Формирование дел. Общие правила оформления дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение процесса формирования дел в делопроизводстве.
Задача контрольной работы – рассмотрение вопросов: формирования и оформление дел в делопроизводстве

Содержание работы

Введение 3
1.Нормативные документы 4
2.Формирование дел. 6
3. Оформление дел. Основные принципы. 9
Заключение 14
Список литературы 15
Приложение

Файлы: 1 файл

делопроизводство.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Документоведение и делопроизводство»

На тему: «Формирование  дел. Общие правила оформления дел.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

 

Введение                                                                                                               3

1.Нормативные документы                                                                                  4                                                                                    

2.Формирование дел.                                                                                            6

3. Оформление дел. Основные принципы.                                                         9                                                                                               

Заключение                                                                                                          14

Список литературы                                                                                             15

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с использованием информации, подготовкой и принятием решений, не обходится без процесса создания, оформления, исполнения документов и  их хранения. В ежедневной практической деятельности руководителям организаций, структурных подразделений, работникам служб делопроизводства приходится решать огромный комплекс вопросов, связанных с разработкой и изданием документов, регламентирующих управленческую и хозяйственную деятельность организации, регистрацией входящих, исходящих и внутренних документов, формированием дел, определением сроков хранения, передачей в архив или оформлением уничтожения.

В организации  любой организационно-правовой формы  собственности без правильной постановки делопроизводства, знания его нормативно-методической базы, невозможно справиться с потоком документов, быстро найти требуемый документ и навести по нему справки, проконтролировать его исполнение и обеспечить сохранность.

Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение процесса формирования дел в делопроизводстве.

Задача контрольной работы – рассмотрение вопросов:

  • формирования и оформление дел в делопроизводстве

 

 

 

 

 

 

1. Нормативные документы

 

Организация документов в делопроизводстве представляет собой совокупность видов работ, обеспечивающих сохранность, учет, систематизацию документов, формирование и оформление дел в делопроизводстве и их передачу в архив в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами на документы, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России. Росархив РФ разработал систему хранения документов делопроизводстве организации и в ведомственном архиве, нормативные сроки хранения документов. “Основные правила работы архивов организаций” от 06.02.2002 являются одним из основных нормативных документов, закрепляющие систему хранения документов в делопроизводстве и архиве. В них регламентирована технология сохранности документов. В этот нормативный документ включены требования к номенклатурам дел, включая порядок их составления, согласования, утверждения, использования и хранения. Правила закрепляют общий принцип формирования дел (подшивки документов), в том числе личных дел, порядок организации и проведения экспертизы ценности документов (отбора на хранение и уничтожение), порядок и методику подготовки дел к передаче в архив, правила подготовки описей.

Основными видами работ, обеспечивающими правильную организацию  документов в делопроизводстве, являются составление номенклатур дел и формирование дел. Чтобы правильно сформировать дела и обеспечить возможность использования нужной информации, документы классифицируют: разделяют их на группы с разными сроками хранения. Нормативным документом, закрепляющим сроки хранения, является “Перечень типовых управленческих документов, использующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения”. Перечень регламентирует работу центральных и ведомственных архивов, а также архивов организаций. Перечень предназначен в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение типовых управленческих документов, то есть общих для всех или большинства организаций. Сроки хранения документов, данные в Перечне, распространяются на все организации независимо от того, поступают их документы на хранение в государственные, муниципальные архивы или не поступают. Для осуществления делопроизводства в организации можно использовать, как руководство "Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование дел

 

“Дело: Совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку”1

Работа по формированию дел состоит из следующих операций: распределение и раскладка исполненных документов по папкам (делам); расположение документов внутри дел в определенной последовательности; оформление обложек дел.

“Формирование дела: Группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела”.2

После того как  документы исполнены, они помещаются в соответствующие дела и систематизируются  внутри них. Дело считается заведенным с момента появления в нем  первого исполненного документа.

В дела подшиваются  только исполненные документы, в  которых заполнен реквизит “Отметка об исполнении и направлении документов в дело”, по одному вопросу, имеющие  один срок хранения. Документ должен быть подшит в дело в течении 10 дней после  сдачи его исполнителем.

Контроль сроков и правильности оформления дел обеспечивает служба ДОУ организации.

Формирование  начинается с начала календарного года, когда на каждое названное в номенклатуре дело заводится отдельная папка (папка-скоросшиватель или папка-регистратор).

Большое значение имеет правильное расположение документов внутри дела. От того в какой последовательности они располагаются, во многом зависит  время поиска необходимой информации.

Документы систематизируются  в делах в соответствии с определенными принципами. Наиболее существенными и практически наиболее удобными являются: вопросно-логический, хронологический, алфавитный, нумерационный. Они могут варьироваться и комбинироваться.

Чаще других используется вопросный (вопросно-логический) принцип, согласно которому документы располагают в делах в логической последовательности решения того или иного вопроса. Такая систематизация совпадает с хронологическим расположением документов.3

При алфавитной систематизации документов используют фамилии их авторов, названия учреждений-корреспондентов, наименования административно-территориальных единиц и т.д. Копии приказов о наложении взысканий, поощрениях".

В нумерационном порядке группируют однородные документы, имеющие порядковую нумерацию (протоколы, приказы, квитанции, накладные и т.д.).

Копии приказов о наложении  взысканий, поощрениях, изменении фамилии  и т.д. в личное дело не подшивают, так ты, как эти сведения записываются в дополнение к личному листку по учету кадров.

Наряду с принципами систематизации документов при формировании дел следует придерживаться основных правил, общих для всех категорий документов:

  • в дела подшиваются только исполненные документы. Неисполненные, а также подлежащие возврату документы подшивать в дело запрещается;
  • каждый  документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных актов. Поэтому до подшивки документа в дело обязательно проверяется правильность его оформления: наличие необходимых подписей, виз, индекса, дат, отметок и т.д.;
  • в дело включаются документы в одном экземпляре. Черновики, размноженные копии вместе с оригиналами не подшиваются. Исключение могут составлять только черновики особо ценных документов или копии, на которых есть отметки, визы и т.п., дополняющие содержание первых экземпляров;
  • документы постоянного и временного сроков хранения группируются в отдельные дела;
  • Ксерокопии факсограмм, телефонограмм и электронных документов помещаются в дела на общих основаниях;
  • в дела группируются документы одного календарного года, за исключением переходящих дел. Кроме того, отдельные категории дел имеют свои особенности формирования. Так, личные дела формируются в течение всего периода работы лица в организации; дела выборных органов и их постоянных комиссий формируют за период созыва; документация учебных заведений формируется в дела по учебным годам;
  • документы помещаются в дело со всеми относящимися к ним приложениями и дополнительными материалами. Если приложения имеют большой объем, из них формируют самостоятельное дело.4

Толщина каждого  дела не должна превышать 30-40 мм, что  составляет примерно 250 листов. Если документов больше, дело разделяется на тома. Количество томов каждого дела указывается  в номенклатуре дел в конце  года.

Правильная группировка документов в дела и их систематизация в деле значительно облегчают проведение экспертизы ценности документов, подготовку документов к последующему хранению и использованию.

 

 

 

3. Оформление дел. Основные  принципы.

 

В зависимости от сроков хранения завершенные дела подлежат полному или частичному оформлению. Полному оформлению подлежат дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения и дела по личному составу.

Полное оформление дел  предусматривает:

  • оформление реквизитов обложки по установленной форме (ГОСТ 17914-72);
  • нумерацию страниц;
  • составление заверительной надписи;
  • составление в необходимых случаях внутренней описи дела;
  • подшивку или переплет;
  • внесение необходимых изменений в обложку.5

В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все его листы, кроме листа заверителя и внутренней описи, нумеруются. Листы нумеруются простым карандашом сверху вниз, цифры проставляются в правом верхнем углу листа.

Лист большого формата, подшитый за один край, нумеруется как  один лист в правом верхнем углу.

Документы с собственной  нумерацией листов, в том числе  печатные издания, нумеруются в общем  порядке.

Листы дел, состоящих  из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или части отдельно.

Фотографии, чертежи, диаграммы  и другие иллюстративные и специфические  документы, представляющие самостоятельный  лист в деле, нумеруются на оборотной  стороне в левом верхнем углу.

Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются: сначала конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверте.

Приложения к делу, поступившие в переплете, оформляются  как самостоятельный том и  нумеруются отдельно.6

После завершения нумерации  листов составляется заверительная  надпись, которая располагается в конце дела. Заверительная надпись составляется в деле на отдельном листе-заверителе дела. В заверительной надписи цифрами и прописью указывается количество листов в данном деле, особенности отдельных документов (чертежи, фотографии, рисунки и так далее).

Составлять  заверительную надпись на обложке  дела или оборотной стороне последнего листа запрещается.

Заверительная надпись  пишется разборчиво. В ней указываются  дата составления, должность и фамилия  составителя, который затем ставит свою подпись. Количество листов в деле проставляется на обложке дела в соответствии с заверительной надписью. Частой ошибкой бывает, когда количество листов в деле указывается по номеру на последнем листе. Нельзя забывать, что в деле могут быть литерные и пропущенные номера.

Например: “В данном деле прошито и пронумеровано 123 (сто  двадцать три) листа, в том числе  литерные листы 12а и 15а, №48, 49 и 58 были пропущены”.

Информация о работе Формирование дел. Общие правила оформления дел