Функционирование архивных профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Основная роль архивиста состоит в том, что он обрабатывает информацию документного носителя и организует ее для сохранения. Любой документный носитель составляет "память" общества, идет ли речь о документе XII в., карте, видеокассете или об административной записи предприятия. Быть архивистом означает сегодня заниматься самыми различными областями деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.История зарождения архивного дела 5
2. Функционирование архивных профессий в современной Франции 15
3. Международное сотрудничество архивистов 20
4. От архивариуса до руководителя архивной службы страны……….25
5. С.В. Мироненко – директор ГАРФ…………………………………...29
6. Краевед С.О. Шмидт………………………………………………….31
7. Старейший архивист Нина Снытко (1940 г.)………………………..35
8.Принципы и комментарии этического кодекса архивиста 37
Заключение 43
Список сокращенных слов использованных в работе 44
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

С конца XV в. письменные материалы выносятся из казны. В это же время начинают создаваться органы центрального управления — приказы. Некоторые материалы из великокняжеской казны были переданы этим учреждениям, но основная масса документов вошла в состав Государственного архива России XVI в

В конце XVI в., большинство дел Государственного архива было передано в Посольский приказ. Впоследствии произошло дальнейшее его распыление.

При Петре I была произведена реорганизация архивного  дела. В 1720 году был принят генеральный  регламент, определивший правила

делопроизводства. Архив был отделен от делопроизводства и стал самостоятельным структурным подразделением. В него передавались документы через три года закончившие делопроизводство. Впервые были введены термины «архив» и «архивариус».

Эпоха реформ Александра II 1860-1870 гг. затронула все сферы русского общества. Главной проблемой стало преодоление бумажного вала. Необходимо было продолжать хранить документы прежних лет и, одновременно принимать на хранение новые документы. Выходом из ситуации, особенно в провинции, стало уничтожение, зачастую без экспертизы ценности, старых архивов и заполнение их помещений новыми архивами. Тем не менее, архивная система развивалась. Создавались новые, реорганизовались старые архивы. Министерские архивы начинали централизоваться, переводились из отдельных департаментов в департаменты общих дел или канцелярии. Тем самым создавались единые министерские архивы.

Развитие архивного  дела, общий подъем российской исторической науки, рост национального самосознания требовали совершенствование архивной системы в России. На это были направлены проекты и практическая деятельность Н.В. Калачова (1819-1885) и Д.Я. Самоквасова (1843-1911).Их можно считать первыми архивистами

В 1848-1852 гг. Калачов - профессор кафедры истории русского законодательства в Московском университете. В летние месяцы 1852-1854 гг. он совершил археографические экспедиции, обследовав хранилища ряда центральных губерний России. Им было подготовлено несколько документальных публикаций, не потерявших своего значения и в настоящее время.

Еще до прихода  в Московский архив Министерства юстиции Калачов уделял пристальное  внимание архивному делу, теперь же оно стало его профессией. Этот архив явился базой для замыслов и проектов Калачова. Детально изучив его внутреннюю жизнь и деятельность, Калачов пришел к выводу о необходимости радикального улучшения архивного дела в стране. Он настойчиво стремился привлечь внимание правительства и ученых к архивному строительству (рапорты и

докладные записки  в вышестоящие инстанции; выступления  на заседаниях Комитета министров, куда его приглашали как специалиста в области архивного дела; статьи о положении архивов в печати; доклады на археологических съездах; беседы с крупными чиновниками о необходимости провести реорганизацию архивного дела при личных контактах и др.). Однако научная общественность не была еще готова к обсуждению этого вопроса. На I Археологическом съезде (1869) не было ни одного представителя от архивных учреждений. Сам Калачов являлся делегатом от Московского археологического общества. Калачов предлагал создать в губерниях центральные исторические архивы, улучшить описание дел, прекратить хищническое уничтожение документов, расширить допуск ученых в архивы и т.д. В это время в большинстве европейских государств уже была произведена буржуазная централизация архивного дела. Калачов предложил создать сеть архивов. Все архивы должны были подразделяться на текущие, справочные при учреждениях и центральные исторические. В этих архивах функционировали комиссии, составленные из чиновников учреждений и местных знатоков старины, которые отбирали дела, имеющие научное значение, для постоянного хранения.

II Археологический  съезд просил правительство создать  особую Временную комиссию об  устройстве архивов, которая с  3-февраля 1873 г. стала функционировать под председательством Калачова. В первые годы комиссия действовала интенсивно. Она разработала проект «Положения» О главной архивной комиссии, командировала для изучения зарубежного опыта ряд своих членов за границу, провела анкетное обследование положения архивов в центре и на местах.

Комиссии приходилось  работать в обстановке полного равнодушия верховной власти и безразличия  со стороны архивов.

Калачов, как архивист, постоянно действовал от ее имени и сумел временно в 1875- 1885 гг. приостановить уничтожение документов, организовал первое в России учебное заведение для подготовки архивистов - Петербургский археологический институт, активно содействовал созданию местных научных обществ - губернских ученых архивных комиссий.

В апреле 1883 г. Калачов был избран академиком. Но, прежде всего он был выдающимся архивистом, который сумел привлечь внимание общественности к положению архивов, показать их научное значение.

Таким образом, реформаторская деятельность Калачова дала своеобразный импульс разработке новых проектов реорганизации архивного дела, оказала определенное влияние на развитие архивного дела в годы Советской власти.

После смерти Н.В. Калачова в 1885 г. уничтожение документов возобновилось во се возрастающих размерах. Это сильно обеспокоило историческую общественность. Московское Археологическое общество в 1898 г. поручило Д.Я. Самоквасову, видному археологу и историку русского права и архивисту. Управляющему Московским архивом Министерства юстиции в 1892- 1911 гг., провести анкетирование центральных и местных архивов.

Для изучения зарубежного  опыта Самоквасова командировали  за границу. Д.Я. Самоквасов, настаивая  на прекращении уничтожения документов, подчеркивал их научную, практическую и политическую ценность. Он негативно  оценивал деятельность Археологического института и губернских ученых архивных комиссий. Институт не выполнил задачи по подготовке архивистов. Поэтому положение с кадрами (особенно на местах) было тяжелым. Отсутствовала также регулярная практика по архивоведению.

Губернские ученые архивные комиссии не могли спасти от уничтожения ценные документы. Д.Я.Самоквасов предлагал избирать в члены комиссии губернатора, архиепископа, предводителя дворянства и др. Но классовый характер таких комиссий привел бы к массовой гибели документов, в сохранении которых представители дворянства не были заинтересованы. На деятельности комиссий отрицательно сказывалась

неопределенность. Нежелание руководителей многих ведомств и учреждений допускать  к своим материалам членов комиссий.

Выступления Самоквасова в печати и на археологических съездах показали полную несостоятельность Археологического института и губернских ученых архивных комиссий в деле подготовки кадров и спасения архивных материалов.

Д.Я. Самоквасов внес на рассмотрение II Археологического съезда, проходившего в Киеве в 1899 г., проект архивной реформы, который уже получил одобрение со стороны московской исторической общественности. Его проект заключался в следующем: Для управления архивами государственных и общественных учреждений создается центральный орган. Делопроизводство высших и центральных государственных и общественных учреждений до 1800 г. концентрируется в Московском архиве Министерства юстиции. В центральных городах учебных округов учреждаются областные архивы, которые хранят документы местных правительственных и общественных учреждений до 1800 г. Их штаты аналогичны архивам древних актов, созданным в 1852 г. Губернские ученые архивные комиссии вливаются в областные архивы. Делопроизводство с 1800 г. образует в столице единый «архив-регистратуре», в который поступают материалы губернских, уездных и волостных правительственных и общественных учреждений.

По своей  четкости и последовательности проект Самоквасова превосходил все  предшествующие проекты.

II Археологический  съезд принял компромиссное решение. За основу был положен проект Самоквасова, но с сохранением за губернскими комиссиями самостоятельного значения.

В последующем  Д.Я.Самоквсов, как архивист, настаивал на проведении архивной реформы, требуя создания центрального архивного органа, централизации исторических архивов, прекращения уничтожения дел, постройки архивохранилищ. Он считал, также, что для подготовки архивных кадров необходимо создание школ архивоведения при государственных архивах древних актов в Москве и Киеве и профессур архивоведения при Московском и Киевском университетах.

Выступая на XII археологическом съезде в 1902 г., Самоквасов отказался от идеи создания областных  архивов. Изменения в его взглядах были вызваны детальным изучением  ответов на анкету, разосланную в 1899 г. На их основе видный архивист пришел к выводу, что местные документы с древнейших времен по 1775 г., которые предполагалось сконцентрировать в областных архивах, сохранились плохо. Количество их невелико и они могут быть размещены в центральных губернских архивах.

Окончательно  судьбу проекта Д.Я. Самоквасова  решило Министерство финансов в сентябре 1903 г., заявив, что в настоящее  время не имеется возможностей «... на отвлечение государственных средств  на такие расходы, которые хотя и  являются полезными, но по предмету своему терпят отлагательство». Проект Самоквасова не был реализован.

 

2.Функционирование архивных профессий в современной

Франции

Основная роль архивиста состоит в том, что  он обрабатывает информацию документного носителя и организует ее для сохранения. Любой документный носитель составляет "память" общества, идет ли речь о документе XII в., карте, видеокассете или об административной записи предприятия. Быть архивистом означает сегодня заниматься самыми различными областями деятельности. Исторические знания всегда необходимы, но, по мнению Ж. Портевена, члена Ассоциации французских архивистов, интеллектуальная база человечества более широка, чем ее прошлое. Он утверждает, что современное общество нуждается в знании латинского языка, также как в изучении менеджмента предприятия. Архивист должен понимать древние и современные документы. Как библиотековедение и документоведение, архивоведение активно развивается, и сегодня во Франции эта профессия становится все более коммуникативной. Специалисты в области архивоведения являются не только хранителями, эрудитами, но также находятся на службе жителей городов.

Новые технологии и цифровые носители информации предлагают архивистам выход на секторы, которые  до этого либо были совсем не доступны, либо был совсем небольшой доступ. Руководители предприятий частного сектора все чаще приглашают специалистов в области архивоведения на работу, что связано с постоянно растущим потоком информации, которую необходимо учитывать и фиксировать. Дипломированные специалисты данной области знаний пользуются новыми возможностями карьерного роста в частном секторе, несмотря на то, государственный сектор остается их главным выходом на рабочие места.

Необходимо  отметить, что архивисты работают в основном в государственных учреждениях. Здесь представлены такие профессии, как архивист, ассистент архивиста. Но в связи с информатизацией современного общества Франции частный сектор также представляет определенные места. Здесь мы находим такого специалиста, как архивист предприятия, который выполняет самый широкий спектр функций от архивиста до преподавателя.

Архивист выполняет  свои функции в качестве директора  или штатного работника. Он может  работать в различных службах, таких, как центральное архивное управление Франции, которое находится в Париже, национальный архив (во Франции их пять), департаментский архив, который расположен в центре каждого департамента, или муниципальный (в большой коммуне), государственное предприятие, например - Автономное управление парижского транспорта). В качестве директора или штатного работника, он является управляющим своего учреждения и персонала.

Возложенный на архивиста круг обязанностей достаточно широк, но основными функциями при  этом являются сохранение, обогащение, предохранение и оценка состояния национального достояния страны.

Следовательно, архивист вырабатывает инструменты  доступа в исторические архивы (гид, инвентарь, базы данных), организует материальное предохранение документов, равно  как и их реставрацию.

Понятие "заниматься архивами" - означает управление будущим национальным достоянием. Специалистам в области архивоведения необходимо, в производимой сегодня документной массе, предвидеть ту часть, которая будет сохранена для истории. Вместе с определенными учреждениями архивист также участвует в управлении административной информацией и организует сохранение этих современных документов. В наши дни, существует большое разнообразие документных носителей: от бумаги до цифровых дисков с большой способностью запоминать. Архивист разрабатывает исторические, персональные или коллективные проекты, организует коллоквиумы, выставки и конференции, что позволяет познать это национальное наследие обычному жителю мегаполиса.

Архивист предприятия - специальность "молодая". М. Котэн, директор национального центра архивов при Национальной Ассоциации по профессиональному образованию взрослых, утверждает, что "архивист предприятия появился в 70-х гг. XX в., но только в 90-х гг. получил некоторое признание. Это специалист одновременно в области логистики, управления и в административной области.

По словам М. Котэна до политики децентрализации  понятие "архивист" ассоциировалось  с понятием "хартист", т.е. выпускник  Национальной школы Хартий. Это связано  с тем, что получить профессию  архивиста можно было только лишь в Национальной школе Хартий. Начиная с 1983 г., во Франции создаются муниципальные архивные учреждения. Соответственно, получают свое развитие и образовательные учреждения, особенно в таких городах, как Мюлуз, Анжер, Лион и Тулуза. Университеты вводят в учебные программы предметы, связанные с административным управлением предприятий, что обеспечило стремительную адаптацию на предприятиях выпускников в области архивоведения.

Информация о работе Функционирование архивных профессий