Структура судебной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Судебная система РФ…………………………………………………….4
2. Суды общей юрисдикции………………………………………………..6
3. Арбитражные суды РФ………………………………………………….15
4. Конституционный суд…………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….20
Список использованных источников……………………………...………21

Файлы: 1 файл

к.р сис-ма ГМУ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Районный суд прежде всего  является судом первой инстанции. Закон  относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения  мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают  процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).

Мировой суд

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды – суды субъектов РФ.

Мировой судья назначается  на свою должность законодательным  органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного  участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет, при повторном и последующих назначениях, не менее чем на 5 лет.

По закону мировым  судьей может стать гражданин  РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий  высшее образование, стаж работы по юридической  специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его  поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов  РФ, согласованных с Верховным Судом.

Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие  гражданские дела:

  – о выдаче судебного приказа;

  – о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

       – дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

       – иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

       – дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

 – дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

– дела об определении порядка пользования имуществом;

– иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Также мировые судьи  вправе пересматривать свои собственные  решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой суд рассматривает  часть дел, отнесенных к категории  административных правонарушений. К  таким делам относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.

К уголовным делам, которые  могут рассматриваться в мировом  суде, относятся дела, максимальное наказание которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне – причинение вреда здоровью, неквалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.

Приговор или  постановление мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня провозглашения.

Военные суды

          Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.

Военным судам Российской Федерации подсудны:

1) дела о всех  преступлениях, совершенных военнослужащими,  а также военнообязанными во  время прохождения ими военных  сборов;

2) дела о всех  преступлениях, совершенных лицами  офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

3) дела о преступлениях  против установленного порядка  службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно - трудовых учреждений;

4) все дела  о шпионаже (в том числе совершенном гражданскими лицами);

5) дела о преступлениях,  совершенных лицами, в отношении  которых имеется специальное  указание в законодательстве (в  частности, военными строителями  военно-строительных отрядов).

В местностях, где  в силу исключительных обстоятельств  не действуют общие суды, военные  суды рассматривают все гражданские  и уголовные дела.

Военные суды при  производстве уголовных дел рассматривают  гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

Кроме того, при  обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.

                                         3. Арбитражные суды РФ

          Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

           В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражному  суду подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора, а именно:

- экономические  споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

- экономические  споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Высший Арбитражный  Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации, поэтому Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существует две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.

Осуществляемый  Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.

Федеральный арбитражный  суд округа

          Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О судебной системе» и с  Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

При рассмотрении дела в кассационном порядке арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

       Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

Арбитражный суд  субъекта Российской Федерации в  пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и апелляционной  инстанции, а также по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Арбитражный суд  субъекта Российской Федерации рассматривает  в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

В апелляционной  инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

 

4. Конституционный Суд

 

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991 году в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный суд  проверяет соответствие Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти к совместному ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд  состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда –  независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Обращения в Конституционный  Суд происходят в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Правом обращения в  Конституционный Суд обладают все  граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства  и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Право на иск принадлежит  и органам государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

Информация о работе Структура судебной системы РФ