Архив посольского приказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

В 2002 году президент В.В.Путин указом от 31 октября учредил профессиональный праздник – день дипломатического работника.
Датой праздника было выбрано 10 февраля. С ней ученые традиционно связывают начало работы Посольского приказа - первого в истории России особого органа, ведавшего внешними сношениями страны.
В массовой дипломатической документации, которая сохранилась со времени правления великого князя Ивана III Васильевича (1462 – 1505), ведущее значение в «делах посольских» занимает Боярская Дума. Летописи и посольские документы сообщают нам формулу решений Боярской Думы. В ее ведении находились: прием иностранных дипломатов, ведение переговоров, составление документации. Так, в июне 1524 г. великий князь Василий III Иванович решает вопрос об отпуске турецкого посла и отправлении ответного посольства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Приказы и делопроизводство в них
1.1. Возникновение приказов и их функции 5
1.2. Делопроизводство в приказах 7
Глава 2. Организация архивного дела в приказах
2.1. Постановка хранения документов в приказах 10
2.2. Виды и приемы составления справочного аппарата в
архивах приказов 12
Глава 3. Состав и содержание документальных материалов архива
Посольского приказа 14
Глава 4. Опись архива посольского приказа 16
Заключение 19
Список источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

0552278_BE0FD_arhiv_posolskogo_prikaza.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

 

Кафедра Истории и организации архивного дела

 

 

 

 

 

 

Шутова Ольга Юрьевна

 

 

Архив Посольского приказа

 

Специальность 030402 «Историко-архивоведение»

 

 Реферат студентки 3-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный  руководитель

к.и.н., доц. Санин О.Г.

 

   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение           3

Глава 1. Приказы и делопроизводство в них     

1.1. Возникновение приказов и их функции     5

1.2. Делопроизводство в приказах       7

Глава 2. Организация архивного дела в приказах

2.1. Постановка хранения документов в приказах    10

2.2. Виды и приемы составления  справочного аппарата в

архивах приказов          12

Глава 3. Состав и содержание документальных материалов архива

Посольского приказа         14

Глава 4. Опись архива посольского приказа     16

Заключение           19

Список источников и литературы       22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 2002 году президент В.В.Путин указом от 31 октября учредил профессиональный праздник – день дипломатического работника. 

Датой праздника было выбрано 10 февраля. С ней ученые традиционно связывают  начало работы Посольского приказа - первого в истории России особого  органа, ведавшего внешними сношениями страны.

В массовой дипломатической документации, которая сохранилась со времени  правления великого князя Ивана  III Васильевича (1462 – 1505), ведущее значение в «делах посольских» занимает Боярская Дума. Летописи и посольские документы сообщают нам формулу решений Боярской Думы. В ее ведении находились: прием иностранных дипломатов, ведение переговоров, составление документации. Так, в июне 1524 г. великий князь Василий III Иванович решает вопрос об отпуске турецкого посла и отправлении ответного посольства.

Итак, до образования специального ведомства самое непосредственное отношение к вопросам внешней  политики имели Боярская Дума и Ближняя  дума. Но существовали и другие учреждения и служащие, которые в своей  деятельности соприкасались с посольскими  делами. Это – Казна (Казенный дворец) и Дворец.

Иными словами, в XV – начале XVI столетия, до образования Посольского приказа, Казенный двор был одним из первых учреждений по ведению внешних сношений России и одновременно – хранилищем дипломатических документов.

Предполагается, что образование  Посольского приказа произошло в 1549 г. Так, в "Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях", сделанной в Посольском приказе около 1565 г., сказано: "В 57-м году (т.е. в 7057 г. "от сотворения мира", или 1549) приказано посольское дело Ивана Висковатого, а был еще в подьячих..." В том же документе говорится, что 1 (10) февраля 1549 г. Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем составляли на Казенном дворе перемирную грамоту.

Вскоре у Висковатого появилась и особая "изба", впоследствии известная как Посольский приказ. Его каменные палаты находились на территории Кремля, рядом с колокольней св. Ивана (ныне Ивана Великого). На первом этаже здания находились три палаты: передняя "подписная", средняя "посольская" - самая большая, в которой сидели подьячие и где велось все делопроизводство приказа, и задняя палата, где "бывают у дьяков иноземцы для государственных тайных дел". Здесь же были "казенки" или "сторонние палатки" для хранения дипломатических документов.

Есть, однако, основания предполагать, что Посольский приказ как государственное учреждение существовал и ранее. Об этом прежде всего говорят данные справочника В.И.Саввы о развитии чиновной иерархии, ведавшей внешнеполитическими делами. Их функции, по сути ничем не отличались от тех, которые исполнял Висковатый и до назначения главой Посольского приказа в дипломатических делах. Будучи еще подъячим, он в марте 1542 г. писал перемирную грамоту с Польшей. Об этом свидетельствует и обилие такой специфической разновидности приказного делопроизводства, как посольские книги.

Посольский приказ в XVI – XVII вв. представлял собой одно из центральных государственных учреждений Российского государства. Архив посольского приказа по своему богатству и сохранности выделяется среди других комплексов исторических источников.

Бумаги Посольского приказа  составляют основу фондов коллекций  Российского государственного архива древних актов. Там же находится  чрезвычайно много источников по внешней политике. Основу фондов коллекций  Посольского приказа дипломатических  документов за период с конца XV до начала XVIII в. составляют посольские книги. В РГАДА хранится около 610 посольских книг по связям России с 17 иностранными государствами и 156 - по связям с народами, позднее вошедшими в состав Российского государства. По посольским книгам историки могут изучать дипломатический церемониал того времени, историческую географию по вверительным грамотам, лингвистику, этнографию по описаниям стран. Они содержат важные сведения по внутренней политике. К примеру, событиям периода опричнины, «Смутного времени» дают нам представление о том, как формировался информационный уровень Посольского приказа. Особенно следует отметить значение посольских книг как источника, в котором деловая письменность смыкается с общественно-политической. Статейные списки российских послов, так же как летописи, хождения и исторические повести, питают истоки отечественной словесности. Средневековая деловая письменность является, по определению Д. С. Лихачева, литературой «государственного устроения».

    К изучению описей  и устройства Посольского приказа  и его историей возникновения  приступало много учёных и  в Российской империи и в  советское время. Такие как  Н.П. Воскобойникова, Л.В. Черепнин, Н. М. Рогожин, В.И. Гальцов, Миллер и многие другие.

Глава 1. Приказы и делопроизводство в них

1.1. Возникновение приказов и их функции

 

Образование Русского централизованного  государства, отвечавшее задачам экономического развития и обороны страны, потребовало  создания и централизованного аппарата управления.

В центре таким аппаратом явились  приказы. Приказы не были учреждены  каким-либо единовременным законодательным  актом. Они возникли по мере расширения и укрепления государственного аппарата. Поэтому в основе их функций лежат различные признаки. Наиболее ранние приказы развились из отраслей управления, существовавших еще в период феодальной раздробленности на княжих дворах, в том числе и на дворе московских князей. Слуги московского князя, выполнявшие его временные поручения по отдельным отраслям хозяйства по мере их усложнения, обрастали подсобными слугами в лице дьякон и подьячих, и таким образом, при них сформировывались постоянные учреждения, ведавшие не одним княжеским хозяйством, но хозяйством всего государства. Так, при дворецком сложился Приказ большого дворца; из личного управления казначея – Приказ большой казны; при конюшем – Конюшенный приказ; сбором пошлин с товаров и за их перевоз сталведать Приказ большого прихода; с отменой на местах системы кормления собирание с населения оброков за освобождение от наместничьего управления было централизовано в приказах – четвертях.

С усложнением и расширением  задач централизованного государства  появились такие отрасли управления, которые в системе старого  аппарата княжого двора еще не имели места и относились к  компетенции Боярской думы. Для ведения  дел таких отраслей были созданы: Разрядный приказ, ведавший служилыми  людьми (боярами и дворянами) и  военными делами; Поместный приказ, ведавший раздачей и переходом поместных  и вотчинных земель и тяжебными  делами о них; Посольский приказ, ведавший сношениями с иностранными государствами.

Почти каждый приказ, являясь центральным  органом управления, в то же время  ведал несколькими городами, в  целях получения с них содержания. Но возникали и специальные приказы, ведавшие отдельными территориями государства. Так, присоединение новых земель потребовало для управления ими  создания приказов, являвшихся областными по масштабу деятельности, но центральными по компетенции, т.е. не подчиненными другим приказам. Таковы приказы: Казанского дворца, Смоленский, позднее в XVII в. приказы Сибирский, Малороссийский, Великороссийский.

Приказы не только выполняли в пределах своей компетенции управленческие функции, но и производили суд  над подчиненными им людьми. Отсюда начальники всех приказов назывались судьями.

Однако, хотя судебная функция была присвоена всем приказам, возникли и приказы собственно судебные: Холопий, ведавший тяжебные дела о холопстве; Разбойный, ведавший судопроизводство по уголовным делам и заведывавший местами заключений.; Земский, ведавший судебными и полицейскими делами тяглого населения Москвы; Монастырский, производивший суд над церковными властями.

Особые приказы были у церкви для управления церковными и монастырскими  делами.

Приказы делились на столы; столы в  свою очередь подразделялись на повытья. Деление на столы и повытья проводились по территориальному признаку: каждый стол или повытье ведали, кроме определенного ряда дел, еще группами городов или уездов, подведомственных приказам, а в Посольском приказе – теми или иными странами, с которыми велись сношения. В крупных приказах количество столов доходило до десяти, а повытий – до нескольких десятков. Некоторые приказы не имели столов и делились только на повытья. В каждом столе или повытье города и страны в свою очередь распределялись между «старыми» или «старшими» и «средними» подьячими, на каждого из которых во многих приказах приходилось по тридцати и более городов. Один из старших подьячих в каждом столе или повытье был его начальником. Низшим слоем приказных являлись «молодые» подьячие. Начальниками подьячих был дьяки, подчинявшиеся начальникам приказов. В каждом из приказов, которые ведали делами, входившими в компетенцию Боярской думы, один из дьяков обязан был присутствовать на заседаниях Думы и назывался думным дьяком. Количество дьяков в приказах, в зависимости от обширности их ведомств, было от одного до пятнадцати человек; подячих в большинстве приказов было в среднем около пятидесяти человек, но в наиболее крупных приказах число их достигало нескольких сот. Так, в Поместном приказе количество подьячих доходило до восьмисот человек.

 

 

 

 

1.2. Делопроизводство в приказах

 

Таким образом, хотя во главе приказов стояли бояре или дворяне, но вся  текущая работа в них была сосредоточена  в руках большой армии дьяков и подьячих. Они приводили в  исполнение указы царя и приговоры  Боярской думы, подготовляли материалы, дела и доклады для царя и Боярской думы, вели делопроизводство приказов. По свидетельству Котошихина, бывшего дьяком Посольского приказа и, следовательно, близко знавшего приказный строй, если «лучится писати о чем, только чернит (вычеркивает) и прибавляет, что надобно и не надобно. А как изготовит, и тех грамот слушают наперед бояре, а потом они ж бояре слушают вдругорядь с царем все вместе. А на всяких делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки не прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают подьячие свои имена». Хотя свидетельство Котошихина отностися к 17 в., но порядки делопроизводства, описанные им, были давними, сложившимися еще в 16 в. так, иностранец Генрих Штаден, служивший в опричниках, близко наблюдал те же порядки. Описывая в своих записках приказы в царствование Ивана Грозного, Штаден говорит: «Они (подьячие) переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту в левую руку и под числом писал свое имя мелким шрифтом… Потом…дьяк писал от себя титул великого князя крупными буквами…».

Поднятие роли приказных дьяков от простых писцов до управляющих  делами конкретно отразилось в документах. В Двинской уставной грамоте 1398 г. еще  говорилось, что определенная плата (две белки) шла дьякам «от письма»  вообще, т.е. за составление, переписку  и подпись той или иной грамоты. Но уже в Судебнике 1497 г. было сказано, что «дьяку от подписи с рубля  по алтыну», а подьячему, которые  грамоту пишет правую, имати с рубля по три денги» (статья 15-я).

Под пером дьяков и подьячих отливались в определенные, ставшие традиционными  и незыблимыми, письменные формы все дела центрального управления Русского государства. Такими привычными формами были: «столпы» или «столбцы», «тетради», «книги» и отдельные грамоты.

В описи царского архива, при упоминании внешнего вида заинвентаризированных документов, термин «столпы» или «столбцы» еще не употреблялся; чаще всего применялся термин «списки», под которым надо разуметь в данном случае не копии, а подлинные материалы. Очевидно, термин «список» есть более ранний синоним термина «столп» и означает, такой подлинный документ, текст которого полностью умещался на одном листе и не требовал продолжения на другом листе, или на нескольких листах.

Когда же бюрократизм приказного строя  повлек за собой в делопроизводстве большую многословность, неоднокрактную повторяемость, при ведении дела, одних и тех же или аналогичных документов и показаний тяжущихся сторон и их свидетелей, запись всего дела настолько разрасталась, что растягивалась на несколько листов. В начале дела обычно шла челобитная, затем записи устных показаний и объяснений, различного рода справки, далее следовали решения по делу и грамота (правая, указанная и т.п.). но на этом дело не кончалось. По указной грамоте оно зачастую передавалась для дальнейшего ведения в другой приказ, где повторялась та же делопроизводственная процедура. Таким образом, в процессе производства дело росло и возникала необходимость скрепления относящихся к нему листов. Одним из способов скрепления и явились «столпы» или «столбцы».

Формирование столбцов заключалось  в следующем. Отдельная полоска  бумаги, получавшаяся путем либо продольного  разреза развернутого обычного листа  писчей бумаги пополам, либо поперечного  разреза его на три части, и, следовательно, обладавшая шириной приблизительно в 15-17 см, будучи исписана на одной стороне, склеивалась своим нижним концом с началом следующей исписанной полоски, являвшейся по тексту продолжением предыдущей. Ко второй полоске в  таком же порядке приклеивалась  третья исписанная полоска и так  до последней полоски, на которой  находился конец данного дела. Получалась единица хранения, представлявшая собой в развернутом виде  ленту  той или иной длины. Составные  части этой ленты, а также места  склеек назывались «сставами».

Информация о работе Архив посольского приказа