Сущность, структура и функции политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.

Содержание работы

Введение..
1. Сущность, структура и функции политической системы общества
1.1. Сущность политической системы..
1.2. Функции политической системы..
2. Типология политических систем..
2.1. Авторитарная политическая система.
2.2. Тоталитарная политическая система.
2.3. Политическая система демократического типа.
3. Особенности политической системы современного российского общества
Заключение..

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелегитимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства  государственных решений, но также  их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это, прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности – "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но, тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

С одной стороны, по своим  формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода  деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая  степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты  и государственные органы в массе  своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного  государства и распределительной  экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических  методов и механизмов управления.

Противоречие между двумя  уровнями российской политической системы  настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные  взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях  в виде конфликтов интересов - между  исполнительной и законодательной  властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...

Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и  формирование основ цивилизованного  государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение в котором  приобретает развитие механизма  обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что  в современный период эти задачи могут быть осуществлены по следующим  направлениям:

- обеспечение первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- создание конкретной, соответствующей  конституционным правам и свободам  граждан, реально существующей  и законодательно закрепленной  системы средств и условий  обеспечения политической, экономической  и социальной защищенности граждан  Российской Федерации;

- совершенствование содержания  действующих конституционных прав  и свобод граждан Российской  Федерации;

- применение разработанных  в последнее время принципиально  иных подходов как к международному  сотрудничеству в области прав  человека, так и к решению внутригосударственных  проблем в данной сфере;

 

- совершенствование организационно-правовых  средств органов исполнительной  власти нашего государства в  сфере обеспечения прав и свобод  человека и гражданина;

- реализация обязанности  государства признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека, установленные Конституцией  Российской Федерации;

- развитие системы государственного  контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.

Заключение 

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует  в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных  компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и  способы реализации политических интересов  и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы  обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и  характеристик, поддающихся эмпирическому  социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского  общества. Сочетание формальных и  неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом  соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего  и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

[1] Аристотель. Политика//Антология  мировой философии. – М., 1969. Т. 1. С. 472.

[2] Шаран П. Сравнительная  политология. Часть 1. – М., 1992. С. 49.

[3] Методология социологических  исследований Политической жизни  советского общества. – М., 1989. С. 14.

[4] Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.

[5] Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.

[6] Шаран П. Политическая  система//Политология вчера и  сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7.

[7] Маркс К. Капитал.  Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  Т. 25. Ч. 1. С. 422.

[8] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.

[9] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.

[10] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[11] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[12] Гроссман В. Жизнь и судьба//Октябрь .1988 №2 С.43-44

[13] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[14] А.И.Соловьев Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[15] Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества., М.:Наука, 1974.С.223.

[16] Ю.В.Анохин "Ометодологических подходах к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина" Юрист, 2005, № 5.

[17] А.И.Соловьев. Политология:  политическая теория, политические  технологии. Учебник для студентов  ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с

[18] Сергей Миронов «Сколько  партий нужно России? //Литературная  газета.2005. 2-8 ноября.

[19] А.Ципко «С Конституцией России надо что-то делать» / Комсомольская правда. 2004г.18 марта.

[20] Д.В. Бадов "Будет ли жизнь после 2008 года?" /Независимая газета. 2005 18 октября.

[21] В.О. Лучин, Н.А. Боброва  "Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики" /Право и политика.2003 №10

[22] В.Рыжков "Апрельские  тезисы о либерализме" Ведомости. 2004. 5 апреля.

[23] М.В. Баглай «Конституционализм и политическая система в современной России /Журнал российского права. 2003. №11.

[24] А Будберг "У барьера. Станут ли нацпроекты спасением для России?"// Московский комсомолец. 2006. 4-11 января.

[25] В. Цепляев "Общественная  палата: почему там нет простых  людей?" // Аргументы и факты. 2005. №52.

[26] Послание Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации.  М., 2005. С.24.


Информация о работе Сущность, структура и функции политической системы общества