Служба по контракту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:11, реферат

Описание работы

В данной работе мы исследуем вопросы понятия и сущности контракта на прохождения военной службы, как правовой основы для прохождения военной службы, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и содержание (основные условия) контракта о прохождении военной службы в соответствии с действующим военным законодательством. Контракт о прохождении военной службы как следствие добровольного соглашения о поступлении на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.46 Кб (Скачать файл)

Введение

Прохождение службы военнослужащими  регулируется Федеральными законами от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Учитывая, что военная служба является видом федеральной государственной службы, представляющей собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства, изучение вопросов прохождения и поступления на военную службу в том числе и изучение вопросов контракта на прохождение военной службы является актуальным для современного военного права.

В данной работе мы исследуем вопросы понятия и сущности контракта на прохождения военной службы, как правовой основы для прохождения военной службы, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и содержание (основные условия)  контракта о прохождении военной службы в соответствии с действующим военным законодательством.

1. Понятие контракта  о прохождении военной службы

Контракт о прохождении  военной службы как следствие  добровольного соглашения о поступлении  на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом  Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы.

В соответствии с Федеральным  законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения - оборона и безопасность.

Осуществление указанной  деятельности происходит как в форме  воинской обязанности (прохождение  военной службы по призыву), так и  в добровольном порядке (прохождение  военной службы по контракту).

Контрактом о прохождении  военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в  сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают  военно-служебные отношения у  конкретного лица с федеральным  органом исполнительной власти, что  не позволяет отождествлять указанный  контракт с трудовым или гражданско-правовым договором. На практике это влечет использование  особого правового регулирования.

Контракт о прохождении  военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.

Сторонами контракта о  прохождении военной службы являются, с одной стороны, Министерство обороны  Российской Федерации или иной федеральный  орган исполнительной власти, в котором  комментируемым Федеральным законом  предусмотрена военная службы, с  другой - гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический  субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена  военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным  требованиям.

При заключении контракта  о прохождении военной службы стороны (гражданин и должностное  лицо) не могут изменить императивно  установленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта  о прохождении военной службы, за исключением подлежащих согласованию (например, срок). Более того, право  внесения в пп. 2 и 3 Типовой формы  контракта конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и обусловленных  особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям  федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена  военная служба.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором  предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта  предусмотренные законодательством  Российской Федерации конкретные права  и обязанности военнослужащих, обусловленные  особенностями их военной службы.

Так, приказом министра обороны  Российской Федерации "Об уточнении  прав и обязанностей военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту в воинские части 76-й  гвардейской воздушно-десантной  дивизии" от 14 августа 2002 г. N 309 в целях организации прохождения военной службы в воинских частях 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 дополнены:

- п. 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

"в) пройти требующуюся  подготовку (переподготовку) по соответствующей  военно-учетной специальности;

г) исполнять обязанности  военной службы, в том числе  при проведении контртеррористических  операций на территории Северо-Кавказского  региона Российской Федерации, а  также в условиях чрезвычайного  положения и при вооруженных  конфликтах;

д) при досрочном расторжении  настоящего контракта освободить и  сдать в 3-месячный срок служебное  жилое помещение";

- п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

"а) обеспечивает подготовку (переподготовку) по соответствующей  военно-учетной специальности;

б) предоставляет для проживания служебное жилое помещение по нормам и в порядке, предусмотренных  законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь".

Приказом ФСБ России "О  контракте о прохождении военной  службы" от 18 ноября 1999 г. N 576 на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, предусматривающей наличие у военнослужащих органов федеральной службы безопасности допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ст.ст. 23, 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-I и ст.ст. 15, 38 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, предусматривающих закрепление в контрактах, заключаемых с лицами, допускаемыми (допущенными) к государственной тайне, их прав и обязанностей, обусловленных необходимостью обеспечения сохранности государственной тайны, установлены частичные временные ограничения прав военнослужащих ФСБ России, которые могут касаться:

- права выезда из Российской  Федерации на срок до пяти  лет со дня последнего ознакомления  с особой важности и совершенно  секретными сведениями;

- права на распространение  сведений, составляющих государственную  тайну, и на использование открытий  и изобретений, содержащих такие  сведения;

- права на неприкосновенность  частной жизни при проведении  органами федеральной службы  безопасности проверочных мероприятий  в период оформления более  высокой формы допуска или  переоформления допуска к государственной  тайне.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной  службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Заключение контракта  о прохождении военной службы ограничено возрастом гражданина. Первый контракт могут заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Заключение новых контрактов ограничено предельными  сроками пребывания на военной службы, установленными ст. 49 комментируемого Федерального закона. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может быть заключен контракт в порядке, установленном ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы.

Контракт о прохождении  военной службы не может быть заключен на неопределенный срок, поскольку  в соответствии со ст. 38 комментируемого Федерального закона он заключается на срок 3, 5, 10 лет и в некоторых случаях на меньший срок.

Таким образом, контракт о  прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта).

Контракт о прохождении  военной службы опосредует специфическую  деятельность граждан Российской Федерации  в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с  необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для  жизни.

Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о  прохождении военной службы.

Контракт о прохождении  военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности  его участников. В то же время  возникновение военно-служебных  отношений связывается не с подписанием  контракта о прохождении военной  службы, а с изданием административного  акта о вступлении его в силу. Следовательно, контракт является одним  из юридических фактов, в совокупности образующих фактический состав, влекущий возникновение военно-служебного правоотношения.

Существенными отличиями  военной службы от всех других видов  государственной службы являются:

1) возможность применения  специальных (военных) методов  для решения поставленных задач,  использование для этого средств  вооруженной борьбы (оружия и  вооружения как индивидуального,  так и коллективного применения);

2) исполнение военной  службы не только в добровольном  порядке, но и по призыву  как форме воинской обязанности,  являющейся юридической обязанностью  части населения государства,  что также не присуще другим  видам государственной службы, и  ряд других особенностей.

Военная организация государства  является частью государственного механизма, предназначенной для решения  задач в области обороны и  военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Государственная служба едина  по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Ряд авторов  относят военную службу к военизированной  государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной  службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификации  является то обстоятельство, что в  ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с  административными органами, в которых  исполняется военная служба. К  государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка  и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства.

Особенность военной службы заключается в том, что заранее  определить порядок действий военнослужащих не всегда представляется возможным  из-за специфики их деятельности, имеющей  подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении  боевых действий.


Информация о работе Служба по контракту