Судебная система россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.
Отличие выражается не только в специфике их полномочий, но и в построении судов, прежде всего – в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
1 Понятие и место судебных органов в системе государственной власти России
1.1 Понятие и признаки судебной власти.................................................................................3
1.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской
Федерации………………………………………………………………………………....7
2 Организация судебной системы в России
2.1 Суды конституционной юрисдикции и их задачи.............................................................9
2.2 Суды общей юрисдикции....................................................................................................12
2.3 Суды арбитражной юрисдикции........................................................................................15
Заключение.....................................................................................................................................17
Список использованных источников..........................................................................................18

Файлы: 1 файл

КР Правоведение.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение............................................................................................................................................3

1 Понятие и место судебных органов в системе государственной власти России

        1.1 Понятие и признаки судебной власти.................................................................................3

        1.2  Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской   

     Федерации………………………………………………………………………………....7

2 Организация судебной системы в России

        2.1 Суды конституционной юрисдикции и их задачи.............................................................9

        2.2 Суды общей юрисдикции....................................................................................................12

        2.3 Суды арбитражной юрисдикции........................................................................................15

    Заключение.....................................................................................................................................17

  Список использованных источников..........................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неотъемлемое  свойство судебной власти заключается  в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным  органам – судам. Эти государственные  органы во многом отличаются от других государственных органов, в том  числе выполняющих законодательные  и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике  их полномочий, но и в построении судов, прежде всего – в порядке  формирования судейского корпуса, который  в конечном счете вершит то, что  называется судебной властью.

В настоящее  время роль суда все более возрастает. Порядок административного обжалования  действий государственных и муниципальных  органов повсеместно дублирован судебным порядком, и он уже активно  применяется гражданами. В сфере  уголовного судопроизводства решение  ключевых вопросов, связанных с ограничением прав и свобод обвиняемого, также  изъято из компетенции прокуратуры  и передано суду.

В сфере  предпринимательства, рыночных отношений  также повышается роль суда как органа, разрешающего споры между хозяйствующими субъектами, осуществляющего защиту интересов потребителей на все более  расширяющемся рынке товаров  и услуг.

Установлен  судебный контроль за принимаемыми в  государстве нормативными актами.

В свете  вышеперечисленного, особую актуальность приобретает проблема такой организации  судебных органов, чтобы, с одной  стороны, была обеспечена для гражданина максимальная доступность судебной защиты своих нарушенных прав (что  должно выражаться не только в предоставлении широких возможностей для обращения  в суд, но и возможности обжалования  незаконных и необоснованных судебных постановлений), а с другой стороны, чтобы конкретные суды не были бы перегружены  работой, чтобы количество рассматриваемых  дел не подменяло бы собой качество осуществления правосудия.

 

1 Понятие и место судебных  органов в системе государственной власти России

1.1 Понятие и признаки  судебной власти

Судебная  власть - одна из разновидностей государственной  власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также  привлекаемых в установленном порядке  присяжных, народных и арбитражных  заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и  исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

Понятие «суд» является одним из центральных  в теории и законодательной практике судоустройства. Несмотря на многообразие его значений в бытовой лексике  и в различных отраслях права, в законе «О судебной системе в  Российской Федерации» подлежат рассмотрению лишь основные признаки и функциональное содержание названной категории  законодательства о судоустройстве.

Суд как обобщенное понятие конституционного и судоустройственного права  представляет собой государственный  орган, занимающий особое положение  в системе российского государственного механизма, самостоятельный и независимый  от иных органов государственной  власти, учреждаемый в порядке, установленном  Конституцией РФ и федеральным законодательством. Суд состоит из судей - носителей  судебной власти, должностных лиц, наделяемых судейскими полномочиями в результате применения особой процедуры, исполняющих  свои обязанности на профессиональной основе, - и представителей народа, привлекаемых в установленных законом случаях  к осуществлению правосудия.

Построение  правового государства в Российской Федерации  немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия[3].

В соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную  и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных  признаков:

1. Судебная  власть осуществляется специальными  государственными органами –  судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность  задач, возложенных на суды, характер  деятельности, существенно затрагивающий  права и свободы граждан, интересы  различных органов и организаций,  определяют особое положение  суда в государственном механизме.

2. Исключительность  судебной власти - признак, тесно  связанный с предыдущим. Судебную  власть вправе осуществлять только  суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона  “О судебной системе РФ”). Никакой  другой государственный орган,  должностное лицо не имеет  права присваивать себе судебные  функции. Порядок образования  судов, их перечень определяются  Конституцией РФ и федеральными  конституционными законами. Создание  судов, не входящих в судебную  систему, определенную законом,  не допускается.

3. Независимость,  самостоятельность и обособленность  судебной власти. При выполнении  своих полномочий судьи подчиняются  только закону, не испытывая давления  или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе  РФ”). Никто не имеет право  давать судье рекомендации, как  разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны  позицией и мнением сторон  в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная  власть осуществляется путем  судопроизводства, что определено  ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона  “О судебной системе РФ”. Судопроизводство  представляет собой деятельность, которая начинается при наличии  определенных законом поводов  и оснований (например, поступление  в суд уголовного дела и  достаточность содержащихся в  нем доказательств для разрешения  уголовного дела), протекает в  определенной законом последовательности  и форме. Закон выделяет следующие  виды судопроизводства: конституционное  - разрешение дел о соответствии  Конституции РФ федеральных законов,  нормативных актов Президента  РФ, палат Федерального Собрания  и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское  - рассмотрение и разрешение дел,  вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и  разрешение дел об административных  правонарушениях. Хотя ни Конституция  РФ, ни Закон “О судебной системе  РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное,  но вместе с тем ст. 127 Конституции  РФ, посвященная Высшему Арбитражному  Суду РФ, его деятельности также  помещена в главу 7 “Судебная  власть”. Арбитражные дела представляют  собой разновидность гражданских  и административных дел, а их  рассмотрение осуществляется в  порядке, определенном Арбитражным  процессуальным кодексом Российской  Федерации. Все это дает основания  для включения арбитражного процесса  в понятие судопроизводства. Следует  также учесть, что судебной властью  является не только рассмотрение  дел, но и рассмотрение жалоб  на незаконные решения и действия  государственных органов и должностных  лиц, жалоб на необоснованное  применение меры пресечения - заключения  под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан,  предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции  РФ.

5. Судебная  власть осуществляется на основе  и в строгом соответствии с  процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами России. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ.

6.  Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

7. Наконец,  следует указать такую черту  (признак) судебной власти, как  участие представителей народа. Хотя, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

В Законе о судебной системе Российской Федерации  закреплены основные признаки судебной власти с позиции разделения властей  и отделения судебной власти от законодательной  и исполнительной.

Однако, анализ данного закона и других законов о судоустройстве позволяет выдвинуть и обосновать еще ряд особенностей судебной власти, в частности: осуществляется на профессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовым положением), установленным законом;  подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;  правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;  полнота власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных;  исключительность, т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно, исключающая вторичное наказание лица судом.

На  современном этапе судебная власть регулируется достаточно  большим количеством нормативно-правовых актов, но все же, по мнению большинства исследователей, остается слабым местом Российского государства.

Прокламированные  Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  с трудом. И в данном случае ощущается  противодействие и давление со стороны  других ветвей власти.

По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной.

Высшими судебными органами являются Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ.

Принцип разделения  властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционировающего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России[5].

 
1.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного   регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть — власть, а не ординарная деятельность судебных органов — непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной власти и  статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

В Конституции  РФ термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин «правосудие», которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Информация о работе Судебная система россии