Судебная система россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.
Отличие выражается не только в специфике их полномочий, но и в построении судов, прежде всего – в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
1 Понятие и место судебных органов в системе государственной власти России
1.1 Понятие и признаки судебной власти.................................................................................3
1.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской
Федерации………………………………………………………………………………....7
2 Организация судебной системы в России
2.1 Суды конституционной юрисдикции и их задачи.............................................................9
2.2 Суды общей юрисдикции....................................................................................................12
2.3 Суды арбитражной юрисдикции........................................................................................15
Заключение.....................................................................................................................................17
Список использованных источников..........................................................................................18

Файлы: 1 файл

КР Правоведение.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Одна  из статей главы «Судебная власть»  посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти следует скорее объяснить данью традиции.

Судебная  власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ)[7]. Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью принять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность: судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также  для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей. Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции РЗ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органе снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.

Таким образом, место судебной власти в  системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

 

2 Организация судебной  системы в России

2.1 Суды конституционной юрисдикции и их задачи

Конституционный Суд РФ - это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится  к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет  систему конституционных судов. Какими-либо полномочиями по отношению  к конституционным (уголовным) судам  субъектов РФ он не обладает[12].

Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст.125, 128) и Федеральным  конституционным законом РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Задачами, стоящими перед Конституционным  Судом РФ, являются защита основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия  Конституционного Суда РФ:

1) разрешение  дел о соответствии Конституции  РФ федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ; конституций республик, уставов,  законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации;  договоров между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров  между органами государственной  власти субъектов РФ; не вступивших  в силу международных договоров  РФ;

2) разрешение  споров о компетенции между  федеральными органами государственной  власти; между высшими государственными  органами субъектов РФ; между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

3) проверка  конституционности закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном случае, осуществляемая  по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов;

4) толкование  Конституции РФ;

5) дача  заключений о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения  обладает правом законодательной инициативы.

Для того, чтобы Конституционный Суд  РФ не превратился в орудие "политических игр", в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении  конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических  обстоятельств во всех случаях, когда  это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении  конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный  Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в которых  принимают участие все судьи  Конституционного Суда РФ. На пленарном  заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию  Конституционного Суда РФ. Только на пленарном  заседании Конституционный Суд  РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с  законодательной инициативой. На пленарных  заседаниях решаются и организационные  вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается  очередность рассмотрения дел в  пленарном заседании и распределение  дел между палатами. На пленарном  заседании принимается решение  о приостановлении или прекращении  полномочий судьи.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.

Председатель  Конституционного Суда РФ руководит  подготовкой пленарных заседаний  Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в  пленарном заседании и заседании  палат, осуществляет общее руководство  аппаратом Конституционного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными организациями, выступает  по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.

Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию  отдельные функции, предоставленные  Председателю Конституционного Суда РФ законом, а в тех случаях, когда  Председатель не в состоянии выполнять  свои обязанности, временно исполняет  его обязанности.

Судья-секретарь  Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом  Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний  Конституционного Суда РФ, доводит  до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует  Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение  судей Конституционного Суда РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в  соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непрерывности, равноправия и  состязательности сторон, национального  языка судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и  Законом "О Конституционном Суде РФ". Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких  бы то ни было государственных или  общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения  принимаются в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к изучению или  рассматриваемым Конституционным  Судом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную  законом ответственность.

Рассмотрение  дел и вопросов, принятие по ним  решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных  заседаниях при наличии не менее  двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при  наличии не менее трех четвертей  ее состава.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание  проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом  тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда провозглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания  проводятся непрерывно, за исключением  времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.

Стороны пользуются равными правами и  возможностями по отстаиванию своей  позиции на основе состязательности.

Производство  в Конституционном Суде РФ ведется  на русском языке. Всем лицам, не владеющим  русским языком, предоставляется  право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.  

 

2.2 Суды общей юрисдикции 

Суды  общей юрисдикции состоят из: 

-высшее  звено – Верховный суд РФ;

-среднее  звено – Верховный суд республик,  краевые и областные суды; суды  городов федерального значения; суды автономной области и  автономных округов; военные суды;

-низшее  звено – районный суд; мировой  судья.

В соответствии со ст.126 Конституции Российской Федерации  Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации:

является  высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции;

осуществляет  в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные и  специализированные федеральные суды;

в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по новым  или вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции;

Информация о работе Судебная система россии