Административно правовой статус военнослужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………………………… 7

1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7

1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11

1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16

Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19

2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19

2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22

2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24

Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27

3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27

3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53

Файлы: 1 файл

кур раб адм прав ст всл2.docx

— 92.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Балашовский филиал РАНХ и ГС

 

 

Специальность 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная и муниципальная служба»

на тему:

«Административно правовой статус военнослужащего»

 

 

 

Автор работы:

студент 3 курса 32вв группы

заочной формы обучения

 

подпись__________________

 

 

Руководитель работы:

Оценка____________________

Подпись___________________

 

«_____»______________2014 г.

 

 

 

 

Балашов 2014 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

 

Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………………………………………  7

 

1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7

 

1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11

 

1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16

 

Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19

 

2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19

 

2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22

 

2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24

 

Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27

 

3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27

 

3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века был принят ряд законов, определяющих  права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.

 В соответствии с этими  законами военнослужащие подразделялись  на ряд категорий: военнослужащие  срочной службы, военнослужащие  сверхсрочной службы, прапорщики  и мичманы, офицерский состав, военнослужащие  женщины. Для каждой из этих  категорий был разработан отдельный  закон (“Положение о прохождении  военной службы офицерским составом  ВС СССР”, “Положение о прохождении действительной сверхсрочной службы в ВС СССР” и т. д.), кроме того, существовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 года № 193 и ряд других законов, касающихся различных прав, свобод и обязанностей военнослужащих.

 В названных законах достаточно  полно регламентировались порядок  приема на военную службу и  увольнения, права и обязанности  данной категории военнослужащих, правовые гарантии социальной  защиты. Помимо этого обязанности  военнослужащих и действия их  в определенных ситуациях прописывались  в “Уставах Вооруженных Сил  СССР”.

На тот период времени правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в связи с переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия нового закона о статусе военнослужащих.

Новая конституция нашей страны потребовала коренного изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной  вооруженные силы и спецслужбы нашего государства.

Демократические процессы, происходящие ныне в Российской Федерации, затронули все слои общества, включая Вооруженные Силы. В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.

На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, спада  производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.

Военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.

Регулирование сложных, комплексных правоотношений, характерных для Вооруженных Сил, требует применения норм многих отраслей права. Следовательно, военное право – это не самостоятельная, обособленная отрасль, а одна из органических частей всей правовой системы государства.

 В военно-правовой литературе  наряду с термином “военное  право” часто встречается термин  “военное законодательство”. Под  ними в принципе понимается  одно и тоже. Но строго юридически это не так. Право – это нормы, общие правила, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах. Законодательство – это законы, то есть официальные документы, имеющие высшую юридическую силу.

По юридической силе, содержанию и уровню социальной защиты право и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.

Первая группа – содержащиеся в Конституции основные, неотъемлемые права и обязанности военнослужащего, которые определяют его статус как гражданина страны и защищают его неприкосновенность как особого должностного лица. Это те социально-экономические, политические и личные права и свободы, которые не могут быть изменены, отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Недопустимы факты установления различных ограничений и запретов конституционных прав и свобод со стороны военного командования и отдельных ведомств. Только реальное обеспечение конституционных прав военнослужащих дает гарантии социальной защищенности этой категории российских граждан.

Международные пакты о правах человека предусматривают возможность ограничения прав военнослужащих только в отдельных, строго определенных случаях. Все эти случаи должны быть оговорены в Конституции.

Вторая группа – те права и обязанности, содержащиеся в нормах различных отраслей права, которые распространяются на военнослужащих, но, в отличие от первой группы, в некоторых случаях имеют свои особенности по отношению к военнослужащим.

Третья группа – права и обязанности военнослужащих, которые вытекают из условий военной службы и устанавливаются законами о вооруженных силах, а также изданными на их основе правовыми актами. Эти нормы определяют общие, должностные и специальные права и обязанности военнослужащих.

В данной работе мы постараемся рассмотреть все три группы прав и свобод военнослужащих, содержащихся в нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации, так как на сегодняшний день вопрос о статусе военнослужащих продолжает оставаться одним из актуальных и достаточно серьезных. Дальнейшая проработка этого вопроса позволит укрепить правовое положение военнослужащих, а  также обеспечить должную правовую и социальную защищенность как их самих, так и членов их семей.

Задачи данной работы провести сравнительный анализ законодательства СССР и законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод военнослужащих, их обязанностей и ответственности, правовой и социальной защиты, постараться выявить достоинства, недостатки и недоработки современного законодательства в этой области.

Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.

Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.

Во второй главе мы рассмотрим обязанности и ответственность военнослужащих РФ.

Глава третья будет посвящена правам, свободам и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

1.1 Законодательство СССР

 

За время своего существования СССР вел достаточно много войн, как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях  военнослужащих.

Военная служба считалась очень престижной. Со школьной скамьи советский человек готовился стать защитником родины и считал это почетной обязанность. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. “…Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизны, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита отечества, служба в Советских Вооруженных Силах – высокая и почетная обязанность советского гражданина…”1.

Государство заботилось не только о военнослужащих, но и проявляло большую заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи с целью подготовки кадров для службы в армии. Формирование точки зрения о престижности военной службы начиналось именно в школе. В школах и на предприятиях молодежь проходила начальную военную подготовку, положение о которой было утверждено министром обороны СССР 17 июня 1968 года.

Конечно, одним из основных законов, регламентирующих права и обязанности военнослужащих был закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” от 12 октября 1967 года (глава VIII ст. 63 “…Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий военной службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами2…”).

Государство понимало необходимость повышения образовательного уровня военнослужащих и поэтому  в то время существовало достаточно много нормативных актов, регламентирующих этот вопрос.

В этих целях и для  реализации  права военнослужащих на образование приказом Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4 было введено в действие “Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.

Среднее военное и специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений. “Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР” было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 года № 120.

В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).

Военнослужащие также пользовались различными льготами в области образования. Так  статья 43 Закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” гласит: “…За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на военную службу…”3. Льготы установленные для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений распространялись и на военнослужащих обучающихся в этих учебных заведениях (приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4). Согласно приказа Министра обороны СССР от 14 октября 1975 года № 245 льготы предоставлялись и военнослужащим обучающимся без отрыва от службы (работы) в общеобразовательных школах.

Военнослужащие имели льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, прописанные в правилах приема в эти учебные заведения.

Такое многообразие нормативно-правовых актов, так или иначе регламентирующих вопрос об образовании военнослужащих, объясняется тем, что в армии потребовались образованные квалифицированные кадры. Естественно государство установило ряд льгот для военнослужащих в области образования.

Вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).

“Настоящим Положением определяется порядок вещевого снабжения воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота…”4, кроме того, в данном положении прописывалось, кто может пользоваться правом на вещевое довольствие и в чем оно (снабжение) заключается.

Один из самых актуальных вопросов, который стоял в нашем обществе во все времена – квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР “О всеобщей воинской обязанности” этому вопросу посвящены статьи 70-72: “Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.

Информация о работе Административно правовой статус военнослужащего