Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими обстоятельствами:
- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;
- в исследуемой литературе по этой проблеме существует большой разброс точек зрения, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способ решения. Поэтому анализ этих точек зрения и разработка единой социально-философской концепции настоящей проблемы является актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной науки вообще, философской в частности;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность
1.1. История террора и терроризма.
1.2. Подходы к определению понятий и сущности «террора» и «терроризма».
1.3. Религиозный экстремизм: идейные истоки, понятие, сущность, стратегия и тактика
Глава 2. Социально-политические причины терроризма и религиозного экстремизма.
2.1. Терроризм и экстремизм как социальные явления
2.2. Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами.
2.3. Социокультурные и идеологические основы терроризма и религиозного экстремизма.
Глава 3. Терроризм и экстремизм в условиях глобализации.
3.1. Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации.
3.2. Исламский фундаментализм — источник порождения и распространения терроризма и экстремизма.
3.3. Неоваххабизм, - идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма.
3.4. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма.

Файлы: 1 файл

пол Word.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

Применение военной силы или  антитеррористической кампании фактически мало чем-то отличается от терроризма, так как и в этом случае, гибнут ни в чем не повинные люди.

8. Великим державам необходимо  отказаться от политики «двойных стандартов», только в этом случае с терроризмом можно бороться успешно. Террористов ни в коем случае нельзя делить на «своих» и «чужих», на «хороших» и «плохих». Террорист должен нести наказание в соответствии с законом страны, где совершил теракт.

9. В большинстве случаев причиной  обращения людей к радикальным  экстремистским действиям являются  нарушение их прав и неспособность  обеспечения их путем диалога  и достижения взаимопонимания.  Поэтому в подобных ситуациях  наилучшим путем решения проблемы  является устранение факторов, ведущих  к возникновению экстремизма,  а не жестокое противодействие  и использование силы. В таком  случае можно будет предотвратить  появление идей экстремизма в  умах людей.

10. Исламский фундаментализм  по своей сущности явление  политическое, а не религиозное.  Главная его цель — радикальное  изменение существующей системы  политической власти и созданию  исламских государств, порядков  в их собственной интерпретации.  Поэтому, во-первых, во избежание  конфликта между цивилизациями  на религиозной основе, целесообразно  создать международный, правовой  механизм запрещения использования  государствами религии, особенно  исламского фундаментализма, в  своих политических и геополитических  целях, целесообразно вывести  ислам из-под влияния политики, чтобы он не являлся только  ее инструментом, а воспринимался,  прежде всего, как система духовно-нравственных  ценностей; во-вторых, повышать образовательный  уровень молодежи, причем не только  сугубо светский, но и религиозный,  так как знание Корана, истинности  учения ислама, менталитета своего  народа и его места в мусульманском  мире убережет в последующем  молодежь от восприятия пагубной  пропаганды людей, рвущихся к  власти, использующих религию в  качестве инструмента достижения  намеченных целей; в-третьих, использование  термина «фундаментализм» в исламе, навязанный западными учеными, на наш взгляд, является совершенно необоснованным, т.к. не отражает суть и его содержание, поэтому целесообразно использовать термин «салафизм», который означает возврат к первоисточнику мусульманского права - Корану.

11. Совместными усилиями ученых  России, государств Центральной  Азии исследовать природу, правовые  нормы экстремизма, конформизма,  политической терпимости, толерантности,  конфликтности и т.д. На наш  взгляд, целесообразно в странах  Центральной Азии открыть школы  Матуриты — как школы конформизма,  терпимости и толерантности.

12. Наибольшую угрозу безопасности  странам Центральной Азии представляет  Исламское движение Узбекистана.  В связи с этим, руководству  Узбекистана целесообразно вступить  в переговоры с руководством  ИДУ, выслушать их, и по примеру  межтаджикского урегулирования, стабилизировать  ситуацию в регионе.

13. Изучение проблемы противодействия  терроризму, религиозному экстремизму,  целесообразно включить в программу  высших, средних и среднеспециальных  учебных заведений стран СНГ.

14. Чтобы успешно осуществить  вопрос о противодействии терроризму, необходимо изучение этого феномена  с теологической точки зрения, так как до сих пор представители ни одной конфессии не пытались теологически систематизировать теорию терроризма, с тем, чтобы взглянуть на это явление и реакцию на него с аналитической точки зрения, представив логичное и критическое описание теологических источников.

15. В целях стабилизации взаимоотношений  со странами мусульманского мира, странам Запада, прежде всего  США, предупреждение террористических  акций религиозных экстремистов, необходимо урегулировать арабско-израильский  конфликт, решить вопрос о статусе  Г.Иерусалима - как о свободном  городе, вывести коалиционные войска  из Афганистана и Ирака, военные базы США из святых для мусульман городов Саудовской Аравии, оказать содействие странам арабского мира, Ирану и Пакистану в интеграции в мировую экономику, а также либерализации общественно-политической жизни этих стран.

16. В условиях глобализации странам  Запада, прежде всего США, целесообразно  прекратить вмешательства во  внутренние дела исламского мира, навязывать модели глобализации, дать возможность жить своими  культурными, духовными, историческими  ценностями и менталитетом, так  как демократия в понимании  идеологов Запада (моральная распущенность,  порнография, проституция, культ  силы, пьянство, наркозависимость) не  приемлема для мусульман.

17. Применение насилия в рамках  военных действий, то есть терроризма, вызывает необходимость новых  подходов и новой политики  безопасности. В результате усиления  терроризма, регулярные армии в  Египте, Алжире, Израиле, Индии, Пакистане,  Афганистане, России оказываются  зачастую беспомощными перед  лицом террористических актов.

В связи с этим, целесообразно, на первый план выдвигать невоенные  аспекты политики безопасности.

18. Важнейшим условием  обуздания террористического натиска  является изъятие из-под юрисдикции  национальных законодательств судебного  разбирательства по делам, связанным  с проявлениями политического  терроризма, и передача соответствующей  функции Международному уголовному  суду. Эта мера, в определенной  степени, снизила бы вероятность  применения «двойных стандартов» в противодействие терроризму и отбило бы охоту использовать террористическое насилие в политических целях.

19. Акт терроризма не совершается  без серьезных поводов, причин  социального, политического характера.  Он всегда становится результатом  назревшего конфликта (политического,  социального, экономического, иногда  даже бытового), требующего своего  разрешения.

В связи с этим, целесообразно  своевременное вступление в диалог, с тем, чтобы разрешить конфликт и достичь согласия между конфликтующими сторонами.

20. Для того, чтобы успешно противодействовать  терроризму, необходимо государству  создать постоянно действующую  систему предупреждения этому  феномену (Центр прогнозирования  назревания религиозного экстремизма  и терроризма), которая: во-первых, исключает случайность в возникновении  политических (партий, движений) в стране; во-вторых, сделает политически невыгодной  конфронтацию политических сил;  в-третьих, позволит на ранней  стадии выявлять и нейтрализовать  возникшие в обществе социально-политические  противоречия; в-четвертых, обеспечит  подлинную защиту и безопасность  личности.

Необходим комплексный подход к  решению проблем, стоящих перед  государством.

21.3а период боевых действий  на территории Чеченской республики  через войну прошло большое  количество граждан практически  со всех регионов России.

На наш взгляд подобная политика привела к тому, что в целом  у населения России формировались  негативные, неприязненные отношения  к чеченцам, как к народности, а также способствовала возникновению  преступных группировок из числа  контрактников во всех уголках страны.

В связи с этим, в перспективе  Правительству, силовым структурам целесообразно отказаться от подобной практики борьбы с терроризмом.

22. Главной целью противодействия  терроризму является защита личности, общества и государства от  терроризма во всех его формах  и разновидностях.

Законом борьбы с терроризмом предусмотрены  минимальные уступки террористу - это принцип антитеррористической деятельности, сутью которого является неудовлетворение или минимальное  удовлетворение требований террориста. С учетом того, что террористическая деятельность зачастую связана с  возможностью причинения вреда жизни  или здоровью человека, уступки террористам  могут быть объективно необходимы с  целью защиты высших приоритетов.

23. Руководителям стран,  правоохранительным органам целесообразно  отказаться от таких шагов,  которые могли бы служить дальнейшей  подпиткой терроризма, то есть  когда государственная власть  использует квазитеррористические  методы (Россия в Чечне, Израиль  в Ливане, США в Ираке, Турция  против курдов, проживающих в  Ираке и т.д.), тем самым подвергает  население целых стран в состояние  политического небытия, разжигает религиозную, культурную, этическую ненависть.

Нельзя ни в коем случае терроризм  отождествлять с какой-то одной  культурой или обвинять в терроризме какую-то одну нацию, народность.

24. Для укрепления государственности  и правовой системы официальная  политика в отношении ислама  должна обеспечивать использование  его позитивного духовно-нравственного  и культурно-интеллектуального потенциала  в общественной жизни. Именно  отсутствие государственного регулирования  этого процесса стало причиной  распространений экстремистских  взглядов среди мусульман некоторых  стран центральноазиатского региона  и республик Северного Кавказа  Российской Федерации.

25. В целях успешного  противодействия терроризму и  религиозному экстремизму на  национальном, региональном и глобальном  масштабах, необходимо взаимодействие  стран СНГ, ОДКБ, членов ШОС, ОДКБ, стран Среднего Востока, разработка совместных программ или концепции, где предусмотреть предупреждение, нейтрализацию и пресечение этих явлений, при этом, исходить из мировоззренческого, идеологического, социокультурного основания распространения этих феноменов.

26. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» необходимо четче прописать положение о том, что духовенство не имеет право участвовать в деятельности политических партий. В закон «О выборах депутатов» необходимо внести положения, запрещающие формирование избирательных объединений на конфессиональной основе. Надо в законодательном порядке не допустить самой возможности создания фракций и депутатских групп по религиозному признаку. Все эти меры призваны оградить традиционалистов от политизации и, соответственно, от радикализации, от возникновения экстремизма.

27. При осуществлении антитеррористической  операции по уничтожению боевиков, главарей тергруппы не допустить  участие средств массовой информации, лишить террористов возможности  саморекламы в эфире и в  печати.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Назиров, Давлятходжа, 2009 год

1. Абишева М., Шаймергенов  Т. Религиозно-политический экстремизм  в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. —  2006. - №6(48).- С.50-55.

2. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия / Науч.ред. В.Н.Кудрявцев; Сост. Л.В.Брятова. — М.: Наука, 2005. 199 с.

3. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.- С.394-400.

4. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: кн. изд-во, 1973.-С.34.

5. Акаев А. Ситуация  в регионе: О проблеме религиозного  экстремизма в Центральной Азии. // Независимая газета. 1999. - 7 июля.

6. Акинер Ш. Экстремизм: глобальный феномен // Религиозный  экстремизм в Центральной Азии. Материалы международной научной  конф. (Душанбе, 25 апреля 2002). Душанбе:  Деваштич, 2002. - 212 с.

7. Актан X. Теракты и  действия смертников в свете  Корана и Сунны // Ислам о  терроре. Алматы: «Кокжиек-Б», 2006. - С.77-94.

8. Аллисон Г.Т. Ядерный терроризм: самая страшная, но предотвратимая катастрофа: Пер. с анг. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 296 с.

9. Ю.Александров И.А. Исламская  основа саудовского общества  и государства // Королевство Саудовская  Аравия: прошлое и настоящее. —  М., 1999. — С.45-46.

10. Алексеенко Д. Актуальность  новых подходов в борьбе с  терроризмом // Материалы междун. конф. (Москва, 23-24 октября 2001 года).-М., 2001. -С.55.

11. Аляутдинов Ш. Путь  к вере и совершенству. 2-е изд., расшир. и перераб. /

 
 
Научная библиотека диссертаций и  авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/problemy-terrorizma-religioznogo-ekstremizma-i-puti-ikh-preodoleniya#ixzz2ezBbRhXI


Информация о работе Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность