Библиотека и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных авторов. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком духовной жизни, умственной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава I. Библиотека как социальный институт культуры…………………..5
1.1. Библиотека как феномен культуры……………………………….5
1.2. Основные функции библиотек…………………………………….7
Глава II. Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения……..12
2.1. Центральная библиотека МЦБС Бабушкинского района: история создания………………………………………………………………….12
2.2. Библиотека и местное сообщество: грани социального партнерства………………………………………………………………14
2.3. Перспективы развития библиотеки на селе……………………….15
2.4. Организация деятельности МУ Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Бабушкинского муниципального района и взаимодействие с подведомственными учреждениями……………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая на тему Библиотека и культура. Библиотековедение Word.docx

— 93.04 Кб (Скачать файл)

Культурно-досуговая функция – в организации досуга всех слоев населения.  
     Краеведческая функция – исследовательская работа по сбору сведений об истории и современной жизни села, обработка их и сохранение для передачи будущим поколениям сельчан.  
     Конечно, деление это условно, все функции взаимосвязаны между собой, дополняют и взаимопроникают друг в друга, например, краеведческая и образовательная – как помощь в преподавании краеведения в школах.  
Рассмотрим подробнее основные направления деятельности библиотек.  
     То, что библиотека – основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств – компьютерной и множительной техники – выполнение этой функции становится все более эффективным. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в библиотеке справочно-правовой системы «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования.  
     Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.  
     Неоценимую информационную помощь библиотека  окажет работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.  
     Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств – в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных. Большую помощь в этом окажет наличие в библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.  
     Сотрудники органов местного самоуправления – та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари умеют работать с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворяют  их запросы.  
     Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления.  
     Форм и методов работы библиотек здесь множество: создание информационных центров и уголков информации в библиотеке; оформление специальных стендов, на которых помещается информация по жизнедеятельности села (газификация, коммунальные платежи, налоги, решения органов местного самоуправления и т.д.), организация встреч представителей органов местного самоуправления с жителями села и т.п.  
     Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем.  
     Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД – зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву – проблема. А ЭДД – это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.  
     Для школьников библиотека – не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.  
     Библиотека  предоставляет информацию для будущих абитуриентов, может помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.  
     В заключении отмечу, что библиотека существует не сама по себе и не для себя. Её существование оправдывается и обусловлено лишь тем, насколько эффективно она выполняет социальные функции. Поэтому вся деятельность библиотек подчинена оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности.

Подчеркивая значимость библиотеки в  целом для социума нельзя не отметить эстетическую составляющую. Как правило, в «храмах» знаний и науки служат люди высокообразованные и интеллигентные, но, к сожалению, для современного общества этого не достаточно. В  ритме новых технологий, информатизации, СМИ и телевидения «храмы»  знания поблекли, я имею в виду сельскую библиотеку. Библиотеки стремительно теряют читателей. Компьютеризация  – это замечательно и престижно, но благодаря этому люди перестали  общаться, теряется способность коммуникабельности, обособленность привела к множественным  конфликтам. Все потому, что здания не соответствуют эстетическим требования читателей. Сельская библиотека, не смотря на её внутреннее содержание, по обеспеченности новых технологий и внешнего облика, по своему развитию осталась на уровне 80-х годов. Конечно, несмотря на все  эти негативные качества, все же библиотека становится многофункциональным  культурным центром на селе, так  как работники не ограничиваются только выдачей книг, а проводят множество информационных, культурных и спортивных мероприятий. В библиотеках  организованы клубы по интересам, литературные объединения, а так же работники  являются разработчиками туристических  маршрутов.

Глава II. Роль библиотеки в культурной жизни сельского населения

2.1. Центральная  библиотека МЦБС Бабушкинского  района: история создания.

Леденгская бесплатная народная библиотека была открыта в 1892 году. Предназначалась она для широких  трудовых слоев населения дореволюционной  России и служила существенным подспорьем начальной народной школе в деле распространения грамотности. Вернее всего, местонахождение библиотеки было при  Леденгском двухклассном училище, а заведовал библиотекой  кто-то из учителей. Фонд библиотеки был  невелик. Распределялся он на следующие  отделы: книги священного писания  и духовно - нравственного содержания; книги по истории и географии; медицина и гигиена; сельское хозяйство  и естественная история, рассказы, повести, сказки и периодические издания.

Выдача книг производилась  повседневно с 16 до 19 часов, а в праздничные дни между утренней и обедней (от 8 до 9 часов) и после обедни до 20 часов.

     Главной заслугой  библиотеки в то далекое время  было то, что она служила нравственным  звеном между школой и местным  населением.

     Крестьяне  при посещении школы, где размещалась  библиотека, имели постоянное общение  с учителем и нередко обращались  к нему за разъяснениями не  совсем понятных книг, так что  школа и библиотека были необходимы  не только ученикам, но и всему  населению.

    Официальной датой образования Леденгской (Бабушкинской) районной библиотеки следует считать 1922 год, когда в селе Леденгском был открыт народный дом и библиотека.

     Книги для библиотек собирали у населения учителя и учащаяся молодежь.

Книжный фонд в первый год  существования библиотеки составлял 670 экземпляр. В 1930 году библиотека была переведена в здание церкви.

     Из воспоминаний ветерана библиотечного дела Мезеневой Галины Николаевны: «...В те далекие пятидесятые годы в селе им. Бабушкина была одна районная библиотека по обслуживанию взрослого населения и детей. В библиотеке было очень холодно, работники сами ездили в лес на лошади заготовлять дрова и топили сырыми дровами, с корня. Электрического освещения не было, получали керосин и работали с лампами. Чернила замерзали, поэтому выданную литературу записывали в формуляры карандашом, а вновь поступившую возили домой на саночках для обработки».

      Читатели шли в библиотеку с разнообразными запросами, которые иногда были очень сложны для выполнения. Не было картотек и каталогов. Все пришлось создавать самим. Это большая трудоемкая работа, требующая профессиональных знаний. Библиотекари приходили на работу в выходные дни для выполнения чисто библиотечной технической работы. Постепенно библиотечное дело в районе развивалось, вставало на более высокий уровень. Специалисты работали молодые, энергичные, работали, не считаясь с личным временем. На их плечи легло и открытие библиотек в сельсоветах района. Транспорта не было, дороги были очень плохие, приходилось часто добираться пешком в любое время суток, в мороз и слякоть, чтобы оказать помощь работникам будущих библиотек в формировании небольших, но дающих право на их открытие  книжных фондов.

      Благодаря трудолюбию, самоотверженности, преданности своему делу работников районной библиотеки, ныне ветеранов библиотечного дела  (некоторых из них,  к сожалению уже нет среди нас) библиотека стала для населения центром досуга и отдыха, а работники – неизменными помощниками для учащихся школы, студентов, всех читателей библиотеки в получении нужной информации и необходимых знаний.

На основании постановления  исполкома Бабушкинского Райсовета  от 20 марта 1979 года «О централизации  сети государственных библиотек  района» была организована Бабушкинская Централизованная библиотечная система  с 20-ю сельскими филиалами, центральной  и детской библиотеками. Главным  смыслом и сутью централизации  считается объединение небольших, обособленных книжных фондов сельских библиотек в один более мощный в количественном и качественном отношении фонд литературы.

Восьмидесятые годы – перевод  фондов и каталогов библиотек  на новые таблицы ББК. Работа очень  кропотливая и трудоемкая, поэтому  для выездов в сельские филиалы  по оказанию практической помощи сельским библиотекарям привлекались работники  всех отделов. Работали, не считаясь с  личным временем, хотя у многих были семьи, личное хозяйство. Ввиду плохих дорог и большой отдаленности от райцентра выезжали рано утром, а  домой возвращались порой ночью. В маленьких отдаленных деревнях в филиалах наблюдалась большая  текучесть кадров. Работники районной библиотеки выезжали на попутном транспорте на несколько дней с ночлегом на  проверки – передачи книжных фондов».

 

2.2. Библиотека  и местное сообщество: грани социального  партнерства

В  наше время очень  важно быть юридически грамотным  человеком. Становление правового  государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры  её граждан. В  феврале 2008 года Президент России  утвердил «Стратегию развития информационного  общества в Российской Федерации», в соответствии с которой необходимо «обеспечить гарантированный свободный  доступ граждан к информации». Над  этой проблемой работают различные  институты, важная роль в этом направлении  принадлежит библиотекам, которые  обладают необходимыми информационными  ресурсами. Поэтому при читальном  зале Бабушкинской районной библиотеки работает «Центр правовой и социально-значимой информации», приоритетным направлением, в деятельности которого было и остаётся доведение правовой информации до простого гражданина, обеспечение ежедневных потребностей людей, сталкивающихся с проблемами, которые требуют для разрешения опоры на законодательные и нормативные акты.

  • Центр осуществляет сбор, обработку и хранение официальных документов органов местного самоуправления. Является полноправным центром  органов местного самоуправления, содействует им в доведении информации о принимаемых в регионе документах до населения.
  • Правовой основой Центра являются федеральные законы: «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления»; Указы Президента РФ: «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации», «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов»; Письмо Администрации Президента РФ от 23.09.1997 «Об организации в муниципальных библиотеках (централизованных библиотечных системах) сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления»; законы Вологодской области:  «О библиотечном деле Вологодской области», «Об обязательном экземпляре документов в Вологодской области»; Устав МУК «Бабушкинская МЦБС» и настоящее Положение.

Центр правовой информации на базе МУК «Бабушкинская МЦБС» функционирует с 2009 года. За  год  Центр стал не только надежным помощником в правовом информировании, но и превратился в развивающуюся структуру, стремящуюся соответствовать новому времени. Основные принципы работы — доступность и оперативность в предоставлении социально-значимой правовой информации.

Введение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более  комфортных и современных условий  для наших пользователей, для  повышения качества предоставляемых  услуг. Техническое оснащение Центра — 2 компьютера, 2 принтера (1 цветной), 1сканер, ксерокс, ламинатор.

ЦПИ работает  с органами  местного самоуправления, образовательными учреждениями, предприятиями и организациями района, студентами, пенсионерами. Предоставление льгот участникам Великой отечественной войны, выплаты пособий по безработице, коммунальные услуги и тарифы на них, использование материнского капитала, налоговые льготы, земельные отношения, поддержка предпринимательской деятельности, вопросы пенсионного законодательства — интересовало пользователей библиотеки.

Обобщая работу библиотеки можно сказать, что   пользователям  обеспечивается свободный доступ к  правовым знаниям, предоставляется  социально-значимая информация, проводится правовое просвещение и воспитание правовой культуры  граждан.

2.3. Перспективы  развития библиотеки на селе

Библиотеки не только хранилища книг, но и важные культурно-просветительские центры, проводящие большую и плодотворную работу по различным направлениям: социально-просветительское, краеведческое, экологическое, патриотическое, правовое, семейное чтение, здоровый образ жизни. Эту полезную деятельность в масштабах района осуществляют 36 библиотекарей. Они разнятся характерами, образовательным цензом, стажем, но едины в любви к книге, к своей профессии, в доброжелательности к читателям.

Библиотекарь на селе - нужный человек. К нему идут не только за  книгами, но и за общением.  Как  знаток литературы, без труда не только поможет отыскать нужную книгу, но и откроет, если надо, требуемую  страницу. Многие благодарны библиотекарям  за добрые советы, за вовремя подсказанные сведения, за умело рекомендуемую  литературу.

Как в сложных экономических  условиях сделать наши библиотеки привлекательными для читателей? Что нужно им сегодня? На каком приоритетном направлении  сосредоточить свои усилия? Работаем, думаем, ищем. Качественное обслуживание читателей особенно актуально для  библиотек района, где киноустановки  ликвидированы, клубы есть не во всех населенных пунктах. В наших библиотеках  есть клубы по интересам. Они, в самом  деле, традиционны, и на первый взгляд все в них обычно. Но за работой  каждого клуба – жизнь многих сельчан, их радости, а также боль и утраты, желание преодолеть одиночество, возможность поделиться плодами  своего труда с другими, почувствовать, что ты кому-то нужен.

Информация о работе Библиотека и культура