Военная политика: оборонная доктрина и состояние вооруженных сил РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Доктрина (лат. doctrine) – учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип.
Военная доктрина – система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения. Основные положения военной доктрины определяются характером общественного строения, политикой государства, уровнем развития средств ведения войны и военной науки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники военной опасности…………………………………………5
1.1. Возможные угрозы безопасности России……………………………...…...5
1.2. Военно-политическая обстановка:…………………………………...…….13
Глава 2. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности..14
2.1. Военная безопасность Российской Федерации…………………….…......14
2.2. Основное содержание обеспечения военной безопасности……………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список источников и использованной литературы…………………………...21

Файлы: 1 файл

Политические институты.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

в-третьих, происходящие на Кавказе вооруженные конфликты уже перекинулись на территорию России, а усиление боевого потенциала Турции и форсированное решение ею курдской проблемы при помощи военной силы свидетельствуют о предпосылках превращения этой страны в реального военного противника России на юге;

в-четвертых, фланговые ограничения России по Парижскому соглашению, а также полностью деформированная структура военного строительства, в результате развала Советского Союза, наиболее остро проявились на юге России, а непосредственная близость к Крыму «завязывает» данный район на ход и результаты разрешения противоречий между Украиной и Россией, между Россией и Турцией;

в-пятых, после западного направления это наиболее короткое расстояние к европейскому центру России.

Основные внутренние угрозы:

1) попытка насильственного свержения  конституционного строя;

2) противоправная деятельность  экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических  движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства  и территориальной целостности  Российской Федерации, дестабилизацию  внутриполитической обстановки  в стране;

3) планирование, подготовка и осуществление  действий, направленных на дезорганизацию  функционирования федеральных органов  государственной власти, нападения  на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

4) создание, оснащение, подготовка  и функционирование незаконных  вооруженных формирований;

5) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ  и других средств, которые могут  быть использованы для осуществления  диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

6) организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная  деятельность в масштабах, угрожающих  военной безопасности Российской  Федерации2.

 

Внутренние угрозы безопасности России:

Угрозы в социальной сфере:

- расслоение общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу малообеспеченных граждан;

- увеличение удельного веса  населения, живущего за чертой  бедности;

- рост безработицы;

- усиление социальной напряженности.

Угрозы экономической безопасности:

- нестабильное и уязвимое геоэкономическое  и торгово-политическое положение  страны;

- разрушение прежних экономических  союзов;

- сохранение дискриминационных  ограничений во взаимоотношениях  с западными странами;

- уход с традиционных рынков.

Угрозы истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации:

- преимущественное развитие топливно-энергетических  отраслей промышленности;

- неразвитость законодательной  основы природоохранной деятельности;

- отсутствие или ограниченное  использование природосберегающих  технологий;

- низкая экологическая культура.

 

Угрозы терроризма и организованной преступности:

- нарастание масштабного, зачастую  конфликтного изменения форм  собственности;

- обострение борьбы за власть  на основе групповых и этнонационалистических  интересов3.

              

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Военно-политическая обстановка

 

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

  1. Снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
  2. Формирование и укрепление региональных центров силы;
  3. Усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
  4. Активизация сепаратизма;
  5. Распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;
  6. Усиление региональной гонки вооружений;
  7. Распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
  8. Обострение информационного противоборства.
  9. Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:
  10. Попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
  11. Использование военно-силовых акций в качестве средства «гуманитарного вмешательства» без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
  12. Нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
  13. Использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
  14. Деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур

Глава 2. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности

2.1. Военная безопасность  Российской Федерации

 

        Обеспечение военной безопасности – важнейшее направление деятельности государства. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира1.

        Главные цели обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.

В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.

       При этом ядерное оружие,  которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

      Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

       Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

 

        Принципы обеспечения военной безопасности:

1) сочетание твердого  централизованного руководства  военной организацией государства  с гражданским контролем ее  деятельности;

2) эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации  военных угроз, адекватность реагирования  на них;

3) достаточность сил, средств  и ресурсов, необходимых для обеспечения  военной безопасности, их рациональное  использование;

4) соответствие уровня  готовности, подготовки и обеспечения  военной организации государства  потребностям военной безопасности;

5) ненанесение ущерба  международной безопасности и  национальной безопасности других  стран.

Российская Федерация:

  • исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

  • сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;

  • проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств – участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;

  • придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;

  • рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

  • отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;

  • строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

  • пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными2.

 

 

 

2.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение военной безопасности, основное содержание обеспечения военной безопасности

В мирное время:

  • формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

  • поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;

  • развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;

  • создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;

  • подготовка системы мероприятий по переводу ВС РФ и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);

  • защита объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

  • охрана и защита государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;

  • подготовка к территориальной и гражданской обороне;

  • развитие необходимой военной инфраструктуры;

  • обеспечение безопасности и защита граждан РФ от военных угроз;

  • формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;

  • осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

  • обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности1.

 

В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):

  • своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;

  • координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;

  • организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

Информация о работе Военная политика: оборонная доктрина и состояние вооруженных сил РФ