Сущность политической модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Политическая история многих стран показывает, что стабильность политической жизни обеспечивается наиболее надежно и на длительный период не стремлением власть предержащих к застою, а созданием надлежащих условий для своевременных, разумно организованных изменений устаревших элементов политической системы либо замены ее новой, соответствующей духу времени. Такой образец изменений продемонстрировала, в частности, Испания, совершив постепенный и регулируемый переход к демократии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….….2
1. Сущность политической модернизации…………………………………3
2. Основные направления в теории модернизации………………………..8
3. Трудности и кризисы политической модернизации……………………9
Заключение ………………………………………………………………...12
Список используемой литературы:……………………………………….13

Файлы: 1 файл

Политология Готовая.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….….2

1. Сущность политической модернизации…………………………………3

2. Основные направления в теории модернизации………………………..8

3. Трудности и кризисы политической модернизации……………………9

Заключение ………………………………………………………………...12

Список используемой литературы:……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Политическая история многих стран показывает, что стабильность политической жизни обеспечивается наиболее надежно и на длительный период не стремлением власть предержащих к застою, а созданием надлежащих условий для своевременных, разумно организованных изменений устаревших элементов политической системы либо замены ее новой, соответствующей духу времени. Такой образец изменений продемонстрировала, в частности, Испания, совершив постепенный и регулируемый переход к демократии.

Политическое развитие специфично, отличается от экономического, социального  и других общественных процессов  многими параметрами. Во-первых, политическое развитие не является необратимым, что  подтверждается, в частности, политическими  процессами, происходящими в бывших социалистических странах Восточной  Европы и советских республиках. Во-вторых, политическое развитие характеризуется  своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического  развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в  различных общественных системах и  странах.

Принципиально важен вопрос о критериях политического развития. В качестве таковых считаются  следующие: уровень институционализации  и политической культуры. Иными словами, двуединство «структура-культура» (по Алмонду и Пауэллу). Критерий институционализации включает дифференциацию политических институтов и ролей, означает степень усложнения политической системы, ее к адаптации, уровень самостоятельности  и взаимосвязи политических структур. Параметр политической культуры выражается в «культурной секуляризации». Последняя  определяется как процесс нарастания и углубления рациональности политической деятельности и вместе с тем ее прагматичности, освобождения политических отношений от религиозных, кастовых и других традиций и ценностей, связанных  с приходской (примитивной) культурой, а также с культурой подданичсской (подчинения). Критерий политической культуры включает степень ограничения влияния локализованных субкультур на политическую жизнь общества. Некоторые авторы подчеркивают и такой элемент культуры, как тенденцию к равноправию: переход к культуре участия и универсализацию ценностей и норм.

Модернизация — это  естественный процесс самообновления системы. Он характеризуется системностью и постепенностью качественных изменений  политических институтов, их функций. А главное — это целенаправленный, управляемый процесс, содержание которого составляют изменения политических режимов, образцов политического поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентации и политического  языка. Модернизация противопоставляется  радикализму, ориентированному на деструктивную  критику, разрушительство, исключающую какую бы то ни было позитивность.

Предпосылками и факторами  политической модернизации  являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.

 

 

           1. Сущность политической модернизации

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Этапы переходного периода  от авторитаризма к демократии

 

Кризис авторитарного  режима и его либерализация

Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при  сохранении в политической системе  авторитарных структур

 

Качественное изменение  в политической системе, состоящее  в формировании демократических  политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических  процедур. Этот процесс включает в  себя:

а) формирование конкурентной партийной системы,

б) институализация демократических  механизмов государственной власти.

 

Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов.


Среди закономерностей переходного  периода отмечается, прежде всего, в  качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса авторитаризма, который охватывает государственные  институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается  тогда, когда в элите берут  верх сторонники данной позиции, которые  и начинают либерализацию.

Стержневой проблемой  данного периода, решение которой  обеспечивает переход к демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:

обеспечить согласие относительно прошлого,

все политические силы определяют «правила игры» в новой политической ситуации,

модель общественного  переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.

Опыт показал, что своеобразие  процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика  до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического  реформирования; каков тип предшествующего  недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение  демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного  сознания.

Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между  национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает  проблема:

- идти ли путем копирования  каких-либо моделей развития и  акцент делать на перенесение  в данную социально-политическую  ситуацию уже имеющихся образцов,

- создавать оптимальный  вариант политической системы,  адекватный всему комплексу конкретных  условий данного общества?

И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные  ответы. Наряду с противоречием, связанным  с конфронтацией универсальных  стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется  противоречие между многообразием  социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные  решения.

Эти противоречия пронизывают  все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов  и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет  выработать оптимальный вариант  политической позиции, ослабляющей  проявление типичных для переходного  состояния кризисов. Чтобы осмыслить  содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно  поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую  политическую активность различных  социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное  управление эффективно воздействовать на общество?» 

Необходимо учитывать, что  в период модернизации приходят в  движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать  один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание  оппозиции, не только формальное признание  оппозиции, но и сотрудничество с  ней. Кризис участия возникает в  той ситуации, когда правящая элита  препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.

Одним из ключевых показателей  эффективности и результативности политической системы является легитимность. Напомним, что это понятие означает признание обществом правомерности  официальной власти. Поскольку в  ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.

Мозаичная картина модернизируемого общества отражается во взаимосвязи  следующих процессов: разрыв между  экономическими отношениями и становлением политической системы; разрыв между  системой ценностей, на которых основывалась легитимность власти, и изменениями, приводящими общественные отношения  в противоречия с этими ценностями; растущая неудовлетворенность, вызванная  несоответствием между ожидаемыми благами и реальными последствиями  правительственных решений. В контексте  этих процессов естественно возникает  вопрос, насколько действенно государственное  управление. Для обозначения ослабления способности государства проводить  свою политику используется понятие  кризис регулирования конфликтов, или  кризис проникновения.

Наличие противоречий, проявляющихся  в развитии современного российского  общества, широкая сфера распространения  социальных конфликтов являются основой  для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает  в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность  социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать  теоретической базой для формирующейся  политической элиты России в проведении конструктивной политики.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс  демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются  кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических  факторов.

2. Основные направления в теории модернизации

В связи с таким  положением встаёт проблема выбора вариантов  и путей модернизации. В настоящее  время здесь существует два направления.

Сторонники либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, К. Дейч, Л. Пай) кладут в основу процесса модернизации появление среднего класса, а также  рост образованности и политической культуры населения. Это приводит к становлению гражданского общества с его стремлением к самоорганизации, социальной активности, самоуправлению, формированию разнообразных элит. Характер и динамика модернизации зависят в основном от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлечённости рядовых граждан.

Важными условиями  являются также: последовательность в  осуществлении политических реформ, установление сильной исполнительной власти для социально-экономических  преобразований в обществе, достижение определённого уровня социально  – экономического развития, позволяющего производить структурные преобразования в государстве, обеспечение взаимной безопасности конкурирующих элит, овладение  правящими элитами консенсусной технологией властвования, демократические  убеждения активистов и лидеров, наконец, интенсивная иностранная  помощь, которая осуществляется в  основном в виде международного контроля.

Теоретики консервативной ориентации (С. Хантингтон) исходят  из того, что в странах, где индустриальный скачок не ложится на почву демократических  традиций, на приверженность населения  праву, идее компромисса, любые попытки  реформирования системы власти будут  иметь негативные последствия для  общества: социальный конфликт, политический и экономический упадок. Поэтому  необходимо делать упор на авторитарные методы управления, способные обеспечить организованность и порядок. Модернизация при авторитарных методах управления предполагает компетентное политическое руководство, сильную государственную  бюрократию, возможность поэтапной структурализации реформ, своевременность начала преобразований. Недостатком консервативного направления является исключение по существу участия народа в процессе модернизации. История свидетельствует, что успех модернизации консервативного типа связан с обязательной либерализацией режима, когда властью сознательно «выращиваются» оппозиция и другие демократические структуры. Например, в Южной Корее, на Тайване, в Чили, что способствует вовлечению в процесс широких слоёв населения. Вместе с тем всегда существует угроза соскальзывания авторитаризма в режим жёсткой диктатуры и даже военного переворота, приводящего к непредсказуемым результатам.

Информация о работе Сущность политической модернизации