Архивное делопроизводство в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: Изучение архивного дела на территории России в период с XI – XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать историю возникновение архивов на территории нашей страны.
Исследовать преобразования в архивном деле в начале XVIII в.
Выявить основные тенденции развития архивного дела в Российской империи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Возникновение архивов на территории нашей страны…………
1.1. Архивы Древней Руси: церковные, княжеские и частные………
1.2. Московский великокняжеский (Царский) архив и архивы приказов в XVI – XVII вв…………………………………………………….
2. Преобразования в архивном деле в начале XVIII в......................
2.1. Отделение архивов от канцелярий……………………………….
2.2. Появление исторических архивов: Московский архив Коллегии иностранных дел, Московский и Петербургский архивы старых дел...................................................................................................................
2.3. Создание сети местных архивов………………………………….
2.4. Развитие архивного дела в XVIII – XIX вв., Попытки реорганизации архивного дела в России...................................................................
2.5. уничтожение архивов и создание губернских учёных архивных комиссий…………………………………………………………………..
3. Основные тенденции развития архивного дела в Российской империи…………………………………………………………………….
Заключение ...................................................................................................
Список используемой литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Danilchenko_Da11.docx

— 61.31 Кб (Скачать файл)

В результате реформы государственного аппарата в 1775-1785 годах количество местных учреждений и архивов при них еще более возросло. В процессе деятельности адмиʜᴎϲтративных, судебных и финансовых органов создавались обширные комплексы документов. Они скапливались в многочисленных архивах. Сюда поступали так же неоконченные дела ликвидированных центральных учреждений, которые теᴨȇрь относились к комᴨȇтенции местных властей. Наряду с концентрацией фондов центральных учреждений наблюдалось рассредоточение их по местным архивам.

 

 

 

    1. Развитие архивного дела в XVIII – XIX вв., Попытки реорганизации архивного дела в России

 

В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодально-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада. В начале XIX в. правительство Александра I (1801 — 1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.

В 1811 г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архи­

вов. Министерские архивы оказались без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820 г. в указе Сената.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

Более сложным было положение архивов в местных органах управления. Так, в годы правления императора Павла I (1796 — 1801) были изданы два указа: в 1798 и 1800 гг., по которым предписывалось в каждой губернии создать три архива: при губернском правлении, судебной палате и казенной палате, что

должно было обеспечить хотя бы минимальную сохранность документов местных органов власти. Однако в начале XIX в., при проведении реформ управления, требования, предъявляемые к созданию провинциальных архивов, изменились. В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли.

 

    1. Уничтожение архивов и создание губернских учёных комиссий

 

Кроме того, «бумажный бум», охвативший в начале века учреждения, и особенно центральные министерства, привел к тому, что архивы оказались переполненными документами различной ценности. В этих условиях правительство приняло ряд решений, оказавшихся губительными для архивов. Архивные фонды стали спешно «переселять» из одного помещения в другое, менее загруженное. Это привело к рассредоточению единых архивных комплексов, путанице, потерям. Другой, не менее пагубной практикой хранения документов было использование заброшенных, пустующих и совершенно не приспособленных для хранения помещений. Подобная практика была характерна как для крупных, столичных и губернских, центров, так и для провинции.

И наконец, третья, самая губительная и практически бесконтрольная, «разгрузка архивов» была связана с уничтожением документов. Особенно это было распространено после проведения реформ 1861 г., когда началось варварское уничтожение документов дореформенных учреждений («бумагу» сдавали на переработку на фабрики, а чиновники, перевыполнившие своеобразный

«план по сдаче», получали вознаграждение, что было неплохим дополнением к маленькому жалованью чиновников низших разрядов).

Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Так, Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной

архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. В предлагаемом положении помимо основного требования — учредить Главную архивную комиссию — предлагалось также учредить для всех ведомств общие архивы в губернских городах, а в

общих архивах учредить особые комиссии для разбора местных документов под наблюдением Главной архивной комиссии.

Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбора материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись гу­

бернаторам и состояли из местных чиновников.

 

 

 

 

 

 

  1. Основные тенденции развития архивного дела в Российской империи

 

Архивная деятельность в годы царствования Петра I. К исходу XVII в. система государственных учреждений — приказов — изрядно устарела.

В первой четверти XVIII в. с началом преобразований в области экономики, военного дела, государственного управления приказы были упразднены.

В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии.

В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а также стали откладываться документы учреждений, пришедших им на смену: в губерниях — при губернских канцеляриях, в провинциях — при провинциальных канцеляриях, в уездах — при земских комиссарах.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения

сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую для нас форму.

Важно отметить, что в результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями.

Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775-1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло.

В годы правления Екатерины II был разработан проект нового управления губерниями — «Учреждения для управлениями губерниями  Всероссийской империи» (1775).

Финансовые вопросы в губернии находились в ведении Казенной палаты, а в уездах — казначейств. 

Сложившаяся в результате реформ система местных органов государственного управления просуществовала до 60-х гг. XIX., а введенное Екатериной II административное деление страны оставалось практически неизменным до 1917 года.

Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими реформами, растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать оконченные дела в Санкт Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената (просуществовал с 1781 по 1834 г.)

Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладением, ранее хранившихся в Поместном приказе, а затем переданных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для подтверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786 г. был создан Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI-XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного департамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.

В начале XIX в. правительство Александра I (1801 — 1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны.

В 1810 г. был создан законосовещательный Государственный совет, на котором рассматривались новые законопроекты и важнейшие государственные дела, связанные с внутренней и внешней политикой России.

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба).

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

в начале XIX в., при проведении реформ управления, требования, предъявляемые к созданию провинциальных архивов, изменились. В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли.

В 1861 г., началось варварское уничтожение документов дореформенных учреждений («бумагу» сдавали на переработку на фабрики, а чиновники, перевыполнившие своеобразный «план по сдаче», получали вознаграждение, что было неплохим дополнением к маленькому жалованью чиновников низших разрядов)

В апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбора материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов.

После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей.

Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств.

 

 

 

 

Заключение

Формирование государственного управления в Древнерусском государстве явилось основой развития архивоведения. Складывались обычаи составления документов. Учёные считают, что люди которые составляли дошедшие до нас канцелярские документы, умели устанавливать и формы архивоведения.

Основными источниками в этот период являются летописные своды общерусского характера, которые с XIV в. Велись в Москве и выражали великокняжескую концепцию формирования единого государства, а также местные летописи отдельных земель, точнее, как правило, их фрагменты, позволяющие увидеть этот процесс с позиций регионализма. Наряду с летописями большое значение приобретают судебные грамоты, княжеские грамоты, акты и делопроизводственные документы.

На основании изученного и выше изложенного материала  в данной курсовой работе можно сделать  следующие выводы:

В XVIII веке произошли существенные изменения в архивном деле:  
Архивы отделились от канцелярии, возникли новые архивы при высших, центральных и местных учреждениях. Произошла частичная концентрация материалов, имеющих особое значение для развития государства (по истории, внешней политике, экономике и т.д.) Предпринимались попытки провести концентрацию.

Информация о работе Архивное делопроизводство в дореволюционной России