Особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Актуальным является вопрос о совершенствовании средств и методов обучения сотрудников полиции стрельбе из огнестрельного оружия. В уже существующей методике обучения просматривается ряд проблемных вопросов. Как правило, они касаются несоответствия между методикой обучения курсантов образовательных учреждений МВД России и необходимыми навыками, используемыми в дальнейшей практической деятельности.
В результате опроса сотрудников органов внутренних дел России выявлено, что стрельба чаще всего ведется в ограниченнее время, когда у сотрудников не было возможности, не спеша и тщательно прицелиться.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Введение

 Огневая подготовка  в образовательных учреждениях  МВД России являет собой малую  часть системы образования, но, тем не менее, часть, неразрывно  связанную с процессами, происходящими  в общественно – политической  и социально – экономической  жизни государства.

Принципиальные изменения  базисных характеристик современного общества, возрастанием объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками, обострение криминальной обстановки в стране, изменение качественных характеристик  преступности обуславливают потребность  определения, уточнения концептуальных взглядов на подготовленность сотрудников  правоохранительных органов в отношении  владения оружия.

В квалификационных характеристиках  выпускников образовательных учреждений МВД России указывается, что специалисты  должны знать табельное оружие, порядок  его применения и использования, уметь владеть им при решении  оперативно – служебных задач.

Актуальным является вопрос о совершенствовании средств  и методов обучения сотрудников  полиции стрельбе из огнестрельного оружия. В уже существующей методике обучения просматривается ряд проблемных вопросов. Как правило, они касаются несоответствия между методикой  обучения курсантов образовательных  учреждений МВД России и необходимыми навыками, используемыми в дальнейшей практической деятельности.

В результате опроса сотрудников органов внутренних дел России выявлено, что стрельба чаще всего ведется в ограниченнее время, когда у сотрудников не было возможности, не спеша и тщательно прицелиться. Причем, в ситуациях самообороны в 53,8 % случаев стрельба велась «навскидку», опережая нападавших правонарушителей. Быстротечность огневого контакта с правонарушителями обусловлена также, небольшими дистанциями для стрельбы (в основном, 5-10 м).1

Определенное значение для  уверенного поражения цели имеет  изготовка стреляющего. В ситуациях  самообороны стрельба велась с одной  руки в 87,2 % случаев. При задержании правонарушителей и остановке автотранспорта с одной руки сотрудники стреляли в 69,7 % случаев, а с двух – в 30,3 % случаев. Кроме того, стрельба велась из положения стоя (50,1 % случаев), с колена (9,0 %), лежа (4,4 %), из машины (36,5 %).2

На наш взгляд, целесообразным является рассмотреть некоторые  проблемные вопросы в методике обучения курсантов, и с их учетом предложить практические занятия, направленные на формирование профессионально значимых двигательных умений и навыков, с  максимальным приближением к реальным условиям оперативно – служебной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  огневой подготовки сотрудников  полиции

 

Стрельба из пистолета  требует особого мастерства так  же, как и особых подходов обучения ей. Это обусловлено рядом причин:

      • пистолет – во многих случаях, требующих применения оружия – оказывается единственным видом оружия (Так как он – основное табельное оружие силового ведомства).
      • тактика боевой стрельбы из пистолета несколько отличается от тактики боевого применения другого стрелкового оружия.

Содержание и особенности  взглядов, выражающих формы применения боевого оружия, проявляются в  различных основных моделях подготовки и владения им:

  1. Спортивная стрельба.
  2. Практическая стрельба.
  3. Полицейская стрельба.
  4. Интуитивная стрельба и т.д.

Под спортивной стрельбой  понимается стрельба состязательная (она  может осуществляться из спортивного  и боевого оружия), предполагающая выявление победителя, чаще всего  определяемого по количеству набранных  очков (т.е. на точность).

«Полицейская стрельба»  предполагает практическое применение оружия сотрудниками органов внутренних дел.

Отличие «полицейской стрельбы»  от спортивной состоит в приближении  условий выполняемых упражнений к реальным условиям, в которых  сотрудникам приходится применять  оружие, предполагающим:

- скоротечность огневого  поединка;

- необходимость быстрого  применения решения о применении  оружия

- различные дистанции  ведения огня (5 – 7 м, 7 – 10 м,  до 15 м и более);

- важность гарантированного  поражения, нежели точности попадания;

- ведение огня в условиях  недостаточной видимости и т.  п.

Отличия «полицейской» стрельбы выражаются:

  1. В тактике ведения огневого поединка (либо огневого контакта, если поединка как такового не происходит).
  2. Психологических аспектах, присущих деятельности человека в экстремальной ситуации.
  3. Важности гарантированного поражения, нежели точности попадания.

Выявленные специфические  особенности службы являются основанием для корректировки и постановки некоторых новых специальных (узкопрофильных задач) огневой подготовки. Эти задачи, могут успешно решаться в рамках всех основных форм огневой и других дисциплин служебно – боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России с помощью специально подобранных средств и методов обучения, воспитания и контроля. Для их комплексного решения эффективной формой является интегральный спецкурс, обеспечивающий воспитание ключевых профессионально значимых физических, психических качеств и психофизиологических функций, а так же формирование специальной системы знаний, умений, навыков по эффективному  использованию и применению огнестрельного оружия в условиях конкретной служебной деятельности.

В примерной программе  подготовки учебной дисциплины «Огневая подготовка» определено, что выпускник  должен владеть навыками осуществления  защиты безопасности личности, общественного  порядка и общественной безопасности, пресечения противоправных проявлений с применением и использованием огнестрельного оружия на основе моделирования  типовых ситуаций предстоящих служебной  деятельности.

В соответствии с вышеизложенным, процесс обучения должен  состоять из трех основных этапов:

  1. Правовая подготовка для мгновенной оценки обстановки и принятия решения на применение или не применение огнестрельного оружия.
  2. Техническая подготовка для быстрого и точного поражения цели на дальностях от 1 до 25 метров
  3. Психологическая подготовка, для воспитания психологической устойчивости и способности делать выстрел на поражение.

Стандартная подготовка для  реального огневого контакта не является целесообразной, при классической подготовке, курсанты на протяжении пяти лет обучения стреляют несколько упражнений, и  стоит повесить мишень чуть повыше или пониже или сдвинуть на пару метров то у многих начнутся сбои. Правовую и психологическую подготовку и  их проблемные аспекты рассмотрим далее. В качестве возможного пути разрешения проблемы можно рассматривать внедрение  в процесс огневой подготовки некоторых приемов, используемых международной  конфедерацией практической стрельбы.

Международная конфедерация практической стрельбы (IPSC), зародившаяся в конце семидесятых годов на базе обучения полицейских спецподразделений, в дальнейшем показала не только свою жизнеспособность, но и несомненную актуальность подготовки по этой идеологии как любых силовых структур, так и вооруженных сил. Обучение базировалось на моделировании конкретных стрелковых ситуаций, в которых реально применялось оружие, причем стрелок заранее не знал задания. Пропуская личный состав через такие испытания, можно было сразу предположить как повел себя тот или иной стрелок в реальной ситуации. С течением времени, практическая стрельба сформировалась как система обучения и трансформировалась в прикладной вид спорта, которым сейчас в праве заниматься любой законопослушный гражданин. Интересны принципы  IPSC, определенные ее правилами уже в четырнадцатой редакции. В первую очередь это баланс между точностью, мощностью и скоростью, которые являются равноценными элементами практической стрельбы. Правильно сбалансированный  комплекс упражнений способен выявить сущность мастерства стрелка и оценить все элементы в полной мере. Целью обучения становиться овладевание навыком стопроцентного поражения цели или нескольких целей в минимально возможное для каждого человека время.

Практические задания  выполняются на всевозможных декорациях с использованием любого стиля стрельбы, различных стоек и изготовок, с ведением огня правой, левой и  двумя руками. Как и в жизни, преимуществом пользуется тот, кто  умеет поражать цель на ходу, или  даже на бегу.

Важнейшим элементом обучения является навык заряжания оружия, а так же смены магазинов по ходу выполнения упражнения.

Мишенная обстановка представляет собой комплекс стационарных, качающихся, появляющихся бумажных мишеней и  различной конфигурации металлических  падающих мишеней. И все это разнообразие усложняется наличием не поражаемых мишеней или «заложников». Дальности  до мишеней разнообразные – от 50 см до 40 м. Кроме того стрелок выполняет  упражнения на фоне декораций, которые  могут имитировать любые жизненные  ситуации. Такие конструкции могут  изображать дома, лестницы, улицу, кафе, машины, самолеты и т.д., в зависимости  от желания конструктора.

Важно отметить, что одно упражнение не отрабатывается годами, как в классической стрельбе. Практические занятия являются разнообразными.

Стрелку дается только три  минуты, чтобы ознакомится с условиями  и тактики его выполнения. То есть мгновенно нужно принимать решение, выработать тактику стрельбы, имея определенный запас навыков, и обязательно  контролировать свои действия при его  реализации. Этим практическая стрельба учит не только быстро и четко поражать цели, но и ориентироваться в реальной стрелковой ситуации, правильно принять  решение на правомерное применение огнестрельного оружия, думать при  стрельбе.  

 

2. Обучение правовым  основам применения огнестрельного  оружия

 

Общество начало отходить от принципа единообразия в организации  образования. Практика показала, что  единообразие профессиональной школы, к которому общество стремилось в  течение десятилетий, не отвечает главной  цели – всестороннему развитию личности. В самом ли деле устарела педагогическая наука, которая совсем недавно расценивалась  как передовая, ведущая, самая прогрессивная  в мире? Какая из дидактических  концепций, применительно к огневой  подготовке курсантов, может быстрее  других помочь учебной практике в  вузе МВД России, устранить дефицит  профессионального созревания курсантов  и слушателей?

Отличительный признак качества решения оперативно – служебных  задач, возложенных на сотрудников  ОВД, - соблюдение законности. По мнению Г.А. Ястребовского, «… из каждых ста шагов сотрудника ОВД в служебно – прикладной сфере 75-80 шагов – это административно – правовые шаги, действия, регулированные административно – правовыми нормами», в том числе, действия, связанные с применением и использованием огнестрельного оружия.3

Ранение или смерть любого гражданина нашего общества в результате применения огнестрельного оружия сотрудником  полиции вызывает большой общественный резонанс. А если оружие применялось  без правовых оснований, то последствия  данных действий сотрудников со стороны  родных раненного или погибшего,  коллег на работе, общественности субъекта РФ, в котором это произошло, могут привести к чрезвычайным ситуациям. Примером могут послужить события, произошедшие в Греции в декабре 2008 года.

Исходя из изложенного, вопросы, касающиеся модернизации педагогической системы огневой подготовки в  вузах МВД России мы предлагаем рассмотреть  с теоретико – методологических позиций.

В частности, отличается ли обучение курсантов (слушателей) практической стрельбе из пистолета по грудным  мишеням на огневой подготовке от практического обучения применению, использованию огнестрельного оружия, где объектом является человек и  команда на открытие (ведение) огня не подается, так как сотрудник  полиции принимает самостоятельное  решение на применение или использование  огнестрельного оружия.

Здесь важным является то, что  согласно ФЗ «О полиции» при применении огнестрельного оружия, сотрудник должен действовать с учетом создавшейся  обстановки, характера и степени  опасности действий лиц, в отношении  которых оно применяется, характера  и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник обязан стремиться к минимизации любого ущерба. В  современном образовательном процессе специальных дисциплин вузов  МВД России, в частности  огневой  подготовки, данные требования Закона «О полиции» не отражаются, так как  в учебном процессе применяются  грудные и поясные мишени. Мишени, характеризующие причиняемый минимальный  вред здоровью, отсутствуют.  Можно  было бы списать данный факт на относительно малый срок действия ФЗ «О полиции», однако ссылки на обязательность минимизации  ущерба при применении огнестрельного оружия имелись и в предшествующем Законе «О милиции».

Проанализировав нормы данный правовых актов возникает вопрос о соответствии их практическому обучению применению огнестрельного оружия сотрудниками. На наш взгляд невозможно уяснить содержание правовых норм применения и использования огнестрельного оружия без практического апробирования данного материала, иначе возникает граница между знаниями и умениями применять эти знания на практике. Как указывают специалисты,4 сегодня все более актуальной становится подготовка общего научного комментария к нормам, устанавливающим правила применения и использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия. По мнению Ю.П. Соловья «...разработанные правовые нормы не проверяются на эффективность, возможность молниеносного их применения экспериментально. Здесь должны появиться методологические составляющие – проблемное обучение и междисциплинарная интеграция».

Информация о работе Особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД