Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими обстоятельствами:
- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;
- в исследуемой литературе по этой проблеме существует большой разброс точек зрения, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способ решения. Поэтому анализ этих точек зрения и разработка единой социально-философской концепции настоящей проблемы является актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной науки вообще, философской в частности;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность
1.1. История террора и терроризма.
1.2. Подходы к определению понятий и сущности «террора» и «терроризма».
1.3. Религиозный экстремизм: идейные истоки, понятие, сущность, стратегия и тактика
Глава 2. Социально-политические причины терроризма и религиозного экстремизма.
2.1. Терроризм и экстремизм как социальные явления
2.2. Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами.
2.3. Социокультурные и идеологические основы терроризма и религиозного экстремизма.
Глава 3. Терроризм и экстремизм в условиях глобализации.
3.1. Факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации.
3.2. Исламский фундаментализм — источник порождения и распространения терроризма и экстремизма.
3.3. Неоваххабизм, - идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма.
3.4. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма.

Файлы: 1 файл

пол Word.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

- показано, что в современном  мире наряду с внутренними  факторами часто причины проявления  разных форм терроризма объясняются  тем, что они активно провоцируются  сильными государствами для реализации  своих национальных интересов  за пределами своих политических  границ;

- установлено, что если раньше  терроризм имел индивидуальный  характер, форму проявления, то в  эпоху глобализации он приобретает  надиндивидуальный, наднациональный  характер;

- установлено, что фундаментализм  в исламе — явление не новое.  Более того, оно регулярно, циклически  повторяется. Фундаменталистский  возврат предполагает отказ от  накопившихся интерпретаций исламских  норм, появившихся за период VIII - XX вв. Отмечается, что тенденция к  фундаментализму в большей или  меньшей степени характерна для  всех мировых религий, а также  для сикхизма, неоконфуцианства; установлено, что неоваххабизм (или ваххабизм) является разновидностью исламского радикализма, фундаментализма (салафизма) и как идеология формирует коллективное сознание, мобилизуя общественную волю своих последователей на решение выдвигаемых политикой религиозных или национально-религиозных требований;

- доказано, что предупреждение  и нейтрализация терроризма немыслимы  без ликвидации его глобальных  предпосылок и его потенциальной  социальной базы. Она должна вестись  гибко, без однобокой опоры  на грубую силу. Меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий  проявления терроризма гораздо  важнее пресечения террористических  акций и наказания лиц, их  совершивших.

Выдвигаемые автором данные положения  как новизны диссертации выносятся  на защиту.

Теоретическую и методологическую основу исследования, прежде всего, составляет сравнительный анализ, так как  без сопоставительного анализа  различных направлений и толков терроризма и религиозного экстремизма  почти невозможно понять и интерпретировать сущность этих явлений и разработать  адекватную концепцию их предупреждения, нейтрализации и преодоления. Сравнительный  анализ в свою очередь дополняется  историческим, ибо для лучшего  понимания современных идеологий  терроризма и религиозного экстремизма  необходим определенный экскурс  в их историю. Поэтому при анализе  всех вопросов автор широко использовал  исторический подход.

Методологической основой исследования также служат диалектический метод  и метод системного анализа общественных явлений. При этом автор исходит  из того, что анализируемые явления  по сути своей динамичны и взаимозависимы.

Источниковая база диссертационного исследования представлена трудами  классиков философии (Аристотель, Плутарх, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, А.Камю и др.), научными изданиями, вышедшими из-под пера востоковедов, исламоведов, правоведов, историков, политологов, конфликтологов, террологов (Ю.И.Авдеев, А.В.Авксентьев, С.Л.Агаев, И.А.Александров, М.С.Ашимбаев, Ю.М.Антонян, С.Ахмедов, Б.М.Бабаджанов, З.Бжезинский, В.И.Василенко, А.М.Васильев, Л.С.Васильев, В.И.Василенко, В.В.Витюк, Б.Г.Гафуров, Роен Гунаратна, А.Н.Гушер, М.И.Давлатов, С.У.Дикаев, И.П.Добаев, С.М.Ермаков, Н.В.Жданов, О.В.Зотов, Ю.Иванич, А.А.Игнатенко, Л.И.Климович, А.В. Коровников, А.В.Косиченко, Г.Курбанов, Р.Ланда, С.А.Ланцов, В.В.Лунеев, Е.Г.Ляхов, А.В.Малашенко, Б.Ж.Нурмухамедов, Д.В.Ольшанский, В.Е.Петрищев, В.Н.Пластун, Л.Р.Полонская, В.Порохова, Э.Сиван, А.Серафим, Л.Р.Сюкияйнен, М.П.Требин, Э.Фромм, Б.Хоффман и др.).

Ценным материалом в деле исследования религиозного экстремизма  и терроризма, различных элементов  идеологических доктрин являлись труды, высказывания идеологов исламского радикализма Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Маудуди, С.Кутба, Фаузан аль-Фаузана, Аль-Завахири, Аль-Умара, стенограммы речей, интервью Усамы бен Ладена, В.Хаддада, С.Хаввы, Сулеймана ат-Тамими и других.

Источниковая база исследования представлена также официальными документами (Законы о борьбе с терроризмом в США, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Закон РФ о  противодействии терроризму и т.д.), многочисленными информационно-аналитическими материалами. Наряду с этим использованы личный опыт, наблюдения автора, который  по роду своей деятельности длительный период занимался изучением этого  феномена среди мусульманского духовенства, последователей политического ислама, религиозных экстремистов и вопросами  предупреждения и пресечения их противоправных действий.

Объектом исследования является феномен  терроризма как источника угрозы насилия с целью наведения  страха и ужаса, религиозный экстремизм, возникающий в процессе радикализации  ислама.

Предмет исследования - формы проявления терроризма и религиозного экстремизма  в общественно-политической жизни  современных обществ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 70-х гг. XX века, когда  терроризм и религиозный экстремизм в силу возрождения исламского фактора  обрели особую значимость в мировой  политике, по настоящее время.

Научно-практическая значимость работы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что  комплесно определена сущность терроризма, религиозного экстремизма, выявлены их идеологические, мировоззренческие, социальные, социокультурные основания, раскрыто содержание политической практики во многих регионах мира.

Теоретические обоснования причин терроризма и религиозного экстремизма  могут быть использованы для дальнейшего  исследования этих негативных явлений.

Материалы диссертации могут  быть использованы при разработке учебных  планов и программ, а также спецкурсов по дисциплинам -исламоведению, религиоведению, этнополитике, юридической психологии, конфликтологии, политологии, социальной философии и т.д.

Материалы диссертации также  могут быть использованы в деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов, силовых структур, а также  как учебный материал для слушателей военных Академий, курсантов высших школ, военных училищ, органов внутренних дел, ФСБ, Комитетов и служб национальной безопасности, студентов высших учебных заведений Российской Федерации, стран центральноазиатского региона.

Материалы диссертации были использованы Центром стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан  при разработке единой концепции  Республики Таджикистан по борьбе с  терроризмом (2006г.).

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании отдела социальной философии Института философии  Академии наук Республики Таджикистан, в Центре стратегических исследований при Президенте РТ. Основные результаты, полученные в ходе исследования, изложены в 33 научных публикациях, 2 монографиях, 1 сборнике статей, докладах, выступлениях на 12 научных конференциях, 2 семинарах  и 3 «круглых столах» (все международные). Общий объем публикаций достигает более 80 печатных листов.

В сентябре — ноябре 2008 года диссертантом подготовлены и направлены Президенту Республики Таджикистан  пять аналитических документов - «Неоваххабизм  как идеология религиозно-политического  экстремизма и терроризма», «Салафизм», «Исламский фундаментализм», а также — о мерах противодействия этим феноменам и о секте исмаилитов; в июле 2009 г. направлена информация о религиозной ситуации в республике с предложением о целесообразности создания «Центра прогнозирования религиозного экстремизма и терроризма при Президенте РТ».

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Назиров, Давлятходжа

Выводы:

Таким образом, на наш взгляд, наиболее приемлемые практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма следующие:

1. Предупреждение и нейтрализация:

• осуществить контроль за неукоснительное  выполнение принятых законов, концепций, постановлений Народных собраний (Парламент), Верховных судов по противодействию  терроризму, религиозному экстремизму, а также запрете ваххабитской и салафитской деятельности;

• необходимость диалога между  мусульманским и западным миром, чтобы прийти к лучшему пониманию  интересов и чаяний друг друга, Восток и Запад должны стать партнерами, так как в арабских странах  больше знают о методах, технологиях  и орудиях противостояния терроризму, религиозному экстремизму;

• реформирование образовательной  системы в мусульманском мире;

• устранение потенциальных причин, условий породивших терроризм, что  же движет этими людьми, каковы их цели и задачи;

• ведение эффективной разъяснительной  антитеррористической работы;

• использование идейно-теоретического аспекта ислама в противодействии  религиозному экстремизму и терроризму;

• финансирование терроризма: благотворительность, международные организации, некоторые  страны;

• ликвидация очагов терроризма и конфликтов и для их урегулирования целесообразно вмешательство СБ ООН;

• сотрудничество и взаимодействие стран членов ШОС, ОДКБ, СНГ, странам антитеррористической коалиции по своевременному обмену информацией по нейтрализации готовящихся акций;

• обратить внимание на изъятие и  учет оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ у населения, уволенных сотрудников силовых  структур на основе компроматов; вести  работу по поиску схронов оружия, оставленных  боевиками на территории республик  Центральной Азии и Северном Кавказе  России;

• привести сложившиеся национальные и международные силовые структуры  в соответствие с вызовами международных  террористических организаций;

• приложить усилия для  ограничения использования экстремистскими  организациями СМИ и использование СМИ в противодействии терроризма;

• среди административно-принудительных мер особое место занимает досмотр (в аэропортах, железнодорожных, автомобильных  вокзалах); создание зон безопасности наиболее уязвимых объектов (учебных, лечебных учреждений, рынков и т.д.); ведение паспорта антитеррористической защищенности.

2. Пресечение терроризма и религиозного  экстремизма:

• установить единый подход для всех стран СНГ к проблемам пресечения, взаимодействия правоохранительных органов; выдачи и привлечения к уголовной ответственности виновных в совершении терактов;

• разработка и реализация общегосударственной  комплексной программы мер противодействия  терроризму на основе следующих принципов: превентивные мероприятия; оперативное  пресечение на стадии их реализации; учет различных моделей антитеррористической деятельности; централизация руководства  всеми действиями; неуклонное обеспечение  неотвратимости наказания и т.д.;

• с терроризмом необходимо бороться всем народом, всем миром, ни одно государство не должно оставаться в стороне (так называемые «нейтрал»), на территории которых могут найти прибежище террористы;

• одним из важных условий является антитеррористическая коалиция, необходимо выработать законы, регулирующие применение военной силы в борьбе с этим явлением;

• осуществление мероприятий по борьбе с терроризмом должны санкционироваться  Советом Безопасности ООН и проводиться  под его контролем, проходить  с соблюдением норм международного права;

• интеграция усилий фундаментальных (естественных, общественных и технических) и прикладных наук, на основе чего разработать  научно обоснованную систему мер  по борьбе с терроризмом;

• на завершающем этапе пресечения целесообразно соблюдать гибкость, дипломатичность и расчетливость, оперативную предусмотрительность, то есть применять как силовые, так  и дипломатические методы (переговоры и диалог);

• терроризм — это сетевая  горизонтальная структура, в которой  каждый элемент одновременно автономен  и многообразно связан с другими, поэтому и борьба требует других подходов, других современных профессионалов, способных понять эти подходы  и принять соответствующие меры;

• ключом к пресечению терроризма в странах СНГ является совершенствование  процедур экстрадации, поэтому целесообразно  разработка специального закона или  положения о выдаче террористов  стране, где он совершил теракт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Террор и терроризм под разными  названиями и в разных формах преследовали человечество с древнейших времен. Современная актуализация проблемы терроризма есть результат цивилизации  самого человечества, которое прошло через бунты, жестокие войны, процессы инквизиции, революции, цареубийства, святотатства.

Сущность терроризма сводится к  активному использованию устрашения для принуждения людей к действиям, выгодным террористам. Именно насилие  и устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма и его  смысл.

В современный период, когда человечество благодаря цивилизации в целом  перестало бояться власти, существующих в обществе законов, терроризм объективно превратился в одно из немногих действенных  средств управления социумом. путем  устрашения.

Наиболее существенным современным  этапом развития терроризма стала его  невиданная глобализация. Глобализация успела серьезно сказаться на безопасности всего мирового сообщества. Ее очевидная  суть - силовая борьба за предел власти и собственности во всемирном  масштабе в интересах избранного меньшинства.

Информация о работе Террор, терроризм, экстремизм: история, понятия и сущность