводства

 

Министры и их министерства являлись объектами надзора со стороны вышестоящих инстанций и отвечали за работу «подчиненных им мест», будучи в то же время субъектами контроля. Кроме того, министры были субъектами юридической ответственности за совершаемые преступления.

Информация о работе Порядок регистрации, контроля и ревизии в системе министерского делопроизводства второй половины xix века